I. Установление типов технических средств защиты

1. Порядок установления типов технических средств защиты, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД" (далее - Порядок), регламентирует вопросы, связанные с установлением типов технических средств защиты вагонов и контейнеров от несанкционированного вскрытия и проникновения (далее - ТСЗ), включающих запорно-пломбировочные устройства (далее - ЗПУ), электронные пломбировочные устройства (далее - ЭПУ) и запорные устройства (закрутки) (далее - ЗУ).

Порядок разработан в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Общими требованиями к применяемым на железнодорожном транспорте для опломбирования вагонов, контейнеров запорно-пломбировочным устройствам, утвержденными приказом Минтранса России от 29 мая 2019 г. N 155 (далее - Общие требования к ЗПУ), Техническими требованиями на закрутки, предназначенные для запирания вагонов и контейнеров с грузами, перевозка которых допускается без запорно-пломбировочных устройств, утвержденными МПС России от 14 сентября 1999 г. (далее - Технические требования на закрутки), ГОСТ 31281 "Устройства запорно-пломбировочные для транспорта и контейнеров общего и специального назначения. Общие технические требования", ГОСТ 31315 "Устройства пломбировочные электронные. Общие технические требования" и распоряжением ОАО "РЖД" от 3 февраля 2022 г. N 209/р "Об определении головной организации по допуску на инфраструктуру ОАО "РЖД" технических средств защиты вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД".

При необходимости внесения изменений в Порядок, Перечень типов запорно-пломбировочных устройств, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД" (далее - Перечень типов ЗПУ), Перечень типов запорных устройств (закруток), применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД" (далее - Перечень типов ЗУ), а также Места, схемы, способы установки технических средств защиты на вагонах и контейнерах, способы снятия технических средств защиты с вагонов и контейнеров, особые требования при установке запорно-пломбировочных устройств на цистерны с опасными грузами и их снятии, АО "НИИАС" на основании решения, принятого комиссией по вопросам применения технических средств защиты для пломбирования вагонов и контейнеров (далее - Комиссия), обеспечивает подготовку и направление в Центр фирменного транспортного обслуживания - филиал ОАО "РЖД" (далее - ЦФТО) проекта соответствующего распоряжения ОАО "РЖД". ЦФТО обеспечивает согласование проекта распоряжения ОАО "РЖД" с АО "НИИАС" и причастными подразделениями ОАО "РЖД" и последующее направление на подписание.

2. Установление типов ТСЗ, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляется в случае:

допуска к использованию нового типа ТСЗ;

временного ограничения использования допущенного к применению типа ТСЗ;

постоянного ограничения использования допущенного к применению типа ТСЗ.

3. Основными участниками процесса установления типов ТСЗ, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, являются:

АО "НИИАС" - головная организация по допуску на инфраструктуру ОАО "РЖД" ТСЗ (центр компетенции) на основании распоряжения ОАО "РЖД" от 3 февраля 2022 г. N 209/р;

Комиссия;

лицо (завод - изготовитель ТСЗ), направляющее обращение о рассмотрении возможности применения ТСЗ для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД" (далее - Заявитель).

4. С целью рассмотрения допуска к использованию нового типа ТСЗ Заявителем направляется обращение в АО "НИИАС" о включении нового типа ТСЗ в Перечень типов ЗПУ/Перечень типов ЗУ.

5. Одновременно с обращением, направляются в АО "НИИАС" образцы ТСЗ, предлагаемые к применению, с нанесенной на них маркировкой, предусмотренной Общими требованиями к ЗПУ, Техническими требованиями на закрутки, а также комплект копий документов на ТСЗ и заполненный "чек-лист" (проверочный лист) по форме согласно приложению к Порядку, заверенные печатью организации и подписью руководителя организации.

6. При необходимости, у Заявителя могут быть запрошены дополнительные документы на ТСЗ, не приведенные в "чек-листе", а также, по согласованию с Заявителем, возможен выездной осмотр производства для подтверждения заявленных возможностей по серийному изготовлению ТСЗ, в целях обеспечения потребности железнодорожных перевозок в ТСЗ.

7. АО "НИИАС" проводит анализ полученного комплекта копий документов (в т.ч. его полноты), конструктивного исполнения ТСЗ, количества образцов и соответствие данных, указанных Заявителем в "чек-листе", и отражает результаты проверки в "чек-листе". Заполненный "чек-лист" хранится в архиве АО "НИИАС".

8. При наличии неполного комплекта копий документов, замечаний к самим документам, конструкции ТСЗ, некорректном заполнении "чек-листа", непередаче образцов ТСЗ согласно "чек-листу", АО "НИИАС" в течение 5 рабочих дней информирует об этом Заявителя.

9. При устранении замечаний Заявителем, АО "НИИАС" проводит повторный анализ документов. В случае устранения замечаний Заявителем, АО "НИИАС" в течение 5 рабочих дней принимает решение о проведении лабораторных испытаний образцов ТСЗ в аккредитованных Росаккредитацией испытательных центрах и лабораториях.

10. Образцы предлагаемых ТСЗ подлежат следующим видам испытаний:

на соответствие конструктивным требованиям (для ТСЗ);

на криминалистическую устойчивость (для ТСЗ);

на пожарную безопасность (для ТСЗ);

на стойкость к воздействию агрессивных и специальных сред (для ТСЗ);

на электромагнитную совместимость (для ЭПУ);

на электробезопасность (для ЭПУ);

на защиту передаваемой информации (криптостойкость) (для ЭПУ).

11. Методики проведения указанных видов испытаний согласовываются Комиссией и утверждаются АО "НИИАС" (за исключением методики проведения испытаний на криминалистическую устойчивость). До утверждения методик испытания проводятся по методам, согласованным АО "НИИАС". При проведении испытаний на криминалистическую устойчивость должен использоваться метод, рекомендованный Комиссией.

12. На основании результатов лабораторных испытаний образцов ТСЗ, а также представленных Заявителем документов на изделие, осмотра производства (при необходимости), АО "НИИАС" в течение 10 рабочих дней с момента получения протоколов испытаний подготавливает заключение о результатах проверки с рекомендациями о возможности/невозможности проведения натурных испытаний ТСЗ.

13. В случае принятия отрицательного решения АО "НИИАС" информирует об этом Заявителя с приложением копии заключения, протоколов лабораторных испытаний, акта проверки производства (при необходимости).

14. При положительном решении, АО "НИИАС" организует проведение заседания Комиссии для определения возможности допуска ТСЗ к проведению натурных испытаний и направляет на рассмотрение членам Комиссии копию заключения и полный комплект документов по результатам проверки (документы на ТСЗ с "чек-листом" (пронумерованные и прошнурованные), протоколы испытаний, акт проверки производства (при необходимости).

15. По итогам заседания Комиссии АО "НИИАС" в течение 7 рабочих дней подготавливает проект протокола и направляет его членам Комиссии на согласование. Копия протокола, согласованного членами Комиссии и подписанного председателем Комиссии, направляется членам Комиссии.

16. При наличии замечаний у членов Комиссии к представленному на рассмотрение комплекту документов, на заседании может быть принято решение о недопуске изделия к проведению натурных испытаний с обоснованием причин. АО "НИИАС" в течение 3 рабочих дней с момента подписания протокола заседания Комиссии информирует об этом Заявителя.

17. В случае устранения несоответствий Заявителем, процесс повторного рассмотрения допуска к использованию ТСЗ проводится в соответствии с пунктами 4 - 16 Порядка.

18. При наличии положительных результатов испытаний, заключения АО "НИИАС" о возможности проведения натурных испытаний ТСЗ и отсутствии замечаний у членов Комиссии к представленным Заявителем документам и заключению АО "НИИАС", по итогам заседания Комиссии принимается решение о проведении натурных испытаний ТСЗ.

19. ЦФТО организует проведение натурных испытаний ТСЗ.

20. В натурных испытаниях принимают участие все члены Комиссии и Заявитель. При невозможности личного присутствия на натурных испытаниях, члены Комиссии представляют в ЦФТО кандидатуры, обладающие необходимыми компетенциями в области применения ТСЗ. Информация о кандидатурах членами Комиссии и Заявителем направляется в ЦФТО не позднее 2 рабочих дней до даты проведения испытаний, если указанная информация не отражена в протоколе заседания Комиссии.

21. Натурные испытания ТСЗ проводят согласно Методике натурных испытаний запорно-пломбировочных устройств и запорных устройств (закруток), утвержденной распоряжением ЦФТО от 28 декабря 2021 г. N ЦФТО-276/р, в условиях, полностью повторяющих условия применения ТСЗ по прямому назначению.

22. Комиссия проводит оценку представленных для испытаний образцов ТСЗ по следующим критериям:

эксплуатационной технологичности ТСЗ в части удобства установки на вагон или контейнер, а также считывания нанесенной на ТСЗ информации;

проверки отсутствия обратного хода троса (для тросовых ТСЗ) или отсутствия сползания втулки со стержня (для стержневых ЗПУ) при попытке их размыкания усилием ручного инструмента бытового и общетехнического назначения;

возможности вскрытия ТСЗ без разрушения и видимых следов воздействия с применением ручных инструментов бытового и общетехнического назначения (лом ручной, монтажка и т.д.), а также специализированного инструмента;

удобства снятия ТСЗ с помощью ножниц (кусачек).

23. По завершению проведения натурных испытаний АО "НИИАС" в течение 3 рабочих дней обеспечивает подготовку проекта акта испытаний и его подписание участниками испытаний, а также направление им подписанной копии акта.

24. По результатам натурных испытаний АО "НИИАС" организует проведение заседания Комиссии с целью рассмотрения результатов испытаний и принятия решения о возможности применения ТСЗ для опломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД", и включения устройства в Перечень типов ЗПУ/Перечень типов ЗУ. По итогам заседания Комиссии АО "НИИАС" в течение 7 рабочих дней подготавливает проект протокола и направляет его членам Комиссии на согласование. Копия протокола, согласованного членами Комиссии и подписанного председателем Комиссии, направляется членам Комиссии.

25. При положительном решении Комиссии АО "НИИАС" обеспечивает подготовку и направление в ЦФТО проекта распоряжения ОАО "РЖД" о включении ТСЗ в Перечень типов ЗПУ/Перечень типов ЗУ, с указанием информации о типе ТСЗ, модели, конструкции, местах, схемах, способах установки/снятия ТСЗ на/с вагонах/-ов и контейнерах/-ов различных типов, а также об особых требованиях при установке ЗПУ на цистерны с опасными грузами и их снятии. ЦФТО обеспечивает согласование проекта распоряжения ОАО "РЖД" с АО "НИИАС" и причастными подразделениями ОАО "РЖД" и последующее направление на подписание. После подписания распоряжения ОАО "РЖД" ЦФТО обеспечивает размещение актуализированного Перечня типов ЗПУ/Перечня типов ЗУ (с включенным ТСЗ) на официальном сайте ОАО "РЖД" в сети Интернет, а АО "НИИАС" осуществляет информирование Заявителя о включении изделия в Перечень типов ЗПУ/Перечень типов ЗУ.

26. При отрицательном решении Комиссии АО "НИИАС" направляет обращение Заявителю с указанием причин отказа от включения ТСЗ в Перечень типов ЗПУ/Перечень типов ЗУ.

27. В случае рассмотрения вопроса о включении в Перечень типов ЗПУ/Перечень типов ЗУ инновационных ТСЗ (например, ЭПУ), Комиссия вправе назначить проведение эксплуатационных испытаний данных ТСЗ на выделенных полигонах железных дорог ОАО "РЖД" для предварительной оценки функционирования предлагаемого ТСЗ. Эксплуатационные испытания ТСЗ проводятся согласно методике, разработанной АО "НИИАС" и утвержденной ОАО "РЖД". ЦФТО обеспечивает организацию проведения эксплуатационных испытаний ТСЗ. По завершению проведения испытаний АО "НИИАС" в течение 3 рабочих дней обеспечивает подготовку проекта протокола испытаний и его подписание членами Комиссии, а также направление им подписанной копии протокола.

28. По результатам эксплуатационных испытаний АО "НИИАС" организует проведение заседания Комиссии. По итогам заседания Комиссии АО "НИИАС" в течение 7 рабочих дней подготавливает проект протокола и направляет его членам Комиссии на согласование. Копия протокола, согласованного членами Комиссии и подписанного председателем Комиссии, направляется членам Комиссии.

29. АО "НИИАС" обеспечивает контроль проведения заводами-изготовителями периодических испытаний серийно выпускаемых ТСЗ (в части регулярности, полноты испытаний, а также анализа полученных результатов). При наличии замечаний АО "НИИАС" информирует членов Комиссии и организует проведение заседания Комиссии для определения возможности дальнейшего использования ТСЗ. По итогам заседания Комиссии АО "НИИАС" в течение 7 рабочих дней подготавливает проект протокола и направляет его членам Комиссии на согласование. Копия протокола, согласованного членами Комиссии и подписанного председателем Комиссии, направляется членам Комиссии.

30. В случае принятия Комиссией решения об исключении ТСЗ из Перечня типов ЗПУ/Перечня типов ЗУ на основании информации, представленной по результатам контроля проведения периодических испытаний ТСЗ, АО "НИИАС" обеспечивает подготовку и направление в ЦФТО соответствующего проекта распоряжения ОАО "РЖД". ЦФТО обеспечивает согласование проекта распоряжения ОАО "РЖД" с АО "НИИАС" и причастными подразделениями ОАО "РЖД" и последующее направление на подписание. После подписания проекта распоряжения ОАО "РЖД", ЦФТО обеспечивает размещение актуализированного Перечня типов ЗПУ/Перечня типов ЗУ (с исключенным ТСЗ) на официальном сайте ОАО "РЖД" в сети Интернет, а АО "НИИАС" информирует Заявителя об исключении изделия из Перечня типов ЗПУ/Перечня типов ЗУ.