Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

II. Требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев

II. Требования к идентификации клиентов, представителей

клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев

7. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в статье 7.1 Федерального закона, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать как клиентов (физических или юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, занимающихся частной практикой, иностранные структуры без образования юридического лица), которым предполагается оказание услуг (выполнение работ, реализация товаров) либо заключение сделок (совершение операций) разового характера (не предполагающих дальнейшего обслуживания), так и клиентов, которых предполагается принять на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.

В случаях, предусмотренных Федеральным законом, организации по поручению других организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе проводить идентификацию клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, а также обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах для таких организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

8. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в статье 7.1 Федерального закона, при идентификации клиентов устанавливают сведения, указанные в приложении N 1 и приложении N 2 к настоящим требованиям.

9. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в статье 7.1 Федерального закона, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать лицо, являющееся представителем клиента, - в случае его обращения в качестве представителя клиента, и проверить полномочия такого лица.

При обращении в организацию или к индивидуальному предпринимателю, лицу, указанному в статье 7.1 Федерального закона, в качестве представителя юридического лица лица, не являющегося единоличным исполнительным органом, организация, индивидуальный предприниматель, лицо, указанное в статье 7.1 Федерального закона, идентифицируют также единоличный исполнительный орган данного юридического лица.

10. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в статье 7.1 Федерального закона, при идентификации представителей клиента устанавливают сведения, указанные в приложении N 1 и приложении N 2 к настоящим требованиям.

11. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в статье 7.1 Федерального закона, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать выгодоприобретателей и установить в отношении них сведения, указанные в приложении N 1 и приложении N 2 к настоящим требованиям.

12. В случае, если организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в статье 7.1 Федерального закона, не располагают информацией о наличии выгодоприобретателей до приема на обслуживание клиента, то организациям, индивидуальным предпринимателям, лицам, указанным в статье 7.1 Федерального закона, необходимо принять меры по идентификации выгодоприобретателей до проведения операции (сделки).

13. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в статье 7.1 Федерального закона, обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона. При идентификации бенефициарных владельцев подлежат установлению сведения, указанные в приложении N 1 к настоящим требованиям.

14. Признание физического лица бенефициарным владельцем должно основываться на имеющихся и (или) получаемых организацией, индивидуальным предпринимателем, лицом, указанным в статье 7.1 Федерального закона, документах и (или) информации.

15. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в статье 7.1 Федерального закона, устанавливают и проверяют достоверность сведений о бенефициарном владельце (бенефициарных владельцах), как представленных клиентом (представителем клиента), так и полученных по результатам анализа совокупности имеющихся у организации, индивидуального предпринимателя, лица, указанного в статье 7.1 Федерального закона, документов и (или) информации. Данные сведения фиксируются в соответствии с пунктом 39 настоящих требований.

16. В случае, если по результатам принятых организациями, индивидуальными предпринимателями, лицами, указанными в статье 7.1 Федерального закона, мер бенефициарный владелец юридического лица не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган этого юридического лица. Принимаемое решение и сведения о принятых мерах по выявлению бенефициарного владельца фиксируются в соответствии с пунктом 39 настоящих требований.

17. В случае принятия на обслуживание клиентов, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, идентификация бенефициарных владельцев таких клиентов не проводится. Сведения об отсутствии обязанности принятия мер по идентификации бенефициарных владельцев в связи с обслуживанием указанных клиентов фиксируются в соответствии с пунктом 36 настоящих требований.

18. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в статье 7.1 Федерального закона, обязаны проверить наличие или отсутствие в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца сведений <1>:

--------------------------------

<1> Подпункт "б" пункта 8 требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 667 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 28, ст. 3901; 2018, N 38, ст. 5858) (далее - требования к ПВК N 667), и подпункт "в" пункта 9 требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1188 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 29, ст. 5684) (далее - требования к ПВК N 1188).

а) в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

б) в перечнях организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН;

в) в решениях о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, вынесенных межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма.

(п. 18 в ред. Приказа Росфинмониторинга от 29.12.2022 N 355)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. При проведении организациями, индивидуальными предпринимателями, лицами, указанными в статье 7.1 Федерального закона, проверок, указанных в пункте 18 настоящих требований, используются сведения, актуальные на дату такой проверки.

20. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в статье 7.1 Федерального закона, обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании и принимаемых на обслуживание, лиц, указанных в подпунктах 1 и 5 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона. Указанные меры применяются с учетом пунктов 2 - 4 статьи 7.3 Федерального закона.

21. Решение о принадлежности физического лица к лицам, указанным в подпунктах 1 и 5 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона, должно основываться на имеющихся и (или) получаемых организацией, индивидуальным предпринимателем, лицом, указанным в статье 7.1 Федерального закона, документах и (или) информации.

22. Организации и индивидуальные предприниматели обязаны принимать меры по выявлению среди своих клиентов, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории) <2>.

--------------------------------

<2> Подпункт "г" пункта 8 требований к ПВК N 667.

23. Организации и индивидуальные предприниматели обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди своих клиентов:

а) юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых подлежат применению меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и абзацем первым пункта 2 статьи 7.5 Федерального закона;

(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 29.12.2022 N 355)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) физических или юридических лиц, действующих от имени или по указанию организации или физического лица, в отношении которых подлежат применению меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и абзацем первым пункта 2 статьи 7.5 Федерального закона;

(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 29.12.2022 N 355)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) физических или юридических лиц, чьи операции с денежными средствами или иным имуществом приостановлены по решению суда в соответствии с частью четвертой статьи 8 Федерального закона.

24. При проведении идентификации клиента организации и индивидуальные предприниматели оценивают степень (уровень) риска совершения клиентом подозрительных операций, а также на основании программы оценки степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций, включенной в правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПВК) и разработанной организацией и индивидуальным предпринимателем в соответствии с требованиями к ПВК N 667, относят клиента к группе риска совершения подозрительных операций в зависимости от степени (уровня) риска.

При проведении идентификации клиента лица, указанные в статье 7.1 Федерального закона, оценивают степень (уровень) риска совершения клиентом подозрительных операций, а также на основании программы оценки рисков и управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, включенной в ПВК и разработанной лицом, указанным в статье 7.1 Федерального закона, в соответствии с требованиями к ПВК N 1188, относят клиента к группе риска совершения подозрительных операций в зависимости от степени (уровня) риска.

25. Организации и индивидуальные предприниматели обязаны обновлять сведения, полученные в результате идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в сроки, установленные в подпункте 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, за исключением случаев, определенных пунктом 27 настоящих требований.

26. Обновление полученных в результате идентификации сведений осуществляется в отношении всех клиентов, находящихся на обслуживании на момент наступления у организации или индивидуального предпринимателя обязанности по обновлению таких сведений.

27. Обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, может не проводиться при одновременном наличии следующих условий:

а) организация и индивидуальный предприниматель предприняли обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по обновлению сведений, в результате которых обновление сведений не было завершено;

б) со дня принятия мер по обновлению сведений не проводились операции клиентом или в отношении клиента.

При обращении клиента в организацию или к индивидуальному предпринимателю для проведения операции обновление сведений о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце должно быть завершено до ее проведения.

28. Для целей идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, а также при обновлении информации о них в организацию, индивидуальному предпринимателю, лицу, указанному в статье 7.1 Федерального закона, клиентом (представителем клиента) представляются подлинники документов или копии документов.

Организация, индивидуальный предприниматель, лицо, указанное в статье 7.1 Федерального закона, самостоятельно определяет в ПВК способ заверения копий документов (в том числе выписок из документов), представленных для целей идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца либо обновления сведений о них.

29. Если к идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца либо обновлению информации о них имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная в соответствии с пунктом 28 настоящих требований выписка из него.

30. Отдельные сведения, подтверждение которых не связано с необходимостью изучения организациями, индивидуальными предпринимателями, лицами, указанными в статье 7.1 Федерального закона, правоустанавливающих документов, финансовых (бухгалтерских) документов либо документов, удостоверяющих личность физического лица (номер телефона, факса, адрес электронной почты, иная контактная информация и другие сведения), могут представляться без их документального подтверждения, в том числе со слов (устно).

31. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в статье 7.1 Федерального закона, в целях идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, а также при обновлении информации о них вправе использовать представленные клиентом сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2021, N 27, ст. 5187).

32. Документы и сведения, на основании которых осуществляется идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца либо обновляются сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце, должны быть действительными на дату их представления (получения).

33. Документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке (за исключением документов, удостоверяющих личность физических лиц, выданных компетентными органами иностранных государств, составленных на нескольких языках, включая русский язык), представляются организации, индивидуальному предпринимателю, лицу, указанному в статье 7.1 Федерального закона, с приложением перевода на русский язык, верность которого засвидетельствована в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 14, ст. 2197).

Требование о представлении организации, индивидуальному предпринимателю, лицу, указанному в статье 7.1 Федерального закона, документов с приложением перевода на русский язык, верность которого засвидетельствована в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1, не распространяется на документы, выданные компетентными органами иностранных государств, удостоверяющие личность физических лиц, при условии наличия у физического лица документа, подтверждающего право пребывания (проживания) на территории Российской Федерации (например, въездная виза, миграционная карта, вид на жительство).

34. В случаях, предусмотренных организацией, индивидуальным предпринимателем, лицом, указанным в статье 7.1 Федерального закона, во внутренних документах, перевод документа (его части) на русский язык вправе выполнить работник организации, индивидуального предпринимателя, лица, указанного в статье 7.1 Федерального закона, уполномоченный на осуществление перевода внутренними распорядительными документами организации, индивидуального предпринимателя, лица, указанного в статье 7.1 Федерального закона, либо лицо, предоставляющее услуги перевода. Перевод должен быть подписан работником, который его осуществил, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), должности и скреплен печатью организации, индивидуального предпринимателя, лица, указанного в статье 7.1 Федерального закона, или лица, предоставляющего услуги перевода (при наличии печати).

35. Документы, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, иностранных структур без образования юридического лица и выданные компетентными органами иностранных государств, не являющихся участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов <3> (далее - Конвенция), если иное не установлено действующими международными договорами Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются организациями, индивидуальными предпринимателями, лицами, указанными в статье 7.1 Федерального закона, при наличии консульской легализации.

--------------------------------

<3> Подписана в Гааге 5 октября 1961 г., Бюллетень международных договоров, N 6, 1993 (обязательна для Российской Федерации в соответствии с Постановлением ВС СССР от 17.04.1991 N 2119-1 "О присоединении СССР к Гаагской конвенции 1961 года, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов" (Ведомости СНД и ВС СССР, 1991, N 17, ст. 496).

Документы, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, иностранных структур без образования юридического лица и выданные компетентными органами иностранных государств, являющихся участниками Конвенции, если иное не установлено действующими международными договорами Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются организациями, индивидуальными предпринимателями, лицами, указанными в статье 7.1 Федерального закона, при наличии на них апостиля, удостоверяющего подлинность подписи, должность лица, подписавшего документ, и подлинность оттиска печати или штампа, которым заверен этот документ.

36. Сведения, полученные организациями, индивидуальными предпринимателями, лицами, указанными в статье 7.1 Федерального закона, в результате идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, документально фиксируются в анкете в соответствии со сведениями, приведенными в приложении N 3 к настоящим требованиям.

По решению организаций, индивидуальных предпринимателей, лиц, указанных в статье 7.1 Федерального закона, в анкету также могут быть включены иные сведения, необходимые для реализации настоящих требований.

37. Анкета может заполняться (формироваться) на бумажном носителе или в электронном виде.

38. Полученные организациями, индивидуальными предпринимателями, лицами, указанными в статье 7.1 Федерального закона, при проведении идентификации копии документов приобщаются к анкете.

39. Документы, составляемые и получаемые организациями, индивидуальными предпринимателями при идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев либо обновлении сведений о них, формируются в досье клиента.

40. При обновлении информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце формируется новая анкета, которая приобщается к досье клиента.

41. Досье клиента подлежит хранению в соответствии с программой хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, включенной в ПВК и разработанной организацией, индивидуальным предпринимателем в соответствии с требованиями к ПВК N 667.

42. Срок хранения досье клиента не может быть менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.

43. Установленные пунктом 42 настоящих требований сроки хранения распространяются на составленные лицами, указанными в статье 7.1 Федерального закона, анкеты и приобщенные к таким анкетам документы.