3.2.2. Порядок проведения оценки бюджетной эффективности налогового расхода

Оценка бюджетной эффективности является составным элементом оценки результативности налоговых расходов.

Согласно пункту 17 Правил в целях проведения оценки бюджетной эффективности налоговых расходов осуществляется сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики. Сравнительный анализ включает сопоставление объемов расходов федерального бюджета в случае применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики, и объемов предоставленных льгот (расчет прироста показателя (индикатора) достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики на 1 рубль налоговых расходов и на 1 рубль расходов федерального бюджета для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов).

Таким образом, возможно 2 варианта проведения оценки бюджетной эффективности:

1) сопоставление объема налогового расхода и объема средств федерального бюджета на применение альтернативного механизма при идентичных значения показателя (индикатора) в случае предоставления льготы и в случае применения альтернативного механизма;

2) сопоставление значений показателя (индикатора) в случае предоставления льготы и в случае применения альтернативного механизма при идентичных объемах налогового расхода и средств федерального бюджета на применение альтернативного механизма.

Альтернативные механизмы могут быть предусмотрены, в частности, в качестве мер государственного регулирования в сфере реализации государственной программы (пункт 47 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582).

Например, цель по обеспечению охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год может быть достигнута посредством предоставления налоговых льгот для медицинских организаций, а также альтернативных механизмов:

- предоставление субсидий частным медицинским организациям на открытие пунктов оказания первичной медицинской помощи;

- предоставление государственных гарантий на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства здравоохранения, в том числе посредством реализации проектов государственно-частного партнерства;

- совершенствование законодательства в части расширения применения телемедицинских технологий.

При сравнительном анализе рекомендуется также учитывать объем расходов организационного-административного характера (организация работы по предоставлению субсидий, администрирование, организация проведения конкурса или аукциона и иные). При этом рекомендуется, чтобы объем указанных расходов был обоснован (например, нормативным правовым актом, регламентирующим порядок учета указанных расходов).

В качестве альтернативных механизмов достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики могут учитываться в том числе:

1) Субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет федерального бюджета.

В методике следует раскрыть состав плательщиков, которым направляется финансовая поддержка, и вид финансовой поддержки (субсидии на выплаты отдельным категориям населения, субсидии бюджетным и автономным учреждениям, финансирование отдельных направлений институтами развития, субсидии кредитным организациям на компенсацию затрат по льготным кредитам).

Примером сравнительного анализа может быть проведение сопоставительной оценки объема налоговых расходов субъекта Российской Федерации, обусловленных налоговыми льготами, предоставляемыми резидентам технопарков (технологических парков), технополисов, научных парков, промышленных парков, индустриальных парков в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, и субсидий, предоставляемым указанным резидентам за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, плательщикам, имеющим право на льготы, могут быть оказаны меры имущественной поддержки, способствующие снижению затрат организаций. Примером имущественной поддержки может служить особый порядок передачи в аренду объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, направленный на стимулирование привлечения частных инвесторов к сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России.

2) Предоставление государственных гарантий Российской Федерации по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы.

При сравнении инструмента налоговых расходов с инструментом по предоставлению государственных гарантий необходимо учитывать не только планируемый объем государственных гарантий (условные обязательства), но и ожидаемый объем средств на их исполнение (прямые обязательства). В качестве суммы для сопоставления рекомендуется использовать расчетный объем средств на исполнение государственных гарантий. Ввиду долгосрочного характера обязательств, обеспечиваемых государственными гарантиями, сопоставительный расчет необходимо производить в одинаковых диапазонах периодов предоставления налоговых льгот и государственных гарантий.

3) Совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций в сфере деятельности плательщиков, имеющих право на льготы.

Данный альтернативный механизм предполагает совершенствование организационных механизмов взаимодействия между представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления с плательщиками, имеющими право на льготы. Достижение целей государственных программ и целей социально-экономической политики может осуществляться не только посредством финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, но посредством создания комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности и получения государственных и муниципальных услуг.