Аудиторские процедуры общего характера

Аудиторские процедуры общего характера (см. пункт 5)

A1. Аудиторские процедуры общего характера в ответ на оцененные риски существенного искажения на уровне финансовой отчетности могут включать:

(в ред. поправок, утв. Приказом Минфина России от 27.10.2021 N 163н)

(см. текст в предыдущей редакции)

- акцентирование внимания аудиторской группы на необходимости поддерживать профессиональный скептицизм;

- задействование более опытного персонала или лиц, обладающих специальными навыками, либо привлечение экспертов;

- изменение характера, сроков и степени руководства и надзора в отношении членов аудиторской группы, а также контроль качества выполнения задания;

(в ред. поправок, утв. Приказом Минфина России от 27.10.2021 N 163н)

(см. текст в предыдущей редакции)

- включение дополнительных элементов непредсказуемости при выборе дальнейших аудиторских процедур;

- внесение изменений в общую стратегию аудита в соответствии с требованиями МСА 300 или в планируемые аудиторские процедуры с возможностью изменений:

(абзац введен поправками, утв. Приказом Минфина России от 27.10.2021 N 163н)

- определения аудитором существенности для выполнения аудиторских процедур в соответствии с МСА 320;

(абзац введен поправками, утв. Приказом Минфина России от 27.10.2021 N 163н)

- планов аудитора по тестированию операционной эффективности средств контроля и в отношении всеобъемлющего характера аудиторских доказательств, необходимых для обоснования планов полагаться на операционную эффективность средств контроля, особенно в случаях, когда имеются выявленные недостатки контрольной среды или действий организации по осуществлению мониторинга;

(абзац введен поправками, утв. Приказом Минфина России от 27.10.2021 N 163н)

- характера, сроков и объема процедур проверки по существу. Например, может быть целесообразно выполнить процедуры проверки по существу на дату финансовой отчетности или как можно ближе к ней, когда риск существенного искажения оценивается как повышенный;

(абзац введен поправками, утв. Приказом Минфина России от 27.10.2021 N 163н)

абзац исключен. - Поправки, утв. Приказом Минфина России от 27.10.2021 N 163н.

(см. текст в предыдущей редакции)

A2. Оценка рисков существенного искажения на уровне финансовой отчетности и, следовательно, аудиторские процедуры общего характера зависят от понимания аудитором контрольной среды. Эффективная контрольная среда может дать аудитору более высокую степень уверенности в системе внутреннего контроля и надежности аудиторских доказательств, полученных внутри организации, и, таким образом, позволить аудитору, например, провести некоторые аудиторские процедуры на промежуточную дату, а не на конец периода. Недостатки же контрольной среды приводят к противоположным последствиям; так, например, аудитор может отреагировать на неэффективную контрольную среду:

- проведением большего количества аудиторских процедур на конец периода, а не на промежуточную дату;

- сбором большего объема аудиторских доказательств в результате проведения процедур проверки по существу;

- увеличением количества территориальных подразделений, подлежащих аудиту.

A3. Эти факторы, таким образом, в значительной степени влияют на общий подход аудитора, обусловливая, например, акцент на процедуры проверки по существу (подход, основанный на процедурах проверки по существу), или подход, использующий как тестирование средств контроля, так и процедуры проверки по существу.