II. Описание цифровой инновации, которая планируется к созданию, использованию или введению в употребление в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона

II. Описание цифровой инновации, которая планируется

к созданию, использованию или введению в употребление

в рамках экспериментального правового режима в сфере

цифровых инноваций в соответствии с пунктом 2 статьи 2

Федерального закона

2. Для целей настоящей Программы используются следующие понятия:

"авиационная безопасность", "воздушное судно", "пилотируемое воздушное судно", "беспилотное воздушное судно", "беспилотная авиационная система", "внешний пилот", "авиационные работы", "авиационный персонал", "федеральные авиационные правила" - в значениях, определенных в Воздушном кодексе Российской Федерации;

"экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций", "общее регулирование", "акты общего регулирования", "специальное регулирование" - в значениях, определенных в Федеральном законе;

"пользователи воздушного пространства", "временный режим", "запретная зона", "маршрут полета", "местный режим", "воздушное движение", "использование воздушного пространства", "нижнее воздушное пространство", "воздушное пространство класса G", "воздушное пространство класса C" - в значениях, определенных в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации".

Для целей настоящей Программы также используются следующие понятия:

"функциональные сервисы" - воздушные перевозки и (или) авиационные работы, выполняемые с применением беспилотных авиационных систем;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2022 N 2453)

(см. текст в предыдущей редакции)

"опытный район" - территория, на которой устанавливается экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Томской области;

"оператор опытного района" - юридическое лицо, осуществляющее создание и эксплуатацию наземной инфраструктуры опытного района, внедрение и эксплуатацию интеллектуальной платформы "Система управления опытным районом применения БАС "Купол" (далее - интеллектуальная платформа "Купол"), допуск субъектов экспериментального правового режима, указанных в подпункте "б" пункта 31 настоящей Программы, к выполнению функциональных сервисов, ведущее реестр эксплуатантов опытного района, координирующее взаимодействие заказчиков и поставщиков функциональных сервисов, осуществляющее экономический мониторинг опытного района и формирующее отчеты о текущих экономических показателях опытного района;

"эксплуатант беспилотной авиационной системы" - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, владеющие на законных основаниях беспилотной авиационной системой;

"эксплуатант опытного района" - эксплуатант беспилотной авиационной системы, подтвердивший соответствие требованиям, установленным настоящей Программой, и включенный в реестр эксплуатантов опытного района;

"реестр эксплуатантов опытного района" - перечень эксплуатантов опытного района, допущенных к выполнению авиационных работ и перевозке грузов в рамках экспериментального правового режима.

3. В настоящее время авиационные работы с применением беспилотных авиационных систем, включающих беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, не осуществляются по следующим причинам:

наличие перечисленных в разделе VIII настоящей Программы требований, предписаний, запретов и ограничений в актах общего регулирования, препятствующих разработке, апробации и внедрению цифровой инновации;

отсутствие совокупности совместно функционирующих технических и программных средств, позволяющих обеспечить комплексное выполнение функциональных сервисов с применением беспилотных авиационных систем.

Установление экспериментального правового режима позволит исключить указанные факторы путем:

введения специального правового регулирования (отличающегося от общего) по ряду вопросов, связанных с обеспечением использования беспилотных авиационных систем, включающих беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов;

введения в эксплуатацию интеллектуальной платформы "Купол" в целях комплексного обеспечения эффективного и безопасного применения беспилотных авиационных систем.

4. В рамках экспериментального правового режима планируется обеспечить условия для выполнения функциональных сервисов, выполняемых с применением беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, по следующим наиболее востребованным и активно развивающимся направлениям:

воздушная перевозка грузов с массой от 0,1 до 1500 килограммов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2022 N 2453)

(см. текст в предыдущей редакции)

выполнение аэрофотосъемки;

выполнение авиационных работ.

5. Цифровой инновацией, которая планируется к созданию, использованию или введению в употребление в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций (далее - экспериментальный правовой режим), является применение современных беспилотных авиационных систем, функционирующих на базе цифровых технологий, применяемых в бортовом оборудовании беспилотных воздушных судов и в пунктах дистанционного пилотирования (станциях внешнего пилота) в составе беспилотных авиационных систем. Полетное задание формируется внешним пилотом.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2022 N 2453)

(см. текст в предыдущей редакции)

Современные решения позволяют формировать план полета через графический интерфейс, в котором внешний пилот отмечает на карте местности ключевые точки маршрута, высоту и скорость полета, сформированный план полета загружается в автопилот беспилотного воздушного судна. Кроме того, данные о планируемом маршруте полета отражаются в представлении на установление местного режима и плане полета, загружаются в автопилот беспилотного воздушного судна и в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 января 2013 г. N 13, направляются в органы обслуживания воздушного движения. Полет на всех его стадиях осуществляется при непосредственном управлении внешнего пилота (автоматический режим полета рассматривается как аварийный при потере связи по линии C2 Link). В ходе полета автопилотом обрабатываются данные от бортовых датчиков беспилотного воздушного судна, что позволяет следовать заданному маршруту полета с учетом возмущающих воздействий. В ходе эксплуатации беспилотной авиационной системы могут осуществляться подготовка беспилотного воздушного судна к полету, программирование полетного плана посредством использования станции внешнего пилота, направление плана полета в органы обслуживания воздушного движения в установленном порядке, а также управление беспилотным воздушным судном в ходе выполнения полета и корректировка полетного задания при возникновении неисправностей, при невозможности выполнения полета в соответствии с планом полета, при непредвиденных изменениях воздушной обстановки или других нештатных ситуациях.

6. Создание нового вида транспортного сервиса с применением беспилотных авиационных систем дополнит существующую схему доставки грузов и позволит обслуживать удаленные и труднодоступные территории. В настоящее время доставка грузов на такие территории осуществляется либо сезонно, либо пилотируемыми воздушными судами, не обеспечивающими оперативность применения и экономически неоправданными для перевозки грузов массой до 200 килограммов. Целевое состояние транспортных сервисов с применением беспилотных авиационных систем позволит сделать коммерчески привлекательной доставку такого типа грузов и обеспечить оперативную связь с территориями большинства субъектов Российской Федерации независимо от наличия наземных путей сообщения.

Выполнение аэрофотосъемочных работ с применением беспилотных авиационных систем является крайне востребованным сервисом. Преимущества, связанные с оперативностью и высокой точностью получаемых данных, высоко ценятся при выполнении таких работ, как обследование трубопроводов, линий электропередачи и других инфраструктурных объектов. Использование беспилотных авиационных систем, включающих беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, расширит возможности по предоставлению такого типа сервисов за счет повышения автономности беспилотных авиационных систем, а также одновременного решения широкого круга задач.

Использование беспилотных авиационных систем для выполнения сельскохозяйственных работ в настоящий момент является развивающимся сервисом. Беспилотные авиационные системы, включающие беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, востребованы при выполнении авиахимических работ в сельском хозяйстве. Они позволяют реализовать принципы "точного земледелия", сделать этот тип работ более безопасным для человека и расширить географию применения.

Выполнение функциональных сервисов будет доступно непосредственно после установления экспериментального правового режима и выполнения процедур по допуску беспилотных авиационных систем к эксплуатации, а также по допуску специалистов авиационного персонала и эксплуатантов беспилотных авиационных систем к деятельности в опытном районе.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2022 N 2453)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Для комплексного решения всех задач, возникающих при организации деятельности опытного района, будет реализован проект по созданию интеллектуальной платформы "Купол".

В состав интеллектуальной платформы "Купол" войдут системные модули, реализующие сервисы регистрации, хранения и обработки данных обо всех субъектах экспериментального правового режима и выполняемых ими операциях. Будет обеспечено эффективное взаимодействие исполнителей функциональных сервисов и органов, осуществляющих контрольные (надзорные) функции в рамках экспериментального правового режима.

Особое внимание будет уделено обеспечению безопасности всех участников воздушного движения, в том числе не являющихся субъектами экспериментального правового режима. Для этой цели в настоящее время в рамках научно-исследовательских работ ведутся разработки комплексов систем, которые позволят обеспечить безопасную интеграцию беспилотных воздушных судов в общее воздушное пространство при соблюдении всех правил безопасности использования воздушного пространства для всех участников воздушного движения.

Заказчики и исполнители функциональных сервисов получат необходимое информационное обеспечение, которое обеспечит экспертную поддержку всем участникам процесса, эффективное и целостное взаимодействие. Интеллектуальная платформа "Купол" позволит объединить всех участников процесса эксплуатации беспилотных авиационных систем на всем пути от планирования сервисов до приемки результатов заказчиком, а также обеспечить автоматизированный контроль за их выполнением на всех этапах бизнес-процесса.

Интеграция перечисленных сервисов и функций в рамках интеллектуальной платформы "Купол" обеспечит цифровизацию сферы применения беспилотных авиационных систем в народно-хозяйственных целях. Это позволит минимизировать риски причинения вреда (ущерба) при внедрении цифровой инновации, а также обеспечит оперативное развертывание и эффективное функционирование сервисов с применением беспилотных авиационных систем.

Внедрение интеллектуальной платформы "Купол" будет производиться оператором опытного района. Расширение функционала будет производиться поэтапно по мере разработки системных модулей и выполнения тестирования на практике.

Системные модули интеллектуальной платформы "Купол", отвечающие за использование воздушного пространства, будут разрабатываться, тестироваться и внедряться в опытное применение при взаимодействии с Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральным агентством воздушного транспорта, их территориальными органами и подведомственными организациями.