Утверждено

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 30 июня 2021 г. N 1081

ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ)

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.02.2022 N 126,

от 29.10.2022 N 1925, от 17.05.2025 N 669, от 04.08.2025 N 1165)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора) (далее - государственный земельный надзор) (за исключением государственного земельного надзора, осуществляемого Федеральной службой безопасности Российской Федерации в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на земельных участках, которые предоставлены подведомственным Федеральной службе безопасности Российской Федерации организациям и на которых расположены объекты, используемые этими организациями, Федеральной службой охраны Российской Федерации в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на земельных участках, предоставленных Федеральной службе охраны Российской Федерации и подведомственным ей организациям, в том числе на земельных участках иных правообладателей, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации, и в границах их охранных зон).

(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2025 N 669)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Предметом государственного земельного надзора являются:

соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.10.2022 N 1925)

(см. текст в предыдущей редакции)

соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица обязательных требований, установленных в требованиях к обращению побочных продуктов животноводства, установленных в соответствии с Федеральным законом "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при использовании побочных продуктов животноводства;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.10.2022 N 1925)

соблюдение обязательных требований при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления деятельности по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

(см. текст в предыдущей редакции)

Объектом государственного земельного надзора являются объекты земельных отношений (земли, земельные участки или части земельных участков), а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

3. Государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - органы государственного надзора), их территориальными органами.

4. К отношениям, связанным с осуществлением государственного земельного надзора, применяются положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти".

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2025 N 669)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением:

а) обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них;

б) обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;

в) обязательных требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков в течение установленного срока;

(пп. "в" в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) органами государственной власти и органами местного самоуправления требований земельного законодательства при предоставлении земель, земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

д) обязательных требований, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

е) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальных органов) в пределах их компетенции;

ж) обязательных требований, связанных с обязанностью эксплуатировать здание, сооружение в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение;

(пп. "ж" введен Постановлением Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

з) обязательных требований, связанных с невозможностью эксплуатировать объект капитального строительства (помещение или машино-место в здании, сооружении), для строительства или реконструкции которого не требовалось получение разрешения на строительство, при отсутствии прав на него.

(пп. "з" введен Постановлением Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

6. Полномочия, указанные в подпунктах "а", "б", "г" - "з" пункта 5 настоящего Положения, осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальными органами) в отношении всех категорий земель.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением:

а) обязательных требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

б) обязательных требований по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, защите земель от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями;

в) обязательных требований по использованию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;

г) обязательных требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы);

д) обязательных требований по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

д(1)) обязательных требований, установленных в требованиях к обращению побочных продуктов животноводства, установленных в соответствии с Федеральным законом "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при использовании побочных продуктов животноводства на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";

(пп. "д(1)" введен Постановлением Правительства РФ от 29.10.2022 N 1925)

е) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов) в пределах их компетенции.

8. Полномочия, указанные в пункте 7 настоящего Положения, осуществляются Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальными органами) в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", виноградопригодных земель.

В целях осуществления государственного земельного надзора испытания (лабораторные исследования) почв проводятся федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

9. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением:

а) обязательных требований по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры;

б) обязательных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

в) обязательных требований по использованию земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;

г) обязательных требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

д) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) в пределах их компетенции.

10. Полномочия, указанные в пункте 9 настоящего Положения, осуществляются в отношении земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", виноградопригодных земель, земельных участков, предоставленных подведомственным Федеральной службе безопасности Российской Федерации организациям, и на которых расположены объекты, используемые этими организациями, и земельных участков, предоставленных Федеральной службе охраны Российской Федерации и подведомственным ей организациям, в том числе на земельных участках иных правообладателей, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации, и в границах их охранных зон.

(п. 10 в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2025 N 669)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Органы государственного надзора (их территориальные органы) осуществляют государственный земельный надзор на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

12. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного земельного надзора земельные участки, используемые лицами, указанными в абзацах втором и третьем пункта 2 настоящего Положения (далее - контролируемые лица), подлежат отнесению к категориям риска в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Отнесение Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальными органами) земельных участков к определенной категории риска осуществляется в соответствии с критериями отнесения используемых гражданами, юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора согласно приложению N 1.

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165.

(см. текст в предыдущей редакции)

При отсутствии решения об отнесении земельных участков к категориям риска такие участки считаются отнесенными к низкой категории риска.

При отнесении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальными органами) земельных участков к категориям риска используются в том числе:

сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости;

сведения, полученные в рамках проведенных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальных органов) контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий;

сведения, содержащиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

14. Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальными органами) плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в отношении деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с пунктом 10 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации.

Обязательные профилактические визиты проводятся в зависимости от присвоенной категории риска с периодичностью, установленной Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 25 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

(п. 14 в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Отнесение Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальными органами) земельных участков к определенной категории риска и изменение присвоенной земельному участку категории риска осуществляются решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по месту нахождения земельного участка в соответствии с критериями отнесения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", из виноградопригодных земель к определенной категории риска при осуществлении Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственного земельного надзора согласно приложению N 2.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.02.2022 N 126)

(см. текст в предыдущей редакции)

При наличии критериев, позволяющих отнести земельный участок к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие земельный участок к более высокой категории риска.

Принятие решения об отнесении земельных участков к категории низкого риска не требуется.

При отсутствии решения об отнесении земельных участков к категориям риска такие участки считаются отнесенными к низкой категории риска.

16. При отнесении земельных участков к категориям риска Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальными органами) используются в том числе:

а) сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости;

б) сведения, содержащиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства;

в) сведения государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;

г) сведения, полученные в рамках проведенных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов) контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий.

17. Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

Обязательные профилактические визиты проводятся в зависимости от присвоенной категории риска с периодичностью, установленной Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 25 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

(п. 17 в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Отнесение Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) земельных участков к определенной категории риска осуществляется решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в соответствии с критериями отнесения используемых контролируемыми лицами земельных участков, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска при осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственного земельного надзора согласно приложению N 3.

При отсутствии решения об отнесении земельных участков к категориям риска такие участки считаются отнесенными к низкой категории риска.

19. При отнесении земельных участков к категориям риска Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) используются в том числе:

а) сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости;

б) сведения, содержащиеся в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

в) сведения, полученные в рамках проведенных должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий.

20. Проведение Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) плановых контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

для земельных участков, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, - одно контрольное (надзорное) мероприятие в год;

для земельных участков, отнесенных к категории высокого риска, - одно контрольное (надзорное) мероприятие в 2 года.

В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

В ежегодные планы плановых контрольных (надзорных) мероприятий подлежат включению контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов земельных отношений, для которых в году реализации такого ежегодного плана истекает период времени, который установлен для объектов земельных отношений, отнесенных к категории:

чрезвычайно высокого риска, - не менее одного года с даты окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия;

высокого риска, - не менее 2 лет с даты окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия или не менее одного года с даты окончания проведения последнего обязательного профилактического визита.

Обязательные профилактические визиты проводятся в зависимости от присвоенной категории риска с периодичностью, установленной Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 25 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

(п. 20 в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

(см. текст в предыдущей редакции)

21. По запросу правообладателя земельного участка орган государственного надзора (его территориальный орган) в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса, предоставляет ему информацию о присвоенной земельному участку категории риска, а также сведения, использованные при отнесении земельного участка к определенной категории риска.

Правообладатель земельного участка вправе подать, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг), в орган государственного надзора (его территориальный орган) заявление об изменении присвоенной ранее земельному участку категории риска.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Отнесение земельных участков к категориям риска и изменение присвоенных земельным участкам категорий риска осуществляются путем подписания данных об объекте контроля с указанием сведений о контролируемом лице, описания объекта контроля и присвоенной категории риска в перечне объектов контроля единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

(п. 22 в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

(см. текст в предыдущей редакции)

23. Публикация сведений об объектах контроля осуществляется органами государственного надзора в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)".

В описании объекта контроля обязательно должна содержаться информация о кадастровом номере земельного участка или при его отсутствии - об адресе местоположения земельного участка.

(п. 23 в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

(см. текст в предыдущей редакции)

24. Органы государственного надзора (их территориальные органы) осуществляют государственный земельный надзор посредством проведения:

а) профилактических мероприятий;

б) контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых при взаимодействии с контролируемым лицом и без взаимодействия с контролируемым лицом.

25. Профилактические мероприятия осуществляются органами государственного надзора в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и доведения обязательных требований до контролируемых лиц, способов их соблюдения.

При осуществлении государственного земельного надзора проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

Профилактические мероприятия осуществляются на основании программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Также могут проводиться профилактические мероприятия, не предусмотренные указанной программой профилактики.

В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом руководителю (заместителю руководителя) органа государственного надзора, его территориального органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

В случаях, предусмотренных статьей 52.1 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", инспектор выдает предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

26. При осуществлении органами государственного надзора (их территориальными органами) государственного земельного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

а) Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии:

информирование;

обобщение правоприменительной практики;

объявление предостережений;

консультирование;

профилактический визит;

б) Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору:

информирование;

обобщение правоприменительной практики;

объявление предостережений;

консультирование;

профилактический визит;

в) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования:

информирование;

обобщение правоприменительной практики;

объявление предостережений;

консультирование;

профилактический визит.

27. Информирование осуществляется органами государственного надзора (их территориальными органами) по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте органа государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и средствах массовой информации.

Органы государственного надзора (их территориальные органы) обязаны размещать и поддерживать в актуальном состоянии на официальном сайте в сети "Интернет" сведения, предусмотренные частью 3 статьи 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

28. Обобщение правоприменительной практики осуществляется органами государственного надзора (их территориальными органами) посредством сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах.

По итогам обобщения правоприменительной практики органами государственного надзора ежегодно готовятся доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного надзора, которые утверждаются и размещаются в срок до 1 июля года, следующего за отчетным годом, на официальных сайтах органов государственного надзора в сети "Интернет".

29. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) объявляется контролируемому лицу в случае наличия у органа государственного надзора сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтверждения данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" руководителем (заместителем руководителя) органа государственного надзора (его территориального органа) не позднее 30 дней со дня получения указанных сведений.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

(см. текст в предыдущей редакции)

Объявляемые предостережения учитываются в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий и используются при проведении иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае объявления органом государственного надзора (его территориальным органом) предостережения контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении предостережения (далее - возражение) в срок не позднее 30 дней со дня получения им предостережения. Возражение рассматривается органом государственного надзора (его территориальным органом) в течение 30 дней со дня получения. В результате рассмотрения возражения контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением.

В случае принятия представленных в возражении контролируемого лица доводов руководитель (заместитель руководителя) органа государственного надзора (его территориального органа) аннулирует направленное ранее предостережение с соответствующей отметкой в журнале учета объявленных предостережений. При несогласии с возражением указываются соответствующие обоснования.

Информация о несогласии с возражением или об аннулировании предостережения направляется в адрес контролируемого лица в письменной форме или в форме электронного документа.

30. Консультирование контролируемых лиц осуществляется должностным лицом органа государственного надзора (его территориального органа) по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий и не должно превышать 15 минут.

Личный прием граждан проводится руководителем органа государственного надзора (его заместителями), начальниками структурных подразделений, руководителем территориального органа (его заместителями) и начальниками структурных подразделений территориального органа. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах размещается на официальном сайте органа государственного надзора (его территориального органа) в сети "Интернет".

31. Консультирование осуществляется в устной или письменной форме по следующим вопросам:

а) организация и осуществление государственного земельного надзора;

б) порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий, установленных настоящим Положением;

в) порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц органа государственного надзора;

г) получение информации о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органом государственного надзора в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

32. Консультирование в письменной форме осуществляется должностным лицом в следующих случаях:

а) контролируемым лицом представлен письменный запрос о представлении письменного ответа по вопросам консультирования;

б) за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;

в) ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений.

33. При осуществлении консультирования должностное лицо органа государственного надзора обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе консультирования не могут предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц органа государственного надзора, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, испытаний.

Информация, ставшая известной должностному лицу органа государственного надзора в ходе консультирования, не может использоваться органом государственного надзора в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.

Органы государственного надзора (их территориальные органы) ведут учет консультирований.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае поступления в орган государственного надзора 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте органа государственного надзора в сети "Интернет" письменного разъяснения.

34. Профилактические визиты могут проводиться по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи с использованием мобильного приложения "Инспектор".

(п. 34 в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

(см. текст в предыдущей редакции)

35 - 36. Утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165.

(см. текст в предыдущей редакции)

37. При осуществлении государственного земельного надзора органами государственного надзора (их территориальными органами) могут проводиться следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий в рамках указанных мероприятий:

а) Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии:

инспекционный визит (посредством осмотра, опроса, истребования документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля, получения письменных объяснений, инструментального обследования);

рейдовый осмотр (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), инструментального обследования, экспертизы);

документарная проверка (посредством получения письменных объяснений, истребования документов);

выездная проверка (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, инструментального обследования);

наблюдение за соблюдением обязательных требований (посредством сбора, анализа имеющихся данных об объектах контроля, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общественных данных);

выездное обследование (посредством осмотра, инструментального обследования (с применением видеозаписи);

Инспекционный визит, выездная проверка, рейдовый осмотр могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор";

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

б) Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору:

инспекционный визит (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, инструментального обследования, истребования документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля);

рейдовый осмотр (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, отбора проб (образцов) почвы, инструментального обследования, испытания, экспертизы);

документарная проверка (посредством получения письменных объяснений, истребования документов);

выездная проверка (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, отбора проб (образцов) почвы, инструментального обследования, испытаний, экспертизы);

наблюдение за соблюдением обязательных требований (посредством сбора, анализа имеющихся данных об объектах контроля, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общественных данных);

выездное обследование (посредством осмотра, отбора проб (образцов) почвы, инструментального обследования (с применением видеозаписи), испытания, экспертизы);

Отбор проб (образцов) почвы объекта земельных отношений в рамках проводимого Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальными органами) контрольного (надзорного) мероприятия в объеме, необходимом для его проведения и получения результатов, осуществляется в соответствии с документами по стандартизации в данной сфере, утвержденными и (или) введенными в действие актами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Инспекционный визит, выездная проверка, рейдовый осмотр могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор";

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

в) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования:

инспекционный визит (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, инструментального обследования, а также истребования документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта земельных отношений);

рейдовый осмотр (посредством осмотра, досмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, отбора проб (образцов) почвы, инструментального обследования, испытания, экспертизы);

документарная проверка (посредством получения письменных объяснений, истребования документов, экспертизы);

выездная проверка (посредством осмотра, досмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, отбора проб (образцов) почвы, инструментального обследования, испытаний, экспертизы);

выездное обследование (посредством осмотра, отбора проб (образцов) почвы, инструментального обследования (с применением видеозаписи) испытания, экспертизы);

наблюдение за соблюдением обязательных требований (посредством сбора, анализа имеющихся данных об объектах контроля, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общественных данных).

Отбор проб (образцов) почвы объекта земельных отношений в рамках проводимого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) контрольного (надзорного) мероприятия в объеме, необходимом для его проведения и получения результатов, осуществляется в соответствии с документами по стандартизации в данной сфере, утвержденными и (или) введенными в действие актами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

В целях проведения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственного земельного надзора отбор проб (образцов) почвы, экспертиза, а также транспортное обеспечение при проведении государственного земельного надзора осуществляются в том числе федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.02.2022 N 126)

В случае невозможности достижения целей контрольного (надзорного) мероприятия по результатам осмотра и (или) выявления наличия признаков возможного нарушения обязательных требований должностное лицо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа) производит в присутствии контролируемого лица или его представителя досмотр.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае получения инспектором сведений о причинении вреда, а равно создании угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, иным объектам охраны окружающей среды и надлежащего заблаговременного уведомления контролируемого лица о проведении досмотра, досмотр может быть проведен в отсутствие контролируемого лица или его представителя с обязательным применением видеозаписи.

По результатам досмотра составляется протокол досмотра, к которому прилагается носитель с видеозаписью при ее наличии.

В случае отказа контролируемого лица или его представителя от подписания протокола досмотра делается соответствующая отметка.

С использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор" могут проводиться:

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

инспекционный визит, выездная проверка, рейдовый осмотр;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

осмотр и экспертиза.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

38. Наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование проводятся органами государственного надзора (их территориальными органами) без взаимодействия с контролируемыми лицами.

В случае выявления нарушений обязательных требований, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием срока их устранения.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

39. Контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в пункте 37 настоящего Положения, проводятся в форме плановых и внеплановых мероприятий.

40. В рамках осуществления государственного земельного надзора могут проводиться следующие плановые контрольные (надзорные) мероприятия:

а) Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии:

абзацы второй - третий утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165;

(см. текст в предыдущей редакции)

документарная проверка;

выездная проверка;

б) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования:

инспекционный визит;

рейдовый осмотр;

документарная проверка;

выездная проверка.

41. В рамках осуществления государственного земельного надзора могут проводиться следующие внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:

а) Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии:

инспекционный визит;

рейдовый осмотр;

документарная проверка;

выездная проверка;

б) Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору:

инспекционный визит;

рейдовый осмотр;

документарная проверка;

выездная проверка;

в) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования:

инспекционный визит;

рейдовый осмотр;

документарная проверка;

выездная проверка.

42. Срок проведения выездной проверки составляет 10 рабочих дней.

43. Контрольные (надзорные) мероприятия органами государственного надзора проводятся:

а) в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - по основаниям, предусмотренным пунктом 9 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 1 - 5, 7 и 9 части 1 и частью 2 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления - по основанию, предусмотренному частями 7, 13 и 14 статьи 41 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти";

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2025 N 669)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации - по основанию, предусмотренному пунктами 4, 8 и 9 статьи 63 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2025 N 669)

(см. текст в предыдущей редакции)

44. Индикаторы риска нарушения обязательных требований разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном частью 9, пунктом 1 части 10 статьи 23 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Перечни индикаторов риска нарушения обязательных требований размещаются на официальных сайтах органов государственного надзора в сети "Интернет".

45. Контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые при взаимодействии с контролируемым лицом, проводятся на основании решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

46. В случае принятия решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия на основании сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установления параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, такое решение принимается на основании мотивированного представления должностного лица органа государственного надзора (его территориального органа) о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

47. Контрольные (надзорные) мероприятия в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся должностными лицами органов государственного надзора (их территориальных органов) в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

48. Контрольные (надзорные) мероприятия в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц при осуществлении государственного надзора за деятельностью, связанной с реализацией ими властных полномочий, проводятся должностными лицами органов государственного надзора (их территориальных органов) в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и настоящим Положением.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2025 N 669)

(см. текст в предыдущей редакции)

49. Контрольные (надзорные) мероприятия в отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц при осуществлении надзора за деятельностью, связанной с реализацией ими властных полномочий, проводятся должностными лицами органов государственного надзора (их территориальных органов) в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" и настоящим Положением.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.05.2025 N 669, от 04.08.2025 N 1165)

(см. текст в предыдущей редакции)

50. Органы государственного надзора при организации и осуществлении государственного земельного надзора получают на безвозмездной основе документы и (или) сведения от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме. Перечень указанных документов и (или) сведений, порядок и сроки их представления установлены Правилами предоставления в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, получаемых контрольными (надзорными) органами от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, при организации и осуществлении видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2021 г. N 338 "О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".

51. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан проводятся на основании ежегодных планов проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, формируемых в соответствии с Правилами формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года".

52. Для фиксации инспекторами и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств соблюдения (нарушения) обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись с применением мобильного приложения "Инспектор", иные способы фиксации, проводимые должностными лицами, уполномоченными на проведение контрольного (надзорного) мероприятия.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

(см. текст в предыдущей редакции)

При проведении контрольных (надзорных) мероприятий могут использоваться беспилотные авиационные системы, оборудованные средствами дистанционного зондирования Земли, а также пространственные данные, полученные с использованием беспилотных и пилотируемых авиационных систем, космических аппаратов. Беспилотные авиационные системы, оборудованные средствами дистанционного зондирования Земли, используются при проведении контрольных (надзорных) мероприятий с учетом нормативных правовых актов, регулирующих использование воздушного пространства в Российской Федерации, и законодательства о защите государственной тайны.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом органа государственного надзора (его территориального органа) самостоятельно. В обязательном порядке фото- или видеофиксация доказательств нарушений обязательных требований осуществляется в следующих случаях:

при проведении в отсутствие контролируемого лица или его представителя осмотра, досмотра, отбора проб (образцов);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

(см. текст в предыдущей редакции)

при проведении инструментального обследования, проводимого в ходе выездного обследования.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.02.2022 N 126)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165.

(см. текст в предыдущей редакции)

Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица в случае, если контрольное (надзорное) мероприятие проводится в присутствии контролируемого лица.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.02.2022 N 126)

(см. текст в предыдущей редакции)

Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками. Точки и направления фотографирования обозначаются на схеме объекта земельных отношений, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие. Фотографирование и видеозапись, используемые для фиксации доказательств соблюдения (нарушения) обязательных требований при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, должны проводиться в условиях достаточной освещенности.

Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.

Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи, геодезических и картометрических измерений и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте, составляемом по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, и протоколе, составляемом по результатам контрольного (надзорного) действия, проводимого в рамках контрольного (надзорного) мероприятия.

Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

Инструментальные обследования в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий осуществляются путем проведения геодезических измерений (определений) и (или) картографических измерений, выполняемых должностными лицами органов государственного надзора, уполномоченными на проведение контрольного (надзорного) мероприятия.

53. К результатам контрольного (надзорного) мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение контрольным (надзорным) органом мер, предусмотренных частью 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

54. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия. В случае если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы приобщаются к акту.

Оформление акта производится в день окончания проведения такого мероприятия на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.02.2022 N 126, от 04.08.2025 N 1165)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае проведения контрольных (надзорных) мероприятий с использованием мобильного приложения "Инспектор" либо составления акта контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия, а также в случае, если составление акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на месте его проведения невозможно по причине совершения контрольных (надзорных) действий - отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертиза, - контрольный (надзорный) орган направляет акт контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.

55. Информация о контрольных (надзорных) мероприятиях размещается в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.

56. Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами органов государственного надзора (их территориальных органов) действиях и принимаемых решениях осуществляется путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доведения их до контролируемых лиц посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронном форме, в том числе через единый портал государственных и муниципальных услуг.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

(см. текст в предыдущей редакции)

Гражданин, не осуществляющий предпринимательскую деятельность, являющийся контролируемым лицом, информируется о совершаемых должностными лицами органа государственного надзора (его территориального органа) действиях и принимаемых решениях путем направления ему документов на бумажном носителе в случае направления им в орган государственного надзора (его территориальный орган) уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе либо отсутствия у органа государственного надзора (его территориального органа) сведений об адресе электронной почты контролируемого лица и возможности направить ему документы в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг (в случае если контролируемое лицо не имеет учетной записи в единой системе идентификации и аутентификации). Указанный гражданин вправе направлять в орган государственного надзора документы на бумажном носителе.

57. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в орган государственного надзора (его территориальный орган) информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае:

отсутствия по месту регистрации индивидуального предпринимателя, гражданина на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия в связи с ежегодным отпуском;

временной нетрудоспособности на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

Информация о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении индивидуального предпринимателя, гражданина, являющихся контролируемыми лицами, направляется непосредственно индивидуальным предпринимателем, гражданином, являющимися контролируемыми лицами, или их законными представителями в орган государственного надзора (его территориальный орган), вынесший решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, на адрес, указанный в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.02.2022 N 126)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случаях, указанных в настоящем пункте, проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении индивидуального предпринимателя, гражданина, являющихся контролируемыми лицами, предоставившими такую информацию, переносится на срок до устранения причин, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

58. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Должностное лицо органа государственного надзора (его территориального органа) вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

59. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом орган государственного надзора (его территориальный орган) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:

а) выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения и по доведению до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом земельных отношений, представляет непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;

в) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить информацию об этом в соответствующий государственный орган или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;

г) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения;

д) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

60. Органы государственного надзора (их территориальные органы) в срок не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений, уведомляют единый институт развития в жилищной сфере о выявленных фактах неустранения в установленный срок нарушений, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений обязательных требований, связанных с неисполнением обязанности приступить к использованию земельного участка из земель населенных пунктов, садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также неисполнением обязанности использовать земельный участок в соответствии с установленным для него целевым назначением и видом разрешенного использования, совершенных в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и земельных участков, собственность на которые не разграничена.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

(см. текст в предыдущей редакции)

60(1). В целях соблюдения публичных интересов, прав граждан и организаций, осуществления деятельности социальных учреждений в случае, если устранение выявленных нарушений обязательных требований требует значительных временных и материальных затрат, капитальных вложений, включая затраты на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря, выделения бюджетных средств бюджетным учреждениям, и в целях недопущения ситуаций массового сокращения работников, снижения выпуска продукции, товаров и услуг, имеющих стратегическое значение и социально-экономическую значимость, орган государственного надзора вправе заключить с контролируемым лицом соглашение о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований в соответствии с требованиями, установленными частью 2 статьи 90.2 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

(п. 60(1) введен Постановлением Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

61. Решения органа государственного надзора, действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный земельный надзор, могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 9 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Решения органа государственного надзора, действия (бездействие) их должностных лиц и их территориальных органов, осуществляющих плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, могут быть обжалованы в суд только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.

62. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного земельного надзора, имеют право на досудебное обжалование:

а) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) актов контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов, предписаний об устранении выявленных нарушений;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

(см. текст в предыдущей редакции)

б(1)) решений об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска;

(пп. "б(1)" введен Постановлением Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

б(2)) решений об отказе в проведении профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц;

(пп. "б(2)" введен Постановлением Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

в) действий (бездействия) должностных лиц органа государственного надзора (его территориальных органов) в рамках контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

(см. текст в предыдущей редакции)

63. Жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Жалоба на решение территориального органа органа государственного надзора, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) данного территориального органа либо вышестоящим органом органа государственного надзора.

Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа государственного надзора рассматривается вышестоящим органом органа государственного надзора.

В случае отсутствия территориального органа государственного надзора и в случае обжалования решений органа государственного надзора, принятых его центральным аппаратом, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата органа государственного надзора жалоба рассматривается руководителем органа государственного надзора.

В случае отсутствия вышестоящего органа государственного надзора жалоба на решения, действия (бездействие) руководителя органа государственного надзора рассматривается руководителем органа государственного надзора.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

Жалоба на решение органа государственного надзора, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на предписание органа государственного надзора может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен органом или должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение жалобы.

Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее полностью или частично. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.

Жалоба на решение органа государственного надзора, действия (бездействие) его должностных лиц подлежит рассмотрению в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

(см. текст в предыдущей редакции)

Жалоба на решение органа государственного надзора об отнесении объекта контроля к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более 5 рабочих дней.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165)

64. Сведения и информация, содержащиеся в докладах о государственном надзоре органов государственного надзора, используется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.

65. Должностные лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальных органов), осуществляющие государственный земельный надзор, одновременно по должности являются:

а) руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - главным государственным инспектором Российской Федерации по использованию и охране земель;

б) заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и руководитель структурного подразделения, к сфере ведения которого отнесено осуществление государственного земельного надзора, - заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по использованию и охране земель;

в) специалисты структурного подразделения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - государственными инспекторами Российской Федерации по использованию и охране земель;

г) руководители территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации - главными государственными инспекторами в субъекте Российской Федерации по использованию и охране земель;

д) заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, руководители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, и их заместители - заместителями главных государственных инспекторов в субъекте Российской Федерации по использованию и охране земель;

е) специалисты структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - государственными инспекторами в субъекте Российской Федерации по использованию и охране земель;

ж) руководители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - главными государственными инспекторами в городах и районах по использованию и охране земель;

з) заместители руководителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней или специалисты соответствующих структурных подразделений (в случае отсутствия на территории города (района) заместителей руководителей), к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - заместителями главных государственных инспекторов в городах и районах по использованию и охране земель;

и) специалисты структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - государственными инспекторами в городах и районах по использованию и охране земель.

66. Должностными лицами органа государственного надзора (его территориальных органов), уполномоченными принимать решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, предусматривающих взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарных проверок, являются:

а) руководитель органа государственного надзора и его заместители;

б) руководители территориальных органов органа государственного надзора и их заместители.

67. Должностными лицами органа государственного надзора (его территориальных органов), уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, являются:

а) руководители территориальных органов органа государственного надзора и их заместители;

б) руководители структурных подразделений территориальных органов органа государственного надзора и их заместители;

в) государственные гражданские служащие органа государственного надзора и его территориальных органов, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного земельного надзора.

68. Должностные лица, осуществляющие государственный земельный надзор, при осуществлении государственного земельного надзора взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2025 N 669)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае выявления в ходе осуществления государственного земельного надзора нарушения обязательных требований земельного законодательства, надзор за соблюдением которых в соответствии с пунктами 5, 7 и 9 настоящего Положения осуществляют другие органы государственной власти, должностные лица органов государственного надзора, выявившие такие нарушения, обязаны в течение 5 рабочих дней со дня выявления такого нарушения проинформировать о выявлении указанных нарушений уполномоченный орган государственного надзора для принятия мер.

Должностные лица, осуществляющие государственный земельный надзор, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания контрольного (надзорного) мероприятия направляют в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка или в случае нахождения земельного участка на межселенной территории - в орган местного самоуправления поселения, городского округа уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт, в случае, если по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия указанными должностными лицами выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков не допускается.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.02.2022 N 126)

(см. текст в предыдущей редакции)

69. Должностные лица, осуществляющие государственный земельный надзор, имеют бланки документов с Государственным гербом Российской Федерации и наименованием соответствующего органа государственного надзора, необходимых для осуществления государственного земельного надзора, и служебные удостоверения, формы (образцы) которых устанавливаются соответственно органами государственного надзора.

69(1). В целях качественной оценки уровня защиты охраняемых законом ценностей в области земельных отношений используются ключевые и индикативные показатели государственного земельного надзора.

Ключевым показателем государственного земельного надзора является разность соотношения количества земельных участков, в отношении которых в отчетном периоде принято решение об их отнесении к более низкой категории риска, к общему числу земельных участков, отнесенных к категориям риска (за исключением земельных участков, отнесенных к категории низкого риска), и аналогичного соотношения количества земельных участков, в отношении которых такие решения приняты за предыдущий отчетный период.

Ключевой показатель государственного земельного надзора (КП) рассчитывается по формуле:

Рисунок 1

где:

An - количество земельных участков, отнесенных в соответствии с настоящим Положением к категориям риска (за исключением земельных участков, отнесенных к категории низкого риска), по состоянию на дату окончания отчетного периода;

Bn - количество земельных участков, в отношении которых в отчетном периоде принято решение об их отнесении к более низкой категории риска;

An-1 - количество земельных участков, отнесенных в соответствии с настоящим Положением к категориям риска (за исключением земельных участков, отнесенных к категории низкого риска), по состоянию на дату окончания предыдущего отчетного периода;

Bn-1 - количество земельных участков, в отношении которых в предыдущем отчетном периоде принято решение об их отнесении к более низкой категории риска.

Целевыми значениями ключевого показателя государственного земельного надзора являются положительные значения.

Сведения о достижении ключевых показателей государственного земельного надзора и сведения об индикативных показателях, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей государственного земельного надзора, ежегодно отражаются органами государственного надзора в докладах о государственном земельном надзоре.

(п. 69(1) введен Постановлением Правительства РФ от 07.02.2022 N 126)

70. Должностные лица, осуществляющие государственный земельный надзор, имеют форменную одежду и знаки различия.

71. Органами государственного надзора (их территориальными органами) обеспечивается учет объектов контроля путем внесения сведений об объектах контроля в информационные системы уполномоченных органов, создаваемые в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", не позднее 5 рабочих дней со дня поступления таких сведений.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.02.2022 N 126)

(см. текст в предыдущей редакции)

При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля органы государственного надзора (их территориальные органы) используют информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.

72. В целях информационного обеспечения государственного земельного надзора органы государственного надзора могут создавать информационные системы, позволяющие обеспечивать передачу необходимых сведений в единый реестр видов контроля и единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.