Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Раздел IV. Объект налогообложения (статья 358 Кодекса)

11. Объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. В перечень наземных транспортных средств для целей налогообложения не вошли, в частности, троллейбусы, железнодорожные и трамвайные локомотивы, рельсовый подвижной состав, прицепы и полуприцепы и другие несамоходные средства транспорта. Кроме того, необходимо иметь в виду, что в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94 автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (передвижные электростанции, передвижные трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, вагоны-дома, передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п.), считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и рассматриваются (если их можно признать аналогами соответствующих стационарных предприятий) как здания и оборудование.

13. Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

Правила регистрации автомототранспортных средств в Государственной инспекции безопасности дорожного движения утверждены Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59 (зарегистрирован в Минюсте России 07.03.2003, N 4251).

Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) утверждены Минсельхозпродом России от 16.01.95 (зарегистрированы в Минюсте России 27.01.95, N 785).

Временные правила регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, утверждены Приказом ГТК России от 02.03.95 N 137 (зарегистрирован в Минюсте России 18 апреля 1995 г., N 836).

Из указанных выше документов следует, что автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см не подлежат государственной регистрации на территории Российской Федерации. Следовательно, названные транспортные средства не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что главой 28 Кодекса в отношении наземных транспортных средств предусмотрено отнесение к объектам налогообложения только самоходных транспортных средств, в том числе машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу.

14. Государственная регистрация водных транспортных средств осуществляется в соответствии и в порядке, установленном статьей 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

При этом суда подлежат государственной регистрации в:

Государственном судовом реестре Российской Федерации;

судовой книге;

бербоут-чартерном реестре; реестре арендованных иностранных судов.

Военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые ими только для правительственной службы в некоммерческих целях, не подлежат государственной регистрации в указанных реестрах. Следовательно, названные транспортные средства не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу.

В Государственном судовом реестре и судовых книгах не регистрируются шлюпки и иные плавучие средства, являющиеся принадлежностями судна (пункт 5 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации). Поэтому указанные шлюпки и плавсредства не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу.

Правила государственной регистрации судов утверждены Приказом Минтранса России от 26.09.2001 N 144 (зарегистрирован в Минюсте России 13 ноября 2001 г., N 3029).

Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах утверждены Приказом Минтранса России от 29.11.2000 N 145 (зарегистрирован в Минюсте России 31 января 2001 г., N 2556).

Правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах утверждены Приказом Госкомрыболовства России от 31.01.2001 N 30 (зарегистрирован в Минюсте России 21 мая 2001 г., N 2717).

15. Государственная регистрация воздушных судов осуществляется в соответствии и в порядке, установленном статьей 33 Воздушного кодекса Российской Федерации.

При этом гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Государственные воздушные суда подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Минобороны России.

Экспериментальные воздушные суда подлежат государственному учету в уполномоченных органах в области оборонной промышленности (статья 33 Воздушного кодекса Российской Федерации). К экспериментальным воздушным судам относятся суда, используемые для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной техники.

Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации утверждены Приказом Минтранса России от 12.10.95 N ДВ-110.

Правила государственной регистрации воздушных судов авиации общего назначения Российской Федерации (дополнение к Правилам государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации) утверждены Приказом Минтранса России от 10.04.96 N ДВ-44.

Реестр воздушных судов авиации общего назначения является частью Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации (пункт 1.4 Правил государственной регистрации воздушных судов авиации общего назначения Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России N ДВ-44).

Парапланы, дельтапланы и другие безмоторные сверхлегкие летательные аппараты подлежат учету в ОФСЛА России (п. 1.1 Правил государственной регистрации воздушных судов авиации общего назначения Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России N ДВ-44).

На гражданское воздушно судно, занесенное в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации, выдается Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна Российской Федерации (пункт 1.8 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России N ДВ-110). На воздушное судно авиации общего назначения, занесенное в Реестр воздушных судов авиации общего назначения Российской Федерации, выдается Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна (пункт 1.6 Правил государственной регистрации воздушных судов авиации общего назначения Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России N ДВ-44).

При регистрации гражданского воздушного судна ему присваивается государственный и регистрационный опознавательные знаки (пункты 1.4, 8.3.1 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России N ДВ-110). Регистрационные знаки воздушных судов авиации общего назначения могут отличаться от знаков гражданских воздушных судов количеством цифр либо наличием в регистрационном знаке буквенных символов (пункт 1.3 Правил государственной регистрации воздушных судов авиации общего назначения Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России N ДВ-44).

16. При определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:

- Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359;

- Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII.

17. В пункте 2 статьи 358 Кодекса указаны транспортные средства, не являющиеся объектом налогообложения по транспортному налогу. При этом необходимо учитывать следующее.

17.1. В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" право на обеспечение автотранспортным средством имеют инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания.

Для непризнания автомобиля легкового объектом налогообложения по транспортному налогу налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, подтверждающие получение (приобретение) указанного автомобиля легкового через органы социальной защиты населения.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: нижеупомянутое письмо Минсоцзащиты и Минфина РФ N 1-707-18/28 издано 23.03.1993, а не 23.04.1993.

Порядок продажи инвалидам легковых автомобилей с зачетом стоимости автомобилей "Запорожец" или мотоколяски и их реализации разъяснен письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 23.04.93 N 1-707-18/28 (зарегистрировано в Минюсте России 26.05.93, N 259).

17.2. Подтверждением, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются:

1) положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и др. документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;

2) наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.

Кроме того, подтверждением, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, могут также являться:

получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок;

систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств);

наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.

При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, а также соответствующие договора перевозки регламентируются:

главами XIII и XIV Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

главами VIII и IX Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;

главой XV Воздушного кодекса Российской Федерации.

К деятельности по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок не относится, в частности, деятельность ресторанов и баров на борту судов, транспортная обработка грузов, хранение и прочая вспомогательная и дополнительная деятельность (лоцманская проверка, постановка судов в док, спасение судов, предоставление маневровых услуг, деятельность терминалов, деятельность туристических агентств и т.д.), деятельность по обеспечению лесосплава.

К указанной деятельности, в частности, относится и деятельность, связанная с перевозкой по договору фрахтования судна на время с экипажем (тайм-чартер).

17.3. Тракторы, самоходные комбайны всех марок и специальные автомашины не признаются объектом налогообложения по подпункту 5 пункта 2 статьи 358 Кодекса при условии, что они зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей.

При этом долю произведенной сельхозпродукции в общем объеме производимой продукции можно определить по результатам деятельности за налоговый период. Стоимость произведенной в течение налогового периода продукции определяется исходя из цен реализации указанной продукции, сложившихся у сельхозпроизводителя в течение налогового периода.

Учет произведенной сельхозпродукции ведется по унифицированным формам первичной учетной документации, утвержденным Госкомстатом России и согласованным с Минфином России и Минэкономики России Постановлением от 29.09.97 N 68 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья".

Налогоплательщик в целях подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя предоставляет в налоговый орган расчет стоимости произведенной продукции с выделением произведенной сельскохозяйственной продукции.

При определении указанной доли ни в объеме произведенной сельскохозяйственной продукции, ни в общем объеме произведенной продукции не учитываются покупные товары.

При непризнании лица сельскохозяйственным товаропроизводителем по истечении налогового периода транспортный налог исчисляется и уплачивается в общеустановленном порядке. В случае несвоевременной уплаты налога начисляются пени на общих основаниях.

17.4. Документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортного средства, выдаются органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.

Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.

17.5. В соответствии со статьей 34 Воздушного кодекса Российской Федерации на воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы, должно быть нанесено изображение красного креста или изображение красного полумесяца в соответствии с ГОСТ 18715-74.

17.6. В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Кодекса не признаются объектом налогообложения транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

При определении федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, следует руководствоваться федеральными законами, в которых в отношении федеральных органов исполнительной власти предусмотрена военная служба, а также положениями об этих органах.