VI. Особенности деятельности образовательных организаций

84. Образовательная организация осуществляет свою деятельность в целях решения следующих главных задач:

подготовка для Вооруженных Сил квалифицированных военных кадров с высшим образованием и средним профессиональным образованием;

подготовка научных и научно-педагогических кадров;

создание условий для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в военной докторантуре;

обучение по дополнительным профессиональным программам;

организация и проведение фундаментальных, прикладных и поисковых научных исследований;

формирование у обучающихся государственно-патриотического сознания, воспитание их в духе патриотизма, верности воинскому долгу и Военной присяге (обязательству), гордости за принадлежность к Вооруженным Силам;

удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения образования;

организация и проведение работы по военно-профессиональной ориентации молодежи и подготовке ее к поступлению в образовательные организации.

Образовательная организация осуществляет подготовку обучающихся для федеральных органов исполнительной власти, военных и военно-технических кадров иностранных государств (по согласованию).

85. Структура образовательной организации включает: управление, основные подразделения (филиалы, институты, центры, факультеты, кафедры, циклы, научные (научно-исследовательские), методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, подразделения слушателей (курсантов), подразделения дополнительного профессионального образования), а также подразделения обеспечения образовательного процесса (полигоны, учебные и учебно-производственные мастерские, библиотеки, музеи, другие структурные подразделения, необходимые для обеспечения деятельности образовательной организации).

Разработка, утверждение и внесение изменений в штат и табель к штату образовательной организации осуществляется Генеральным штабом Вооруженных Сил. В течение учебного года штат и табель к штату образовательной организации не изменяются.

86. Личный состав образовательной организации подразделяется на постоянный состав и переменный состав.

87. К постоянному составу образовательной организации относятся: руководящий состав, научно-педагогические работники, а также инженерно-технический, административно-хозяйственный, производственный, учебно-вспомогательный, медицинский и иной персонал, осуществляющий вспомогательные функции.

Постоянный состав образовательной организации комплектуется военнослужащими и гражданским персоналом Вооруженных Сил.

К переменному составу относятся обучающиеся образовательных организаций.

88. К руководящему составу образовательной организации относятся офицеры и лица гражданского персонала Вооруженных Сил, замещающие должности начальника образовательной организации (филиала), его заместителей и помощников.

Начальники учебно-методического центра (отдела), отдела организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров относятся к управлению образовательной организации.

89. К научно-педагогическим работникам относятся преподавательский состав и научные работники.

К преподавательскому составу относятся:

офицеры, занимающие воинские должности начальников институтов, начальников факультетов (для факультетов, имеющих в соответствии со штатом в своем составе кафедры), начальников кафедр, заместителей начальников кафедр, профессоров, доцентов, старших преподавателей и преподавателей;

лица гражданского персонала Вооруженных Сил, занимающие должности заведующих кафедрами, профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей и ассистентов.

Офицеры, занимающие воинские должности преподавательского состава, при проведении ими учебных занятий являются прямыми начальниками по отношению к обучающимся.

Указания преподавателей из числа гражданского персонала Вооруженных Сил во время проведения ими учебных занятий являются обязательными для исполнения обучающимися.

По решению ученого совета (совета) образовательной организации (филиала, института) учебная нагрузка между лицами преподавательского состава перераспределяется с учетом объема их методической и научной (научно-исследовательской) деятельности.

90. К научным работникам образовательной организации относятся офицеры и лица гражданского персонала Вооруженных Сил, занимающие должности заместителей начальников образовательных организаций по научной работе, начальников и заместителей начальников научно-исследовательских институтов, научно-исследовательских, научно-практических и научно-вычислительных центров, научно-исследовательских управлений (отделов, лабораторий, групп), а также должности главных научных сотрудников, ведущих научных сотрудников, старших научных сотрудников, научных сотрудников, младших научных сотрудников и инженеров-исследователей.

По решению ученого совета (совета) образовательной организации (филиала, института) научные работники проводят учебные занятия.

Должности преподавательского состава перераспределяются по решению ученого совета между кафедрами в зависимости от объема образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности, а должности научных работников между научными (научно-исследовательскими) подразделениями - в соответствии с планами научной (научно-исследовательской) деятельности на срок не более одного года без увеличения штатной численности, фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил.

91. Командиры подразделений слушателей (курсантов) - начальники факультетов, командиры батальонов (дивизионов), начальники курсов, курсовые офицеры, командиры рот (батарей) и взводов - являются прямыми начальниками подчиненных слушателей и курсантов.

Должности командиров подразделений слушателей (курсантов) комплектуются офицерами с высшим образованием, с учетом профиля данной образовательной организации, имеющими опыт службы в войсках (силах).

92. Вакантные воинские должности, подлежащие замещению старшими и младшими офицерами, разрешается комплектовать без ущерба для боевой и мобилизационной готовности гражданским персоналом Вооруженных Сил <11>.

--------------------------------

<11> Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 сентября 2012 г. N 3030дсп (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 декабря 2012 г., регистрационный N 26230), с изменениями, внесенными приказами Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2016 г. N 393дсп (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2016 г., регистрационный N 42962), от 19 августа 2018 г. N 472дсп (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 сентября 2019 г., регистрационный N 55878), от 16 февраля 2022 г. N 928дсп (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2022 г., регистрационный N 67736).

93. Дополнительное профессиональное образование преподавательского состава образовательных организаций высшего образования осуществляется на непрерывной основе. Обучение по дополнительным профессиональным программам проводится не реже одного раза в три года.

Дополнительное профессиональное образование преподавательского состава образовательных организаций осуществляется по программам профессиональной переподготовки и (или) программам повышения квалификации в соответствии с профилем педагогической деятельности.

Офицеры, впервые назначенные на должности преподавательского состава и не проходившие обучение по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в адъюнктуре (аспирантуре), в течение первого года после назначения направляются на обучение по программам профессиональной переподготовки, обеспечивающим получение ими компетенций, необходимых для выполнения нового вида деятельности в сфере высшего образования.

На кафедрах для офицеров, впервые назначенных на должности преподавательского состава, разрабатывается план их профессионального становления, рассчитанный на два года. По решению начальника кафедры для оказания им помощи в профессиональном становлении назначаются руководители из числа наиболее подготовленных преподавателей кафедры.

В образовательной организации получение дополнительного профессионального образования постоянного состава организует учебно-методический центр (отдел).

На основе предложений структурных подразделений образовательной организации разрабатывается план дополнительного профессионального образования постоянного состава образовательной организации.

94. К переменному составу образовательной организации относятся:

офицеры, зачисленные в военную докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук (докторанты);

офицеры, зачисленные в адъюнктуру по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров (адъюнкты);

офицеры, обучающиеся в образовательной организации высшего образования (слушатели);

военнослужащие, обучающиеся в образовательной организации и не имеющие воинских званий офицеров (курсанты).

95. Военнослужащие, обучающиеся в образовательных организациях, привлекаются к выполнению задач, не связанных с реализацией профессиональных образовательных программ, только по решению Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации <12>.

--------------------------------

<12> Пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331; 2014, N 23, ст. 2930).

96. В целях участия научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, квалификационных требований, координации действий образовательных организаций в обеспечении качества и развития содержания профессионального образования в системе военного образования создаются учебно-методические объединения, научно-методические, научно-технические советы и комиссии.

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 20.04.2023 N 232)

(см. текст в предыдущей редакции)

97. Воинское воспитание в образовательной организации организуется, планируется и осуществляется исходя из следующих основных задач:

формирование и поддержание морально-политической и психологической готовности к защите Родины, гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным Силам;

формирование сознания святости и нерушимости Военной присяги (обязательства);

формирование воинской чести, отваги, выдержки, находчивости, бдительности, чувства войскового товарищества, взаимовыручки и иных качеств, необходимых при выполнении воинского долга;

формирование и развитие методических навыков воинского воспитания военнослужащих;

развитие и поддержание у обучающихся чувства собственного достоинства;

формирование способности проявлять разумную инициативу при неукоснительном выполнении требований воинской дисциплины и исполнительности;

сплочение воинского коллектива и укрепление дружбы между военнослужащими различных национальностей, повышение культуры межнационального общения;

создание в воинском коллективе обстановки нетерпимости к нарушениям воинской дисциплины, недобросовестному отношению к воинскому долгу, нерадивости;

формирование и развитие способности к самоанализу и критической оценке результатов собственной деятельности;

изучение настроения, морально-политического и психологического состояния обучающихся.

98. В образовательной организации командиры (начальники) всех уровней осуществляют руководство воинским воспитанием.

Подведение итогов работы по воинскому воспитанию осуществляется при подведении итогов образовательной деятельности в образовательной организации.

Научно-методическое обеспечение воинского воспитания в образовательных организациях организуется Главным военно-политическим управлением Вооруженных Сил.

Руководство планированием, организацией и проведением военно-политической работы осуществляется начальником образовательной организации.

Непосредственно планирование, организация и проведение военно-политической работы осуществляется заместителем начальника образовательной организации по военно-политической работе и военно-политическим отделом (отделением) образовательной организации.

99. В целях реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ в образовательной организации создается учебно-материальная база:

вооружение, военная и специальная техника, состоящие на вооружении Вооруженных Сил и подлежащие изучению (освоению) и (или) используемые в процессе обучения;

учебно-лабораторная база: здания (корпуса) и сооружения с учебными аудиториями (лекционными залами), клиниками (поликлиниками), специализированными и многопрофильными учебными классами, кабинетами, лабораториями, залами для курсового и дипломного проектирования, учебными и учебно-вспомогательными помещениями, оснащенными средствами информационной и вычислительной техники, лабораторным оборудованием и установками, техническими средствами обучения и контроля, другим необходимым оборудованием и наглядными пособиями;

тренажерная база: учебно-тренировочные и эксплуатационные комплексы и системы, учебные командные пункты и учебные пункты управления, оснащенные тренажерами, учебным вооружением, военной и специальной техникой, другими учебно-тренировочными средствами;

полевая учебно-материальная база (база для воздушной, морской выучки): полигоны, аэродромы, акватории, парашютно-десантные городки, учебные центры, учебные комплексы, учебные корабли, лагеря с размещенными на них объектами (комплексами) боевой подготовки и обеспеченные вооружением, военной и специальной техникой, тренажерами, оснащенные полигонным и другими видами оборудования, средствами связи, управления и контроля;

база для выполнения научных исследований: специализированные объекты, оборудованные и оснащенные в соответствии с характером и видом выполняемой научной (научно-исследовательской) деятельности;

база для общевоенной и физической подготовки: строевые плацы, караульные комплексы (городки), тиры, а также спортивные комплексы, залы, бассейны, оборудованные и оснащенные спортивным инвентарем, и другие спортивные сооружения;

база и средства информационного обеспечения: библиотеки, читальные залы, типографии, электронно-библиотечные системы, печатные и (или) электронные учебники, учебные пособия и другие учебные издания, научная и справочная литература, методические и периодические издания по дисциплинам (курсам, модулям), уставы, наставления, руководства, курсы стрельб и вождения, другие документы, компьютерные программы, электронные образовательные и научные ресурсы, кино-, фото- и видеоматериалы;

объекты обеспечения образовательного процесса: учебно-опытные заводы, учебно-производственные мастерские, склады и другие объекты;

база для проведения мероприятий профессионального психологического отбора и профессионально-психологического сопровождения образовательного процесса: специализированные классы, кабинеты, лаборатории, оснащенные средствами психодиагностики и вычислительной техники.

100. В образовательной организации ежегодно разрабатывается план развития и совершенствования учебно-материальной базы на календарный год и последующий плановый период (3 года), который согласовывается с заказывающими (довольствующими) органами и утверждается начальником, которому подчинена образовательная организация. При этом мероприятия плана на календарный год детализируются по месяцам, на следующий год - поквартально, на последующие три года - по годам.

Разработку плана развития и совершенствования учебно-материальной базы организует начальник образовательной организации.

101. Начальник образовательной организации непосредственно организует и осуществляет управление образовательной организацией.

В образовательной организации не позднее чем за месяц до начала учебного года издается приказ начальника образовательной организации об организации образовательной деятельности на предстоящий учебный год, в котором определяются основные направления сосредоточения усилий образовательной организации в новом учебном году, последовательность выполнения мероприятий образовательного процесса, мероприятия по всестороннему обеспечению образовательной деятельности, порядок использования объектов учебно-материальной базы, расходования моторесурсов, боеприпасов и средств имитации, денежных средств, ставятся задачи структурным подразделениям, порядок осуществления контроля образовательной деятельности и оказания помощи структурным подразделениям образовательной организации, порядок организации профессионально-должностной подготовки постоянного состава, а также иные вопросы, учитывающие особенности реализации образовательных программ, организационно-штатную структуру и дислокацию образовательной организации.

Начальник филиала образовательной организации непосредственно организует и осуществляет управление филиалом.

Для рассмотрения основных вопросов деятельности образовательной организации создается выборный представительный орган под председательством начальника образовательной организации: в образовательной организации высшего образования - ученый совет образовательной организации высшего образования, в военной профессиональной образовательной организации Министерства обороны (далее - профессиональная образовательная организация) - совет профессиональной образовательной организации.

Ученым советом образовательной организации высшего образования рассматриваются и обсуждаются:

проекты основных профессиональных образовательных программ и планы мероприятий по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования;

состояние образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности, воспитательной работы и воинской дисциплины, организация и проведение набора в образовательную организацию высшего образования (выпуска из образовательной организации высшего образования) курсантов, слушателей, адъюнктов, докторантов и их итоги;

результаты анализа отзывов из войск (сил) на выпускников, прослуживших один год после окончания образовательной организации в воинских частях и организациях Вооруженных Сил;

результаты научной (научно-исследовательской) деятельности, педагогических исследований и экспериментов, состояние подготовки научных и научно-педагогических кадров и аттестации докторантов и лиц, прикрепленных для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

состояние организации дополнительного профессионального образования постоянного состава образовательной организации;

вопросы редакционно-издательской деятельности;

состояние и перспективы развития учебно-материальной базы и другие вопросы, связанные с деятельностью образовательной организации высшего образования.

Советом профессиональной образовательной организации рассматриваются и обсуждаются:

проекты основных профессиональных образовательных программ и планов мероприятий по основным направлениям деятельности профессиональной образовательной организации;

состояние образовательной и методической деятельности, воспитательной работы и воинской дисциплины, организация и проведение набора в профессиональную образовательную организацию (выпуска из профессиональной образовательной организации) курсантов и их итоги;

результаты анализа отзывов из войск (сил) на выпускников, прослуживших один год после окончания образовательной организации в воинских частях и организациях Вооруженных Сил;

результаты педагогических экспериментов;

вопросы редакционно-издательской деятельности;

состояние и перспективы развития учебно-материальной базы и другие вопросы, связанные с деятельностью профессиональной образовательной организации.

В филиале (институте) образовательной организации высшего образования, а также на факультетах, имеющих в своем составе кафедры, для рассмотрения основных вопросов их деятельности создаются ученые советы филиала (института, факультета) под председательством начальника филиала (института, факультета).

В образовательной организации наряду с учеными советами (советами) создаются другие советы по различным направлениям деятельности, состав, полномочия, организация работы и другие вопросы деятельности которых определяются уставом образовательной организации.

102. Образовательная организация, имеющая в своем составе филиал (филиалы), контролирует его (их) деятельность.

103. В образовательной организации принимаются локальные нормативные акты, регулирующие образовательные отношения <13>, а также организацию и учет методической и научной (научно-исследовательской) деятельности.

--------------------------------

<13> Статья 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 31, ст. 5063).