<Письмо> Минфина России от 18.05.2020 N 12-10-16/41172 <О рассмотрении обращения>

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 мая 2020 г. N 12-10-16/41172

Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение и сообщает.

Внедрение модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей осуществляется в рамках проводимой Министерством просвещения Российской Федерации апробации новых финансово-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей. При этом решение об участии в указанной апробации субъект Российской Федерации принимает самостоятельно и добровольно.

Необходимо отметить, что в силу положений статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

При этом согласно абзацу первому пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса расходные обязательства муниципального образования возникают, в том числе в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 136 Бюджетного кодекса муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится в том числе организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.

Реализация мероприятий по внедрению новых финансово-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей не предусматривает увеличение бюджетных ассигнований на выполнение полномочий органов местного самоуправления, определенных пунктом 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ, а направлена на изменение организации финансового обеспечения предоставления дополнительного образования детям, позволяющее наряду с созданными для указанных целей муниципальными организациями привлекать иные организации, реализующие образовательные программы дополнительного образования детей.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса предоставление гранта в форме субсидии может осуществляться органами местной администрации бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.

Порядок предоставления указанных субсидий из бюджетов муниципальных образований, если данный порядок не определен решениями местной администрации о предоставлении гранта, устанавливается нормативным правовым актом местной администрации, который должен соответствовать общим требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2019 года N 322 (далее - Общие требования) (абзац второй пункта 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса).

Дополнительно полагаем необходимым отметить, что согласно пункту 5 Общих требований дополнительным требованием к участнику отбора, являющемуся бюджетным или автономным учреждением, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя которого не является орган, проводящий конкурс, является условие о предоставлении согласия органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении этого учреждения, на участие в отборе, оформленного на бланке указанного органа.

В этой связи, по мнению Департамента, финансовое обеспечение дополнительного образования детей в учреждениях, в отношении которых орган местного самоуправления не осуществляет функции и полномочия учредителя, в рамках модели персонифицированного финансирования возможно путем предоставления в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса таким учреждениям в соответствии с решением местной администрации гранта в форме субсидии.

Директор Департамента

бюджетной политики в отраслях

социальной сферы и науки

С.А.ГАШКИНА