Кредитные организации

1. Корректность перехода на "стандартные" требования в условиях отмены "регуляторных послаблений", ранее введенных Банком России в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе в части полноты формирования резервов по реструктурированным ссудам по состоянию на 1 июля 2021 г.

2. Корректность расчета нормативов достаточности собственных средств (капитала) с учетом правомерности применяемых надбавок к коэффициентам риска по отдельным видам активов, определенным в зависимости от значений показателя долговой нагрузки, а также расчета полной стоимости кредита/займа в соответствии с установленными требованиями.

3. Соблюдение кредитными организациями, принявшими решение о применении финализированного подхода к расчету нормативов достаточности капитала, порядка включения в расчет указанных нормативов требований по ипотечным ссудам.

4. Корректность учета выданных кредитов/займов в зависимости от срока их погашения.

5. Применение кредитными организациями Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 16 "Аренда" <13>, в том числе обоснованность:

--------------------------------

<13> Введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 11.06.2016 N 111н.

классификации договоров аренды;

расчета корректировок, связанных с переходом на новый стандарт при первоначальном применении;

использования освобождений от применения требований стандарта в отношении краткосрочной аренды и аренды активов с низкой стоимостью;

оценки активов в форме права пользования и обязательств по аренде;

определения ставки дисконтирования, используемой при оценке обязательств по аренде;

формирования финансового результата по договорам аренды.

6. Применение Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" <14> в части, касающейся оценочных резервов под ожидаемые кредитные убытки с учетом писем Банка России <15>, в том числе:

--------------------------------

<14> Введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 27.06.2016 N 98н.

<15> Информационные письма Банка России от 18.03.2021 N ИН-03-36/14 "О рекомендациях по оценке ожидаемых кредитных убытков в соответствии с требованиями МСФО 9" и от 25.05.2021 N ИН-03-40/33 "О подходах к оценке величины резервов на возможные потери в отношении ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности".

соответствие применяемых кредитными организациями подходов к расчету ожидаемых кредитных убытков МСФО (IFRS) 9, обратив особое внимание на практическое применение методик и моделей оценки, их соответствие принимаемым рискам;

сопоставление величины пруденциальных резервов на возможные потери и оценочных резервов по МСФО (IFRS) 9, анализ существенных расхождений.

7. Корректность учета нематериальных активов, в том числе правомерность учета и оценка.

8. Своевременность отнесения произведенных кредитной организацией затрат на расходы.

9. Признание банками отложенных налоговых активов и обязательств, влияющих на корректность расчета банками расходов по налогу на прибыль и финансового результата в целом.

10. Раскрытие информации об учете Environmental, Social and Governance факторов (ESG-факторов) <16> в деятельности кредитной организации, связанных с ними рисках и возможностях (с учетом характера и масштаба деятельности).

--------------------------------

<16> Факторы, связанные с окружающей средой (в том числе экологические факторы и факторы, связанные с изменением климата), обществом (социальные факторы) и корпоративным управлением.

11. Правильность учета комбинированных (гибридных) инструментов (наличие тесной связи с основным договором).

12. Правильность учета продолжающегося участия в переданных активах.

13. Обоснованность выбора метода оценки справедливой стоимости активов, особенно производных финансовых инструментов (правильность применения МСФО (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости" <17>).

--------------------------------

<17> Введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 04.06.2018 N 125н.

14. Обоснованность оценки отдельных специфических активов (паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, контролирующего участия в страховых, лизинговых компаниях, активов для которых отсутствует активный рынок).

15. Признание наличия контроля и/или значительного влияния в отношении заемщиков в целях объединения их в группу связанных лиц (в том числе в случаях получения операционного контроля над деятельностью проблемных заемщиков).

16. Проведение операций со связанными сторонами, ранее не выявленными или не раскрытыми аудитору, а также степень их влияния на оценку уровня рисков и показателей деятельности кредитной организации (в частности, осуществление операций на нерыночных условиях, проведение операций схемного характера по корректировке финансового результата, значений обязательных нормативов).

17. Раскрытие в бухгалтерской отчетности кредитных организаций информации об операциях со связанными сторонами.

18. Соответствие требованиям Банка России порядка учета вложений в иные источники капитала, сформированных за счет доходов в виде комиссий за дополнительные услуги и агентских страховых вознаграждений, а также признание комиссионных доходов, в том числе агентских комиссий за продажи небанковских продуктов.

19. Своевременное внесение организациями изменений в бухгалтерскую отчетность в связи с выявлением существенных ошибок (после ее утверждения).

20. Оценка влияния риска кибербезопасности на способность аудируемого лица продолжать непрерывно свою деятельность (МСА 570), учитывая широкое распространение практики удаленного (дистанционного) режима работы, ускорение темпов цифровизации бизнеса.

21. Соответствие порядка отражения на счетах бухгалтерского учета операций с ценными бумаги нормам, изложенным в Положении Банка России от 2 октября 2017 г. "О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета кредитными организациями операций с ценными бумагами", а также корректность включения информации об операциях с ценными бумагами в бухгалтерскую отчетность.

22. Подтверждение отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности остатков денежных средств, размещенных на корреспондентских счетах в банках-нерезидентах (особенно в случаях отсутствия в течение длительного времени движения по указанным счетам, размещения средств на "нерыночных" условиях, существенности сумм остатков денежных средств, сомнений в реальности операций).

23. Методика анализа чувствительности по каждому виду рыночного риска, которому подвержена кредитная организация на дату окончания отчетного периода, показывающего влияние на прибыль или убыток и собственный капитал, а также полноту представления данной информации в финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации".

24. Порядок признания финансовых инструментов, подлежащих взаимозачету и подпадающих под действие обеспеченного правовой защитой генерального соглашения о взаимозачете, а также полноту раскрытия информации о взаимозачете финансовых инструментов в соответствии с пунктами 13А-13F МСФО (IFRS) 7.

25. Доведение до сведения лиц, отвечающих за корпоративное управление, управление в кредитной организации, значимых вопросов, возникающих в ходе аудита.

26. Корректность расчета небанковскими кредитными организациями - центральными контрагентами обязательных нормативов, определяемых в соответствии с Инструкцией Банка России от 14 ноября 2016 г. N 175-И "О банковских операциях небанковских кредитных организаций - центральных контрагентов, об обязательных нормативах небанковских кредитных организаций - центральных контрагентов и особенностях осуществления Банка России надзора за их соблюдением".