Принятие по результатам контроля мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации

Принятие по результатам контроля мер, предусмотренных

законодательством Российской Федерации

91. Согласно пункту 5 части второй статьи 38 Федерального закона "Об общественных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1930; 2006, N 3, ст. 282) основанием для вынесения предупреждения руководящему органу общественного объединения является выявление нарушения Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения действий, противоречащих уставным целям.

Согласно подпункту 5 пункта 5, пункту 6 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 2006, N 3, ст. 282) основанием для вынесения предупреждения некоммерческой организации, в том числе руководителю филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, является выявление нарушений законодательства Российской Федерации или совершение действий, противоречащих заявленным или предусмотренным в учредительных документах целям и задачам.

Согласно статье 42 Федерального закона "Об общественных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1930; 2002, N 30, ст. 3029) основанием для внесения представления в руководящий орган общественного объединения являются нарушение им Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершение действий, противоречащих уставным целям.

Согласно статье 25 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" основанием для вынесения письменного предупреждения религиозной организации является нарушение законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях или совершение религиозной организацией действий, не соответствующих целям, предусмотренным ее уставом.

92. Должностное лицо Минюста России (территориального органа) готовит проект предупреждения (представления).

В предупреждении (представлении) указываются:

дата вынесения предупреждения (внесения представления);

наименование и место нахождения некоммерческой организации, которой адресовано предупреждение (представление);

содержание нарушения (с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации и (или) конкретных действий, противоречащих уставным целям);

срок устранения нарушения (не может составлять менее одного месяца в отношении политических партий, а также в случаях, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", - не менее двух месяцев);

порядок информирования Минюста России (территориального органа) об устранении нарушений.

Должностное лицо Минюста России (территориального органа) осуществляет административные действия в соответствии с пунктами 85 - 110 Административного регламента.

93. После получения документов об устранении нарушений, указанных в предупреждении (представлении), должностное лицо Минюста России (территориального органа) рассматривает их и в случае выявления факта неустранения нарушений (нарушения) либо непредставления документов вносит директору Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России (начальнику территориального органа) согласованное с начальником соответствующего отдела Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России (территориального органа) и заместителем директора Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России (заместителем начальника территориального органа, курирующим соответствующее направление) предложение о:

вынесении повторного предупреждения;

составлении протокола об административном правонарушении и возбуждении дела об административном правонарушении;

подготовке документов для приостановления деятельности общественного объединения или ликвидации некоммерческой организации;

необходимости проведения внеплановой проверки;

подготовке заявления в суд о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения;

продлении сроков устранения нарушений в случае невозможности их своевременного устранения вследствие обстоятельств непреодолимой силы или поступления от некоммерческой организации информации о принятии конкретных мер по устранению нарушений, не позволивших в установленные сроки устранить указанные нарушения.

Срок рассмотрения документов - тридцать календарных дней с момента их поступления должностному лицу Минюста России (территориального органа).

94. Продление сроков устранения нарушений возможно при наличии ходатайства некоммерческой организации с изложением причин, не позволивших устранить нарушения в установленные сроки, и подтверждении принятых к устранению конкретных мер. О продлении сроков для устранения нарушений некоммерческая организация информируется в письменной форме.

95. Согласно статье 42 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статье 10 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3031; 2020, N 42, ст. 6524) основаниями для приостановления деятельности общественного объединения могут являться:

неустранение им в установленные сроки нарушений, указанных в представлении;

обращение Минюста России (территориального органа) в суд с заявлением о его ликвидации либо запрете его деятельности в случае осуществления общественным объединением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда.

Согласно статье 14 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2021, N 15, ст. 2435) и статье 10 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" основанием для приостановления деятельности религиозного объединения может являться обращение Минюста России (территориального органа) в суд с заявлением о его ликвидации либо запрете его деятельности в случае осуществления религиозным объединением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда.

96. Должностное лицо Минюста России (территориального органа) готовит проект распоряжения Минюста России (территориального органа) о приостановлении деятельности общественного объединения или религиозной организации, содержащий нормы федерального закона, послужившие основанием для его издания, наименование общественного объединения или религиозной организации, деятельность которых приостанавливается, и срок, на который приостанавливается деятельность общественного объединения или религиозной организации, а также заключение, текст которого должен содержать:

указание на нарушения, послужившие основанием для вынесения представления, а также ссылки на нормативные правовые акты Российской Федерации, которые были нарушены;

дату составления и номер представления, направленного в адрес руководящего органа общественного объединения или религиозной организации;

наименование, место нахождения и сведения о государственной регистрации (дату государственной регистрации и ОГРН) общественного объединения или религиозной организации;

срок приостановления деятельности общественного объединения или религиозной организации (не более шести месяцев). В случае приостановления деятельности общественного объединения или религиозной организации по основаниям, предусмотренным статьей 10 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", - до рассмотрения судом заявления о ликвидации общественного или религиозного объединения;

указание на то, что в случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов.

Должностное лицо Минюста России (территориального органа) осуществляет административные действия в соответствии с пунктами 85 - 110 Административного регламента.

97. После получения документов об устранении нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения или религиозной организации, должностное лицо Минюста России (территориального органа) рассматривает их и в случае неустранения нарушений вносит директору Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России (начальнику территориального органа) согласованное с начальником соответствующего отдела Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России (территориального органа) и заместителем директора Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России (заместителем начальника территориального органа, курирующим соответствующее направление) предложение о:

подготовке искового заявления о ликвидации общественного объединения или религиозной организации;

продлении сроков устранения нарушений в случае невозможности их своевременного устранения вследствие обстоятельств непреодолимой силы или поступления от некоммерческой организации информации о принятии конкретных мер по устранению нарушений, не позволивших в установленные сроки устранить указанные нарушения.

Действие выполняется в течение тридцати календарных дней.

98. Продление сроков устранения нарушений осуществляется в соответствии с пунктом 94 Административного регламента.

99. Если в течение установленного срока приостановления деятельности общественного объединения или религиозной организации нарушение, послужившее основанием для приостановления деятельности, устранено, общественное объединение или религиозная организация возобновляет свою деятельность на основании соответствующего распоряжения Минюста России (территориального органа).

Срок подготовки проекта распоряжения Минюста России (территориального органа) о возобновлении деятельности общественного объединения или религиозной организации - три рабочих дня со дня получения документов об устранении нарушений.

100. Должностные лица Минюста России (территориального органа), указанные в приказе Минюста России N 339, в случае непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, составляют протокол об административном правонарушении в отношении некоммерческой организации, в том числе структурного подразделения международной организации и иностранной некоммерческой неправительственной организации.

Действие совершается немедленно при выявлении признаков состава административного правонарушения.

101. В соответствии с пунктом 4 части 2 и абзацами вторым и третьим части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2012, N 31, ст. 4330; 2018, N 42, ст. 6378; 2021, N 9, ст. 1461) должностные лица Минюста России (территориального органа) уполномочены в пределах своей компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.26, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7, 19.7.5-2, 19.7.5-3, 19.7.5-4, статьей 19.34, статьей 19.34.1 (в пределах своих полномочий) и статьей 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2021, N 27, ст. 5114).

Должностные лица Минюста России (территориального органа) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с приказом Минюста России N 339.

102. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о некоммерческой организации, в отношении которой возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение законного представителя некоммерческой организации, в отношении которой возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении представителю некоммерческой организации разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.

103. Представитель некоммерческой организации знакомится с протоколом об административном правонарушении и вправе представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки представителя некоммерческой организации, в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.

104. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом Минюста России (территориального органа), его составившим, руководителем, должностным лицом или уполномоченным представителем некоммерческой организации, в отношении которой возбуждено дело об административном правонарушении.

В случае отказа от подписания протокола или неявки надлежащим образом уведомленного руководителя, должностного лица или уполномоченного представителя некоммерческой организации в протоколе делается соответствующая запись.

Копия протокола об административном правонарушении вручается под роспись руководителю, должностному лицу или уполномоченному представителю некоммерческой организации или направляется некоммерческой организации в течение трех дней со дня составления протокола.

105. Протокол об административном правонарушении направляется судье, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента его составления.

106. Минюст России (территориальный орган) по результатам государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с заявлением о:

приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения по основаниям и в порядке, которые предусмотрены пунктами 1, 2 и 3 статьи 39, статьями 41 и 42 Федерального закона "О политических партиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2950; 2002, N 12, ст. 1093; 2012, N 15, ст. 1721; N 41, ст. 5522);

признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица по основаниям и в порядке, которые предусмотрены частями 3, 4, 5 статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1930; 2006, N 3, ст. 282);

ликвидации общественного объединения по основаниям, предусмотренным статьей 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1930; 2006, N 3, ст. 282);

признании религиозной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица по основаниям и в порядке, которые предусмотрены пунктом 9 статьи 8 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2021, N 15, ст. 2435);

ликвидации религиозной организации либо запрете деятельности религиозной организации в случае выявления в результате осуществления контроля обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2021, N 15, ст. 2435);

ликвидации благотворительной организации в случае неоднократного вынесения ей предупреждения в письменной форме в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3340);

ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 2006, N 3, ст. 282), статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2014, N 19, ст. 2304).

107. Должностное лицо Минюста России (территориального органа) готовит проект соответствующего искового заявления и осуществляет административные действия в соответствии с пунктами 85 - 110 Административного регламента.

108. Порядок обращения в суд с заявлением о приостановлении деятельности, признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица, ликвидации некоммерческой организации определяется процессуальным законодательством.

109. При наличии оснований, предусмотренных пунктами 8, 9, 12 и 13 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 2006, N 3, ст. 282; 2018, N 31, ст. 4849; 2021, N 15, ст. 2442), должностное лицо Минюста России (территориального органа) готовит проект распоряжения Минюста России:

о запрете отделению, филиалу или представительству международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации осуществления на территории Российской Федерации заявленной для осуществления программы или ее части;

о запрете направления отделению, филиалу или представительству международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации денежных средств и иного имущества определенным получателям указанных средств и иного имущества;

об исключении филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

В тексте данного распоряжения Минюста России указываются:

наименование, место нахождения и сведения о государственной регистрации (внесении сведений в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации;

нарушения, послужившие основанием для издания распоряжения, а также ссылки на нормативные правовые акты Российской Федерации, которые были нарушены;

представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций).

Должностное лицо Минюста России (территориального органа) осуществляет административные действия в соответствии с пунктами 85 - 110 Административного регламента.

110. После получения документов об устранении нарушений должностное лицо Минюста России (территориального органа) рассматривает их и в случае выявления факта неустранения нарушений готовит заместителю Министра юстиции Российской Федерации, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью (начальнику территориального органа), служебную записку за подписью директора Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России, согласованную с начальником соответствующего отдела Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России и заместителем директора Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России, содержащую предложения о:

проведении внеплановой проверки отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации;

подготовке документов для исключения филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;

ликвидации отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации.

Срок рассмотрения документов - два рабочих дня с момента их поступления должностному лицу Минюста России (территориального органа).