Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

ОСОБОЕ МНЕНИЕ СУДЬИ ФЕДОРЦОВА А.А

(7 июня 2022 года)

Коллегия Суда Евразийского экономического союза (далее - Коллегия Суда), рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью "СМГ ИМПОРТ", общества с ограниченной ответственностью "АЙСТЕК", общества с ограниченной ответственностью "ЭНГО-РУС", приняла решение об удовлетворении требований истцов и признала решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 апреля 2021 года N 50 "О классификации самоходной ледозаливочной машины в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (далее - Решение N 50) не соответствующим Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и международным договорам в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз, ЕАЭС).

Полагаю, что судебный акт основан на некорректном анализе и применении права Союза и основных положений Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (далее - Гармонизированная система), являющейся международной основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).

1. Коллегия Суда ограничилась рассмотрением вопроса о соотношении самоходных ледозаливочных машин и оборудования для общественных работ.

При этом в основу анализа понятия "общественные работы" Коллегией Суда положено ограничительное толкование данного термина из национального законодательства о занятости населения, применяемого в государствах - членах Союза без учета смыслового значения данного понятия в рамках таможенного права Союза.

Коллегия Суда в контексте товарной субпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС определила, что под общественными работами, как правило, подразумеваются временные общедоступные виды работ, не требующие профессиональной подготовки (квалификации), имеющие социальную направленность (пункт 5.4 судебного решения).

Полагаю, что толкование, предложенное Коллегией Суда, не согласуется с ТН ВЭД ЕАЭС и не учитывает положения Гармонизированной системы.

Исхожу из концептуально разного смыслового наполнения понятия "общественные работы" для сферы трудовых и социальных отношений в государствах - членах Союза, на котором основывает свои выводы Коллегия Суда, и данного понятия в праве ЕАЭС, в том числе во взаимосвязи с терминами "public works" и "les travaux publics" на английском и французском языках в аутентичных текстах Гармонизированной системы - международной основы ТН ВЭД ЕАЭС.

Анализ ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с ее международной основой требует разъяснения термина "общественные работы", в частности, применительно к англоязычной версии Гармонизированной системы, в которой данный термин определяется как:

сооружения (такие как школы, автомагистрали, доки), построенные для общественного пользования или удовлетворения общественных потребностей, особенно если они финансируются и принадлежат государству (словари Merriam-Webster и The Britannica Dictionary);

широкая категория инфраструктурных проектов, финансируемых и строящихся государством для отдыха, занятости, охраны здоровья и обеспечения безопасности населения. К ним относятся общественные здания, транспортная инфраструктура, общественные пространства, общественные услуги и другие, обычно долгосрочные, материальные активы и сооружения (словарь Educalingo);

общественные объекты и улучшения, финансируемые государством для общественного блага. Общественные работы включают больницы, мосты, автомагистрали и плотины. Эти проекты могут финансироваться за счет местных, региональных или федеральных ассигнований (словарь The New Dictionary of Cultural Literacy).

Аналогичное понимание термина "общественные работы" приводится в словарях Cambridge Dictionary, Collins English Dictionary, The New Encyclopaedia Britannica и др.

Следует также обратить внимание, что в толковом словаре под общей редакцией д.э.н. Осадчей И.М. общественными работами называются строительные проекты, финансируемые государством.

К ним относят новое строительство и ремонт дорог, мостов, школ, больниц, государственных учреждений, жилого фонда, принадлежащего государству.

Как видно из приведенных выше словарных источников, содержание примененного в ТН ВЭД ЕАЭС и в Гармонизированной системе (субпозиция 8479 10) понятия "общественные работы" существенно отличается от определения данного понятия в национальном законодательстве государств-членов о занятости населения, на котором основано принятое решение Коллегии Суда.

Считаю обоснованным в толковании текста товарной субпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС при оценке Решения N 50 исходить именно из общепринятого понимания словосочетания "общественные работы", как широкой категории инфраструктурных проектов для общественного пользования или удовлетворения общественных потребностей.

При этом следует заметить, что к товарной позиции 8479 ТН ВЭД ЕАЭС отнесены машины и механические устройства. Это априори исключает предложенную Коллегией Суда трактовку общественных работ как "временных общедоступных видов работ, не требующих профессиональной подготовки (квалификации)". Эксплуатация и использование любых машин и механических устройств требуют соответствующей квалификации и подготовки оператора, и данное оборудование не может обслуживаться временным и неквалифицированным персоналом.

Таким образом, использованная Коллегией Суда трактовка указанного понятия ограничивает и изменяет реальное содержание текста товарной субпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС в части понимания и наполнения позиции "оборудование для общественных работ".

Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что ошибочное толкование понятия "общественные работы", совершенное Коллегией Суда, стало причиной неверной судебной оценки правильности классификации самоходной ледозаливочной машины и правомерности Решения N 50.

2. Полагаю, что Коллегия Суда без достаточных правовых оснований, ссылаясь на текст пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС, указала, что в товарной субпозиции 8479 10 000 0 подлежат классификации "Машины для определенных отраслей промышленности".

В обоснование изложенной позиции Коллегия Суда отметила, что в материалах дела отсутствует информация, подтверждающая возможность отнесения ледозаливочной машины к отраслям промышленности, и констатировала, что наличие в товарной позиции 8479 других субпозиций, в том числе субпозиции "машины и механические приспособления прочие", указывает на то, что понятие "аналогичные работы" взаимосвязано с понятием "строительство" и "общественные работы", ограничено смысловой связью с ними и предполагает виды деятельности, соотносимые со строительством и ремонтом.

Обращаю внимание, что примененное в пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС в части товарной позиции 8479 отнесение большого множества самых разнообразных машин, входящих в данную товарную позицию, к категориям машин общего назначения, машин для определенных отраслей промышленности и различных машин не является квалификационным признаком и применено не для классификации или включения в ту или иную товарную позицию, а для удобства группирования и наименования примерного перечня большого множества самых разнообразных машин, входящих в данную товарную позицию.

В соответствии с пояснениями, к категории товаров (II) "машины для определенных отраслей промышленности" отнесены, в том числе: небольшие механические аппараты, управляемые рядом идущим оператором, для обслуживания дорог (например, подметальные машины или аппараты для нанесения линий белой краской), механические вращающиеся щетки, которые могут быть смонтированы вместе с бункером для приема мусора и системой смачивания на колесном шасси, разбрасыватели соли и песка для очистки от снега.

Поименованные в названном перечне товары не имеют отношения к какой-либо отрасли промышленности, а являются машинами, применяемыми в различных сферах деятельности для обслуживания мест общего пользования - дорог, тротуаров, придомовых территорий.

Аналогичным образом, для удобства описания в категорию (III) "различные машины" пояснениями отнесены автоматические машины для чистки обуви, промышленные полотеры, испарительные воздухоохладители, трапы для посадки пассажиров, которые используются как в определенных отраслях промышленности, так и для обслуживания определенных сфер деятельности: мест общего пользования - машины для чистки обуви, сферы авиаперевозок - трапы для посадки пассажиров.

Следует отметить, что для целей классификации товаров применимы пояснения ТН ВЭД ЕАЭС к группе 84, в соответствии с которыми "(3) В товарные позиции 8425 - 8478 включаются машины и устройства, которые за некоторыми исключениями классифицируются по отрасли промышленности, в которой они применяются, независимо от их конкретных функций в этой отрасли. (4) В товарную позицию 8479 включаются машины и механические устройства, не охваченные ни одной из предшествующих товарных позиций данной группы".

Анализ указанных положений пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС дает основания утверждать, что Коллегия Суда пришла к ошибочному выводу, что оборудование для общественных работ, строительства и других аналогичных работ, поименованное в классификационной группировке 8479 10, должно относиться только к отраслям промышленности.

Полагаю, что товарная позиция ТН ВЭД ЕАЭС, обозначенная кодом 8479 10, и соответствующие пояснения относят в данную позицию оборудование, применимое не только в отраслях промышленности, но и в иных широких (разнообразных) сферах деятельности, в том числе в таких, как сфера обслуживания и содержания сооружений общего пользования при осуществлении работ по заливке, подготовке и обслуживанию ледяных поверхностей на катках и спортивных аренах.

3. Согласно ТН ВЭД ЕАЭС к классификационному коду 8479 10 отнесена совокупность товаров, именуемая "оборудование для общественных работ, строительства и других аналогичных работ".

Следует также отметить, что описание ледозаливочной машины в Решении N 50 не ограничено сферой применения оборудования для общественных работ и не исключает также такие свойства, как использование для работ, аналогичных общественным и строительным.

Обращаю внимание, что за рамками судебной проверки остались вопросы соответствия указанных в Решении N 50 признаков самоходной ледозаливочной машины оборудованию для работ, аналогичных общественным работам и строительству, и возможность классификации самоходной ледозаливочной машины по этому основанию.

Объективные характеристики машины, указанные в Решении N 50, позволяют отнести ее к оборудованию, которое необходимо при осуществлении работ, аналогичных общественным и строительным. Так, согласно Решению N 50 предназначением самоходной ледозаливочной машины является заливка ледяных поверхностей. Данный вид работ включает очистку, выравнивание и наращивание ледовой поверхности на катках и спортивных аренах. Для выполнения этих работ в конструкции самоходной ледозаливочной машины предусмотрены, среди прочего, бункер для снега, емкости для воды, бортовая щетка и кондиционер, содержащий системы срезания, удаления, промывки и заливки льда.

Данный вывод подтверждается сравнительным анализом приведенных в пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС и к Гармонизированной системе примеров оборудования для общественных работ, строительства и других аналогичных работ, а также самоходной ледозаливочной машины.

Такие машины являются оборудованием, в том числе, для работ, аналогичных общественным и строительным работам, и исходя из схожих конструкторских и инженерных решений, применяемых в этом оборудовании для формирования и ухода за различного рода поверхностями.

Совершенно закономерно то, что самоходные ледозаливочные машины именуются также ресурфейсерами (от английского to resurface - перекладывать покрытие дороги, покрывать заново, вновь асфальтировать). Толковые словари раскрывают смысловое содержание данного понятия применительно к уходу за различными поверхностями (дорога, лед, другие покрытия), сближая его со сферой строительства.

Данное обстоятельство дает основание полагать, что ресурфейсер - ледовый комбайн и по своему наименованию, которое отражает суть данного товара, также может относиться к оборудованию для работ, аналогичных общественным и строительным работам (дорожно-строительным работам), и классифицироваться в товарной субпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

4. Полагаю необходимым акцентировать внимание на том, что Решение N 50 принято Коллегией Комиссии в рамках и в соответствии с Договором и направлено на реализацию основных целей Союза, предусмотренных статьей 4 Договора, в том числе на модернизацию, кооперацию и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики. В свете реально существующей экономической ситуации оно имеет особую значимость и актуальность для развития как экономик государств - членов Союза, так и евразийской интеграции в целом.

В материалах дела имеется информация, что аналогичные ввозимым из Канады и Италии ледозаливочные машины производятся в государствах - членах Союза: в Республике Беларусь и Российской Федерации.

Необоснованная классификация ввозимых ледозаливочных машин по иному коду ТН ВЭД ЕАЭС, чем в принятом Комиссией решении, не только противоречит праву Союза, но и создаст дискриминационные условия для производителей аналогичной продукции в государствах - членах Союза в сравнении с производителями товаров, ввозимых из третьих стран, что является препятствием для развития национальных экономик, для реализации программы импортозамещения.

Полагаю, что решение Коллегии Комиссии N 50 о классификации ледозаливочных машин соответствует праву Союза и необоснованно отменено Коллегией Суда.

Судья

А.А.ФЕДОРЦОВ