Федеральная образовательная программа начального общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372.

4 класс

К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

- распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);

- распознавать русские традиционные сказочные образы, понимать значение эпитетов и сравнений в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;

- осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

- использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

- понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

- понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

- соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

- соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

- выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

- проводить синонимические замены с учетом особенностей текста;

- заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе, роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

- редактировать письменный текст с целью исправления грамматических ошибок;

- соблюдать изученные орфографические и пунктуационные нормы при записи собственного текста (в рамках изученного);

- пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;

- пользоваться орфографическим словарем для определения нормативного написания слов;

- пользоваться учебным этимологическим словарем для уточнения происхождения слова;

- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

- использовать коммуникативные приемы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;

- выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;

- строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

- владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

- владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;

- составлять план текста, не разделенного на абзацы;

- приводить объяснения заголовка текста;

- владеть приемами работы с примечаниями к тексту;

- владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказывать текст с изменением лица;

- создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

- создавать текст как результат собственного мини-исследования; оформлять сообщение в письменной форме и представлять его в устной форме;

- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- редактировать предлагаемый письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

- редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять первоначальный и отредактированный тексты.