Предпосылки к разработке Программы

В феврале - марте 2022 г. авиационная отрасль Российской Федерации столкнулась с геополитическими вызовами и введением в отношении ее санкционных мер, которые можно условно сгруппировать по следующим видам:

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 11.03.2023 N 563-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

закрытие воздушного пространства;

запрет на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов, комплектующих и систем;

запрет на продажу самолетов и вертолетов, распространяющийся также на ранее заключенные сделки лизинга;

запрет на поставку комплектующих, компонентов, систем, а также технологического оборудования для производимых и разрабатываемых отечественных воздушных судов;

запрет на обновление аэронавигационных баз данных;

запрет на финансовые операции, включая страхование и перестрахование.

Кроме того, отдельные организации авиационной отрасли Российской Федерации и отрасли авиационной промышленности попали под так называемые блокирующие санкции, в связи с чем им был закрыт прямой доступ к внешним рынкам товаров и услуг.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 11.03.2023 N 563-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Введенные ограничения создают следующие вызовы для авиационной отрасли Российской Федерации:

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 11.03.2023 N 563-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

перспектива потери численного состава современного парка воздушных судов и соответствующих объемов авиационных перевозок (в первую очередь на международных воздушных линиях, спад на внутренних воздушных линиях), в том числе по причине отсутствия запасных частей;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 11.03.2023 N 563-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

резкое ужесточение финансовых проблем авиационных компаний, что может повлечь угрозу банкротства, потерю квалифицированного профессионального кадрового состава авиационных специалистов организаций и снижение безопасности полетов;

падение доходов аэропортов на фоне сокращения пассажиропотока, резкого сокращения международного сообщения;

деградация маршрутной сети и наземной инфраструктуры;

недостаточно высокие темпы замещения иностранных воздушных судов отечественной авиационной техникой.

При реализации указанных рисков наступит ухудшение транспортной связности регионов Российской Федерации, снижение авиационной мобильности населения, что создаст предпосылки для длительной деградации отрасли.

В сложившихся условиях структура парка воздушных судов российских эксплуатантов является неоптимальной (из 1287 эксплуатируемых российскими авиационными компаниями воздушных судов только 470 судов произведено в Российской Федерации или в бывшем Союзе Советских Социалистических Республик).

Стратегической задачей авиационной отрасли Российской Федерации является ускоренный переход на отечественную авиационную технику. При этом к проблемам, требующим в настоящее время особого подхода к государственному регулированию на воздушном транспорте, относятся:

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 11.03.2023 N 563-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

организация снабжения запчастями современной авиационной техники иностранного производства и российской авиационной техники, производимой в кооперации с иностранными производителями;

обновление парка в необходимом объеме в связи с дефицитом отечественной сертифицированной авиационной техники и изготовление отечественных воздушных судов с использованием иностранных компонентов;

повышение финансовой нагрузки на эксплуатантов воздушных судов из-за роста затрат на лизинг, топливо, накладные расходы в период кризисных явлений в экономике;

отказ ряда иностранных поставщиков на предоставление возможности использования программного обеспечения и цифровых сервисов, обеспечивающих в том числе безопасность полетов;

повышение финансовой нагрузки на операторов аэропортов и других участников авиационной отрасли Российской Федерации в связи с логистическими и иными трудностями при организации поставок импортной техники.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 11.03.2023 N 563-р)

(см. текст в предыдущей редакции)