(ii) Процессуальная проверка провокации

В качестве второго шага, когда власти не выполняют требование о доказывании того, что заявитель не подвергался провокации со стороны полиции, Суд исследует вопрос, как национальные суды изучили заявление заявителя о подстрекательстве, которое является процессуальной частью рассмотрения жалобы агента-провокатора (пункт 91 постановления).

В качестве отправной точки Суд должен быть удовлетворен способностью национальных судов рассматривать такую жалобу в порядке, совместимом с правом на справедливое судебное разбирательство. Таким образом, он должен проверить, является ли обоснованная жалоба на провокацию материальной защитой в соответствии с национальным законодательством или дает основания для исключения доказательств или приводит к аналогичным последствиям. Хотя Суд, как правило, оставляет за национальными властями решение о том, какую процедуру должны соблюдать судебные органы, когда они сталкиваются с заявлением о провокации, он требует, чтобы такая процедура была состязательной, тщательной, всеобъемлющей и убедительной по вопросу о подстрекательстве (пункт 92 постановления).

Более того, принципы состязательности и равноправия сторон необходимы при определении заявления агента-провокатора, а также процессуальные гарантии, связанные с раскрытием доказательств и допросом тайных агентов и других свидетелей, которые могли бы дать показания по вопросу о подстрекательстве (пункт 93 постановления).

В этой связи Суд также повторил - обвинение должно доказать отсутствие провокации при условии, что утверждения подсудимого не являются полностью неправдоподобными. На практике власти могут быть лишены возможности выполнить это бремя из-за отсутствия официального разрешения и надзора за тайной операцией (пункт 94 постановления).