Федеральная образовательная программа основного общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370.

Формы взаимодействия участников образовательного процесса при создании и реализации программы развития универсальных учебных действий

С целью разработки и реализации программы развития УУД в образовательной организации может быть создана рабочая группа, реализующая свою деятельность по следующим направлениям:

- разработка плана координации деятельности учителей-предметников, направленной на формирование универсальных учебных действий на основе ПООП и ПРП; выделение общих для всех предметов планируемых результатов в овладении познавательными, коммуникативными, регулятивными учебными действиями; определение образовательной предметности, которая может быть положена в основу работы по развитию УУД;

- определение способов межпредметной интеграции, обеспечивающей достижение данных результатов (междисциплинарный модуль, интегративные уроки и т.п.);

- определение этапов и форм постепенного усложнения деятельности учащихся по овладению универсальными учебными действиями;

- разработка общего алгоритма (технологической схемы) урока, имеющего два целевых фокуса: предметный и метапредметный;

- разработка основных подходов к конструированию задач на применение универсальных учебных действий;

- конкретизация основных подходов к организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;

- разработка основных подходов к организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;

- разработка комплекса мер по организации системы оценки деятельности образовательной организации по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся;

- разработка методики и инструментария мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий;

- организация и проведение серии семинаров с учителями, работающими на уровне начального общего образования в целях реализации принципа преемственности в плане развития УУД;

- организация и проведение систематических консультаций с педагогами-предметниками по проблемам, связанным с развитием универсальных учебных действий в образовательном процессе;

- организация и проведение методических семинаров с педагогами-предметниками и школьными психологами по анализу и способам минимизации рисков развития УУД у учащихся;

- организация разъяснительной/просветительской работы с родителями по проблемам развития УУД у учащихся;

- организация отражения результатов работы по формированию УУД учащихся на сайте образовательной организации.

Рабочей группой может быть реализовано несколько этапов с соблюдением необходимых процедур контроля, коррекции и согласования (конкретные процедуры разрабатываются рабочей группой и утверждаются руководителем).

На подготовительном этапе команда образовательной организации может провести следующие аналитические работы:

- рассматривать, какие рекомендательные, теоретические, методические материалы могут быть использованы в данной образовательной организации для наиболее эффективного выполнения задач программы;

- определять состав детей с особыми образовательными потребностями, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ, а также возможности построения их индивидуальных образовательных траекторий;

- анализировать результаты учащихся по линии развития УУД на предыдущем уровне;

- анализировать и обсуждать опыт применения успешных практик, в том числе с использованием информационных ресурсов образовательной организации.

На основном этапе может проводиться работа по разработке общей стратегии развития УУД, организации и механизма реализации задач программы, могут быть описаны специальные требования к условиям реализации программы развития УУД.

На заключительном этапе может проводиться обсуждение хода реализации программы на школьных методических семинарах (возможно, с привлечением внешних консультантов из других образовательных, научных, социальных организаций).

В целях соотнесения формирования метапредметных результатов с рабочими программами по учебным предметам необходимо, чтобы образовательная организация на регулярной основе проводила методические советы для определения, как с учетом используемой базы образовательных технологий, так и методик, возможности обеспечения формирования универсальных учебных действий (УУД), аккумулируя потенциал разных специалистов-предметников.