Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Общие положения

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральный закон от 23.06.1999 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

1.1. Настоящие методические рекомендации по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг разработаны в целях реализации положений Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (далее - Закон) и определяют процедуру проведения анализа и оценки конкурентной среды на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг (далее - рынок финансовых услуг).

1.2. Настоящие методические рекомендации применяются при:

определении доминирующего положения финансовой организации;

рассмотрении ходатайств и уведомлений, представляемых в соответствии с требованиями статей 16 - 19 Закона;

осуществлении контроля за соглашениями и согласованными действиями финансовых организаций, ограничивающими конкуренцию на рынке финансовых услуг, в соответствии с требованиями статей 8 - 9 Закона;

(в ред. Приказа МАП РФ от 29.08.2003 N 284)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществлении контроля за созданием объединений (ассоциаций, союзов) финансовых организаций в соответствии с требованиями статьи 11 Закона.

Настоящие методические рекомендации могут применяться и в иных случаях, связанных с анализом и оценкой конкурентной среды на рынке финансовых услуг, в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг.

1.3. В настоящих методических рекомендациях понятия: финансовая услуга, финансовая организация, рынок финансовых услуг, конкуренция, недобросовестная конкуренция, доминирующее положение, концентрация капитала, соглашение используются в значении понятий, определенных статьей 3 Закона; понятия: группа лиц, аффилированные лица используются в значении понятий, определенных Законом Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

В целях настоящих методических рекомендаций также применяются следующие понятия:

продуктовые границы рынка финансовых услуг - определенная финансовая услуга либо финансовые услуги, рассматриваемые в совокупности в силу единства их функционального назначения, применения, цены и (или) других параметров;

географические границы рынка финансовой услуги - территория Российской Федерации или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям;

структура рынка финансовых услуг - совокупность количественных и качественных показателей, характеризующих состояние конкуренции на рынке;

барьеры входа на рынок (выхода с рынка) финансовых услуг - факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, препятствующие (затрудняющие) финансовой организации вхождение на рынок финансовых услуг, а также выход с указанного рынка.

1.4. Оценка состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг осуществляется на основе получаемой информации от государственных органов, осуществляющих государственное регулирование на рынке финансовых услуг, Центрального банка Российской Федерации, финансовых организаций, саморегулируемых организаций, объединений, союзов, экспертов и иных юридических и физических лиц.

В качестве исходной информации о рынке финансовых услуг могут использоваться:

данные государственной статистической отчетности;

информация государственных органов власти, Центрального банка Российской Федерации и органов местного самоуправления;

сведения об объеме финансовых услуг, полученные антимонопольными органами непосредственно от финансовых организаций;

данные бухгалтерской отчетности финансовых организаций;

данные выборочных опросов клиентов финансовых организаций - потребителей финансовых услуг (юридических и (или) физических лиц), характеризующие границы продуктового рынка финансовых услуг и географические границы рынка финансовых услуг;

данные независимых экспертиз о продуктовых границах рынка финансовых услуг;

данные информационных агентств и средств массовой информации о состоянии и структуре рынка финансовых услуг.

1.5. Для оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг рекомендуется определять:

продуктовые границы рынка финансовых услуг;

географические границы рынка финансовых услуг;

институциональную структуру рынка финансовых услуг и состав клиентов финансовых организаций;

качественные показатели конкурентной среды рынка финансовых услуг;

емкость финансового рынка и доли финансовых организаций на рынке финансовых услуг;

показатели рыночной концентрации;

рыночный потенциал финансовой организации.

В каждом конкретном случае указанная выше процедура оценки состояния конкурентной среды может осуществляться в различном объеме и последовательности в зависимости от особенностей финансового рынка, целей анализа; возможен также пропуск отдельных этапов (если определены продуктовые и географические границы рынка финансовых услуг). После прохождения каждого этапа при необходимости осуществляется корректировка показателей, определенных на предыдущем этапе.

По результатам проведенного исследования делаются выводы о структуре рынка, о развитости или неразвитости конкуренции на рынке финансовых услуг, целесообразности и формах воздействия антимонопольных органов на изменение ситуации.

1.6. При расчете показателей, характеризующих состояние конкурентной среды на рынке финансовых услуг, должны использоваться данные, относящиеся к конкретному временному интервалу. Выбор временного интервала зависит от целей исследования, стабильности изучаемого рынка финансовых услуг, наличия исходных данных и других факторов.

При изучении рынка финансовых услуг в связи с нарушением законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг его характеристики рекомендуется определять за период, предшествующий событию (факту), изложенному в заявлении, либо дате получения заявления о таком нарушении. В качестве отрезка времени, для которого определяются характеристики рынка финансовых услуг, может быть рекомендован годовой период. Возможен выбор иных временных интервалов.

Все характеристики рынка финансовых услуг по факту определяются для одного временного интервала. Точно так же при изучении перспектив развития рынка финансовых услуг все характеристики определяются для одного будущего временного интервала.