§ 11. Обязанности командира корабля в походе

118. Командир корабля ни при каких обстоятельствах не имеет права самостоятельно отступить от выполнения поставленной задачи, за исключением случаев, предусмотренных статьей 136 настоящего Устава.

119. При плавании корабля в составе соединения командир корабля обязан:

1) знать и понимать замысел командира соединения на выполнение поставленной соединению задачи;

2) использовать возможности корабля с максимальной эффективностью для выполнения поставленных задач;

3) удерживать назначенную позицию (место в ордере) и осуществлять маневрирование по сигналам командира соединения;

4) докладывать командиру соединения, если по его расчетам курс соединения или какого-либо корабля в ордере ведет к опасности;

5) самостоятельно изменять курс и скорость хода при непосредственной угрозе безопасности корабля, докладывать об этом командиру соединения.

120. При получении кораблем повреждений или возникновении неисправностей командир корабля обязан:

1) принять меры к тому, чтобы выход корабля из ордера не повлек за собой нарушение ордера соединения;

2) доложить командиру соединения о повреждениях и неисправностях, принять все меры по их устранению.

121. Командир корабля для обеспечения безопасности плавания обязан:

1) принять все меры для обеспечения безопасности плавания и маневрирования корабля;

2) систематически лично определять место корабля и проверять качество счисления пути корабля на карте от момента последней обсервации;

3) контролировать работу штурмана в целях предупреждения его промахов;

4) контролировать работу расчета ГКП - БИП - штурман и использовать данный расчет для обеспечения безопасности плавания.

122. В отдельном плавании командир корабля назначает курс и скорость хода корабля, а на подводных лодках также и глубину погружения.

123. Командир корабля докладывает командиру своего соединения, а в случае управления кораблем с другого командного пункта - на этот командный пункт в установленном порядке о своем месте и действиях в море, прибытии в каждый пункт базирования (порт) и выходе из него.

124. Командир корабля обязан заблаговременно принимать необходимые меры, предупреждающие аварии и предотвращающие угрозу кораблю, жизни и здоровью лиц, находящихся на корабле, в соответствии с наблюдениями, прогнозами погоды, предупреждениями об опасных гидрометеорологических явлениях, а также при плавании в сложных условиях (в том числе приближение к узкостям, навигационным опасностям, районам интенсивного судоходства).

125. Плаванием в сложных условиях является нахождение корабля на ходу в гидрометеорологических, навигационно-гидрографических условиях (в узкости, вблизи навигационных опасностей, в районах интенсивного судоходства или при приближении к ним, в условиях ограниченной видимости, в ситуации, если место корабля сомнительно) и (или) иных условиях, влияющих на безопасность корабля, его управляемость и безопасность лиц, находящихся на корабле. Командир корабля лично оценивает условия плавания и определяет степень их сложности.

126. При плавании корабля в сложных условиях командир корабля обязан соблюдать все меры предосторожности, выработанные морской практикой и установленные международными и местными правилами плавания. К основным мерам предосторожности, соблюдаемым в этих условиях, относятся:

1) повышение боевой готовности корабля или отдельных его подразделений, командных пунктов, боевых постов;

2) ведение штурманом счисления пути корабля с максимальной точностью и уточнение места корабля всеми доступными средствами и способами с периодичностью, обеспечивающей требуемую точность плавания, а также сверка курса, заданного рулевому, с проложенным на карте, сверка показаний основного и резервного курсоуказателей;

3) уменьшение скорости хода до безопасной или остановка движения, приготовление якорей к отдаче, постановка на якорь для полного выяснения обстановки;

4) установление прямой связи ходового мостика (ГКП, ЦП) с постами управления машинами и рулем;

5) непрерывное измерение глубины под килем и сравнение ее с глубинами моря, указанными на карте, стравливание якоря для обнаружения опасной глубины, при необходимости выполнение промера глубин по маршруту перехода с корабельного плавсредства; контроль за нахождением плавучих предостерегательных знаков на своих штатных местах;

6) усиление визуального, слухового и технического наблюдения в целях обнаружения навигационных опасностей и освещения морской обстановки, ведение БИЦ (БИП, постами радиолокационного наблюдения) радиолокационной прокладки обнаруженных целей, определение условий расхождения и опасности столкновения, расчет маневра для предупреждения опасного сближения с ними;

7) осуществление БИЦ (БИП, постами радиолокационного наблюдения) контроля за точным движением корабля по заданному маршруту, использование для навигационного ориентирования сведений береговых систем наблюдения и управления движением;

8) постоянное нахождение командира корабля на ходовом мостике (ГКП, ЦП), использование им и вахтенным офицером для контроля за навигационной безопасностью в том числе опасных, предупредительных, поворотных пеленгов, дистанций, глубин, моментов времени;

9) организация взаимодействия командных пунктов и боевых постов, обеспечивающих безопасность плавания;

10) запрещение переключения источников питания электроэнергией и гидравликой средств, обеспечивающих управление кораблем;

11) запрещение смены вахты в установленное время (смена вахты в сложных условиях плавания производится только с разрешения командира корабля).

127. В районах, в которых плавание без лоцмана запрещено местными правилами, командиру корабля разрешается брать лоцмана. Лоцман допускается на корабль только после проверки документов, подтверждающих его лоцманское звание.

128. Присутствие лоцмана на борту не освобождает командира корабля от ответственности за корабль и исполнение своих обязанностей по обеспечению безопасности плавания и управлению маневрами корабля. Доверяя лоцману проводку корабля, командир корабля обязан принять меры, обеспечивающие безопасность плавания.

129. Если командир корабля обнаружит, что лоцман действует неуверенно, потерял обстановку, ведет корабль к опасности, он обязан отстранить лоцмана от исполнения обязанностей, записать об этом в вахтенный журнал корабля и далее действовать по обстановке.

130. Командир корабля при проводке корабля лоцманом обязан контролировать место корабля относительно навигационных опасностей по своим наблюдениям и данным расчета ГКП - БИП - штурман для обеспечения безопасности плавания, а также для изучения маршрута перехода или фарватера с тем, чтобы в последующем обойтись собственными силами.

131. Командир корабля и личный состав корабля в своих взаимоотношениях с представителями иностранных государств (иностранными кораблями, судами и гражданами) в любых обстоятельствах действуют с достоинством и сообразно интересам Российской Федерации, а также в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации к соблюдению правового режима морских пространств и взаимоотношений с представителями иностранных государств (иностранными кораблями, судами и гражданами).

132. В мирное время, если это не препятствует выполнению поставленных задач, каждому кораблю, судну и (или) летательному аппарату, терпящим бедствие в море, командир корабля обязан оказать помощь всеми имеющимися в его распоряжении средствами. В военное время помощь оказывается в зависимости от обстановки.

133. Обо всех оставшихся на берегу лицах из состава экипажа корабля, командования и из числа лиц, временно находящихся на корабле, командир корабля сообщает старшему морскому начальнику (при необходимости начальнику гарнизона), в органы местного самоуправления, при нахождении корабля за пределами территории Российской Федерации - дипломатическим представителям Российской Федерации.

134. По окончании похода и возвращении в пункт базирования командир корабля обязан:

1) доложить командиру соединения о результатах похода, выполнения поставленных задач, о состоянии личного состава и корабля;

2) принять меры по пополнению запасов и устранению неисправностей находящихся на корабле оружия и технических средств;

3) провести послепоходовый разбор со своими заместителями, помощниками, командирами боевых частей и начальниками служб. Результаты разбора довести до сведения личного состава корабля.