2.1 Уклад общеобразовательной организации

В данном разделе раскрываются основные особенности уклада общеобразовательной организации.

Уклад задает порядок жизни общеобразовательной организации и аккумулирует ключевые характеристики, определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад общеобразовательной организации удерживает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик общеобразовательной организации и ее репутацию в окружающем образовательном пространстве, социуме.

Ниже приведен примерный перечень ряда основных и дополнительных характеристик, значимых для описания уклада, особенностей условий воспитания в общеобразовательной организации.

Основные характеристики (целесообразно учитывать):

- основные вехи истории общеобразовательной организации, выдающиеся события, деятели в ее истории;

- "миссия" общеобразовательной организации в самосознании ее педагогического коллектива;

- наиболее значимые традиционные дела, события, мероприятия в общеобразовательной организации, составляющие основу воспитательной системы;

- традиции и ритуалы, символика, особые нормы этикета в общеобразовательной организации;

- социальные партнеры общеобразовательной организации, их роль, возможности в развитии, совершенствовании условий воспитания, воспитательной деятельности;

- значимые для воспитания проекты и программы, в которых общеобразовательная организация уже участвует или планирует участвовать (федеральные, региональные, муниципальные, международные, сетевые и др.), включенные в систему воспитательной деятельности;

- реализуемые инновационные, перспективные воспитательные практики, определяющие "уникальность" общеобразовательной организации; результаты их реализации, трансляции в системе образования;

- наличие проблемных зон, дефицитов, препятствий достижению эффективных результатов в воспитательной деятельности и решения этих проблем, отсутствующие или недостаточно выраженные в массовой практике.

Дополнительные характеристики (могут учитываться):

- особенности местоположения и социокультурного окружения общеобразовательной организации, историко-культурная, этнокультурная, конфессиональная специфика населения местности, включенность в историко-культурный контекст территории;

- контингент обучающихся, их семей, его социально-культурные, этнокультурные, конфессиональные и иные особенности, состав (стабильный или нет), наличие и состав обучающихся с особыми образовательными потребностями, с ОВЗ, находящихся в трудной жизненной ситуации и др.;

- организационно-правовая форма общеобразовательной организации, наличие разных уровней общего образования, направленность образовательных программ, в том числе наличие образовательных программ с углубленным изучением учебных предметов;

- режим деятельности общеобразовательной организации, в том числе характеристики по решению участников образовательных отношений (форма обучающихся, организация питания обучающихся и т.п.);

- наличие вариативных учебных курсов, практик гражданской, духовно-нравственной, социокультурной, экологической и т.д. воспитательной направленности, в том числе включенных в учебные планы по решению участников образовательных отношений, подобных авторских курсов, программ, самостоятельно разработанных и реализуемых педагогами общеобразовательной организации.