Глава V. Основные направления работы служб обеспечения полетов с целью предотвращения авиационных происшествий

Глава V. Основные направления работы служб обеспечения

полетов с целью предотвращения авиационных происшествий

60. Подготовку средств наземного обслуживания общего применения к работе, проверку технического состояния, укомплектование оборудованием, приборами, средствами пожаротушения, инструментом, расходным материалом, проведение регламентных и других видов работ, контрольных осмотров и оформление документации проводит личный состав авиационно-технической части.

О подготовке и допуске к применению средств, топлива, масла, специальных жидкостей и газов на авиационной технике должностные лица авиационно-технической части делают отметку в путевом листе, журнале учета работы средств, паспорте и контрольном талоне.

Проверку паспортных данных качества и пригодности кислорода проводят начальник автомобильной и электрогазовой службы авиационно-технической части и начальник медицинской службы авиационной части.

Подаваемые для обслуживания авиационной техники (на полеты, для выполнения регламентных и других видов работ и проверок) средства подвергаются аэродромному контролю инженерно-технической службой.

61. Обеспечение качества применяемых на воздушных судах горючего, масел, смазок и специальных жидкостей. Требования по контролю качества горючего в аэродромных условиях.

В авиационно-технической части контроль качества и допуск к заправке воздушного судна горючим, маслами, специальными жидкостями и газами производится заместителем командира авиационно-технической части, начальником (помощником) службы горючего и смазочных материалов, начальником склада горючего, начальником лаборатории горючего и смазочных материалов, начальником (помощником) автомобильной и электрогазовой службы, начальником кислорододобывающей станции, начальником группы газообеспечения.

Заправка воздушного судна производится после того, как техник воздушного судна убедится, что в контрольном талоне есть письменное разрешение должностных лиц согласно требованиям служебных документов на заправку, и проверит заземление самолета, заземление заправщика, заземление пистолета включением штыря с тросом в заземляющее гнездо воздушного судна.

62. Наиболее характерными опасными факторами в инженерно-авиационном обеспечении являются:

несоответствие организационно-штатной структуры инженерно-авиационной службы некоторых подразделений, частей, соединений и объединений объему и сложности решаемых задач;

неудовлетворительное обеспечение запасными частями и агрегатами, что приводит к значительному возрастанию количества монтажно-демонтажных работ в связи с необходимостью использования для восстановления исправности AT агрегатов, снятых с простаивающих самолетов;

потеря практических навыков инженерно-техническим составом в выполнении видов подготовок к полетам из-за существенного уменьшения количества летных смен;

сворачивание работ по выполнению доработок авиационной техники, направленных на повышение ее надежности по причине отсутствия финансирования;

отвлечение специалистов инженерно-авиационной службы на выполнение работ по хранению сверхштатной авиационной техники, а также на выполнение задач, не связанных с эксплуатацией авиатехники;

критическое снижение запаса ресурса (срока службы) некоторых типов авиационной техники, что обуславливает определенную степень риска в оценке технического состояния воздушного судна и т.д.

К основным общим мероприятиям по предупреждению ошибочных (неправильных) действий инженерно-технического состава относятся:

изучение психофизиологических особенностей труда специалистов инженерно-авиационной службы, причин допускаемых ими ошибок, отработка и реализация мероприятий по их предотвращению;

изучение конструкции и правил эксплуатации авиационной техники, наиболее опасных и часто повторяющихся конструктивных и производственных недостатков, методов предотвращения отказов авиационной техники;

изучение эргономических недостатков эксплуатируемой авиатехники и реализация мер по устранению их влияния на качество работ;

поддержание устойчивых навыков специалистов инженерно-авиационной службы в выполнении работ по подготовке авиатехники к полетам за счет периодического проведения комплексных тренажей по видам подготовок;

постоянное совершенствование системы контроля полноты и качества выполнения работ на авиационной технике;

жесткий контроль за использованием при эксплуатации авиационной техники только исправной контрольно-проверочной аппаратуры и инструмента, а также применением предусмотренных эксплуатационной документацией расходных и горюче-смазочных материалов;

обеспечение соответствия объема и сложности выполняемых на авиатехнике работ имеющимися силам, средствам, а также уровню профессиональной подготовки инженерно-технического состава;

использование средств объективного контроля для оценки полноты и качества подготовки авиационной техники к полетам с документированием и анализом результатов;

введение в постоянную практику эффективной системы контроля готовности авиационной техники и личного состава инженерно-авиационной службы к полетам;

оперативное и объективное информирование авиаспециалистов при проведении специальных занятий об опасных факторах, выявленных в других частях на однотипной авиационной технике, а также недостатках в организации ее эксплуатации, выработка и реализация эффективных мероприятий по их устранению.

63. Наиболее часто повторяющимися опасными факторами в аэродромно-техническом обеспечении полетов являются:

неудовлетворительное содержание и подготовка взлетно-посадочных полос (далее именуется - ВПП), рулежных дорожек, централизованных заправок, мест стоянок и других объектов аэродромов к полетам;

нарушения в организации приема, хранения и контроля качества материальных средств, прежде всего горючего и смазочных материалов;

недостатки в эксплуатации средств аэродромно-технического обслуживания воздушных судов и в работе зарядно-аккумуляторных станций;

повреждения (поломки) воздушных судов в результате движения и маневрирования на аэродроме средств наземного обеспечения полетов;

дорожно-транспортные происшествия на аэродроме по вине личного состава;

отказы в электроснабжении аэродрома в процессе полетов.

Предотвращение указанных опасных факторов осуществляется:

своевременным и качественным ремонтом искусственных покрытий ВПП, рулежных дорожек, мест стоянок и грунтовой части летной полосы;

выполнением маркировки элементов летного поля и полос воздушных подходов;

строгим контролем за содержанием боковых и концевых полос безопасности, технической исправности и правильности размещения аэродромных аварийных тормозных установок и состояния площадок аварийного торможения за ними;

соблюдением методики подготовки и приема аэродрома к полетам;

оборудованием групп отстойных и расходных резервуаров горючего на складах горючего и смазочных материалов в соответствии с требованиями действующих служебных документов;

выполнением аэродромного контроля (проверка состояния средств заправки и фильтрования, слива отстоя, контроль чистоты горючего и документальная проверка его качества);

соблюдением технологической схемы обеспечения чистоты авиационного горючего на складах;

исключением случаев подачи к заправке воздушных судов некондиционных топлива, масел, спецжидкостей и газов;

соблюдением технологии дозирования противокристаллизационных жидкостей в топливо, правил приготовления маслосмесей, технологии контроля их качества перед заправкой воздушного судна;

исключением случаев нарушения технологии регламентных работ на бортовых авиационных аккумуляторах на зарядно-аккумуляторных станциях, а также порядок приема и выдачи их с зарядно-аккумуляторных станций;

знанием и соблюдением маршрутов движения личного состава и техники по летному полю аэродрома, правил подъезда, маневрирования, буксировки и установки средств наземного обеспечения у воздушных судов;

своевременным обслуживанием и содержанием в исправном состоянии внутренних и наружных электросетей (подстанций, распределительных устройств, воздушных и кабельных линий) и электроприемников служебных технических застроек аэродрома.

Перечень основных мероприятий, проводимых для исключения влияния (локализации) опасных факторов в аэродромно-техническом обеспечении полетов, изложен в приложении N 4 к настоящему Руководству.

64. Основными опасными факторами в связи и радиотехническом обеспечении полетов являются:

ошибки операторов радиолокационных станций, радиолокационных систем посадки, автоматических радиопеленгаторов в выдаче данных летным экипажам и лицам группы руководства полетами;

прекращение выдачи радиолокационной информации на рабочие места пунктов управления авиацией в течение трех и более оборотов антенны подряд. Прекращение выдачи радиолокационной информации на конечном этапе наведения;

пропуск операторами радиолокационных станций, радиолокационных систем посадки, автоматических радиопеленгаторов сигнала "тревога" или задержка с выдачей информации о сигнале "бедствие" более двух минут;

неграмотные действия личного состава по включению и переключению средств связи и радиотехнического обеспечения полетов, приводящие к прекращению передачи информации (к ее искажению) летным экипажам и лицам группы руководства полетами;

отказы в системе электропитания средств связи и радиотехнического обеспечения полетов, несвоевременное включение автономных источников питания;

нарушения в оборудовании рабочих мест лиц группы руководства полетами на командно-диспетчерских, командных пунктах и их эксплуатации;

развертывание средств связи и радиотехнического обеспечения полетов на аэродроме с отклонениями от типовой схемы;

использование для обеспечения полетов непроверенных летным контролем средств связи и радиотехнического обеспечения полетов.

Предотвращение указанных опасных факторов осуществляется:

повышением уровня профессиональной подготовки и натренированности личного состава;

постоянным контролем готовности личного состава к выполнению своих функциональных обязанностей, в том числе и в экстремальных ситуациях;

повышением качества подготовки средств связи и радиотехнического обеспечения полетов;

совершенствованием (многократным резервированием) системы энергоснабжения объектов управления, навигации и посадки воздушных судов;

организацией постоянного контроля технической исправности и правильности эксплуатации средств связи и радиотехнического обеспечения полетов;

выполнением мероприятий по предупреждению наиболее часто повторяющихся отказов средств связи и радиотехнического обеспечения полетов;

обеспечение строгого выполнения требований нормативных и эксплуатационных документов по оборудованию пунктов управления авиацией.

Перечень основных мероприятий, проводимых для исключения влияния (локализации) опасных факторов в связи и радиотехническом обеспечении полетов изложен в приложении N 5 к настоящему Руководству.

65. Наиболее часто повторяющимися опасными факторами в метеорологическом и орнитологическом обеспечении полетов являются:

ошибки в прогнозах погоды и несвоевременное информирование лиц группы руководства полетами и летного состава об опасных явлениях погоды, несвоевременное вручение руководителю полетов бланка штормового предупреждения об опасных явлениях погоды;

пренебрежение сложными метеоусловиями руководящим летным составом и лицами группы руководства полетами, выпуск в полет экипажей в метеоусловиях, не соответствующих уровню их подготовки и характеру выполняемых полетных заданий;

неудовлетворительная организация проведения радиолокационной и воздушной разведки погоды, необъективная информация о погоде от летных экипажей;

неграмотные действия экипажей при попадании в усложненные для их полетного задания метеоусловия;

неудовлетворительное орнитологическое обеспечение полетов;

несоответствие технической оснащенности аэродрома установленному метеоминимуму.

Предотвращение опасных факторов осуществляется:

требованием от метеоспециалистов четкого и безупречного выполнения служебных документов по метеорологическому и орнитологическому обеспечению полетов, организацией постоянного совершенствования профессионального мастерства метеоспециалистов;

обучением руководящего летного состава, экипажей разведчиков погоды, руководителей полетов умению проводить оценку и анализ метеообстановки, расчеты опасных явлений погоды, грамотным действиям при ухудшении погоды или попадании в зоны с опасными явлениями погоды;

повышением объективности, полноты и своевременности проведения радиолокационной, воздушной разведки и доразведки погоды;

принятием своевременных мер в объединении по совершенствованию системы обмена метеоинформацией между метеоподразделениями с обязательным и своевременным доведением этой информации до расчетов командных пунктов, органов ОрВД, лиц группы руководства полетами и командиров;

обеспечением метеорологических подразделений необходимыми каналами связи с метеостанциями штормового кольца согласно служебным документам;

повышением роли и ответственности командных пунктов и метеобюро объединений контролю соответствия метеоусловий задачам на планируемые полеты;

оборудованием аэродромов техническими средствами обеспечения полетов, особенно средствами объективного контроля за высотой облаков и видимостью, а также средствами отпугивания птиц.

Перечень основных мероприятий, проводимых для исключения влияния (локализации) опасных факторов в метеорологическом и орнитологическом обеспечении полетов, изложен в приложении N 6 к настоящему Руководству.

66. Основные вопросы методики выполнения работ по предотвращению АП и АИ, связанных с состоянием здоровья и работоспособностью летного состава при организации и выполнении полетов, изложены в служебных документах.

Наиболее часто повторяющимися опасными в медицинском обеспечении полетов являются:

вылет экипажа без медицинского допуска к полетам;

вылет членов экипажа в болезненном состоянии;

вылет членов экипажа с истекшим сроком врачебно-летной комиссии;

выполнение полета экипажем без специального снаряжения, соответствующего условиям полета;

превышение экипажем норм налета в летную смену;

нарушение экипажем режимов труда, отдыха и питания перед полетом;

употребление летным экипажем алкогольных напитков накануне или в день полета;

неправильная эксплуатация и неисправности защитного снаряжения и обмундирования;

отсутствие санитарного транспорта на аэродроме во время полетов;

резкое снижение работоспособности летчика (члена экипажа);

случаи травмирования (ранения) членов экипажа (пассажиров);

потеря экипажем воздушного судна пространственной ориентировки;

потеря экипажем визуальной ориентировки;

разгерметизация (разрушение или открытие дверей, люков, срыв фонаря) кабины летчика;

пожар на борту воздушного судна;

заправка воздушного судна некондиционными газами.

Предотвращение указанных опасных факторов осуществляется:

отбором лиц по состоянию здоровья и индивидуальным психологическим особенностям, годных к летному обучению и переучиванию на новые типы воздушных судов;

проведением врачебно-летной экспертизы;

динамическим врачебным наблюдением за состоянием здоровья летного состава в межкомиссионный период;

медицинским контролем за состоянием здоровья летного состава и лицами группы руководства полетами в период подготовки и проведения полетов;

контролем соблюдения установленного режима труда, отдыха и питания;

подбором размеров, ростовок и подгонкой индивидуальных средств защиты от воздействия неблагоприятных факторов полета;

участием в проведении психофизиологической подготовки и специальных тренировок летного состава к действиям в особых случаях в полете;

контролем качества медицинского кислорода и других газов, предназначенных для использования в полете;

участием совместно с другими специалистами в определении эргономических недостатков систем индикации, сигнализации, управления, жизнеобеспечения и спасения, оказывающих отрицательное влияние на взаимодействие человека с техникой и приводящих к возникновению особых ситуаций;

изучением причин ошибочных действий летчиков в полете;

подготовкой летного состава по вопросам авиационной медицины.

Результаты изучения АП и АИ систематически анализируются и обобщаются с целью разработки профилактических мероприятий.

67. Основными опасными факторами в штурманском обеспечении и обеспечении аэронавигационной информацией являются:

поверхностный анализ состояния БзП в штурманском отношении;

нарушения требований служебных документов по вопросам обеспечения БзП в штурманском отношении;

поверхностный анализ уровня штурманской подготовки и натренированности летного состава, лиц группы руководства полетами;

плохое знание руководящим штурманским составом особенностей навигационной обстановки и недостатков навигационного оборудования района полетов, негативно влияющих на состояние БзП в штурманском отношении;

нарушения требований нормативных документов к структуре воздушного пространства при разработке документов аэронавигационной информации (далее именуется - АНИ);

нарушения требований служебных документов, определяющих порядок организации обеспечения аэронавигационной информацией;

нарушения требований служебных документов, устанавливающих порядок и нормы обеспечения летного состава, лиц группы руководства полетами и расчетов командных пунктов штурманским снаряжением, аэронавигационными и топографическими картами;

отсутствие систематического контроля состояния и исправности прицельно-навигационного оборудования;

нарушения экипажами, лицами группы руководства полетами и расчетами командных пунктов установленных служебными документами порядка и правил воздушной навигации, боевого применения и контроля качества их выполнения;

потеря управления и отсутствие постоянного контроля выполнения полетов органами ОрВД;

нарушение установленных мер безопасности в штурманском отношении.

Предотвращение указанных выше опасных факторов осуществляется:

систематическим анализом состояния БзП в штурманском отношении;

выполнением требований служебных документов, определяющих порядок и правила организации и проведения штурманской подготовки и контроля готовности к полету в штурманском отношении;

повышением профессиональной подготовки и натренированности летного состава по навигации и боевому применению;

проведением мероприятий, направленных на твердое усвоение авиационным персоналом действий экипажа в особых случаях в полете;

совершенствованием системы штурманского обеспечения и обеспечения АНИ.

Перечень основных мероприятий, проводимых для исключения влияния (локализации) опасных факторов в штурманском обеспечении полетов, изложен в приложении N 7 к настоящему Руководству.