Контрольная среда

4. Контрольная среда включает функции административного и корпоративного управления, отношение руководства и лиц, отвечающих за корпоративное управление, к системе внутреннего контроля организации, их осведомленность в этой области и соответствующие действия, а также значение, придаваемое организацией системе внутреннего контроля. Контрольная среда задает тон в организации, влияя на осознание сотрудниками необходимости контроля, и обеспечивает общую основу для функционирования других компонентов ее системы внутреннего контроля.

5. На осознание организацией необходимости контроля оказывают влияние лица, отвечающие за корпоративное управление, так как одной из их функций является нейтрализация давления, оказываемого на руководство в связи с составлением финансовой отчетности, которое может возникать в результате требований рынка или реализации программ вознаграждения. Следовательно, на эффективность структуры контрольной среды применительно к участию лиц, отвечающих за корпоративное управление, влияют такие вопросы, как:

- их независимость от руководства и способность оценивать действия руководства;

- понимание ими деятельности организации;

- то, насколько они могут оценить, подготовлена ли финансовая отчетность в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности, в том числе раскрыта ли в ней надлежащая информация.

6. Контрольная среда охватывает следующие элементы:

(a) как выполняются функции руководства, например, в части формирования и поддержания культуры организации и демонстрации приверженности руководства принципам честности и этическим ценностям. Эффективность средств контроля определяется уровнем честности и этическими ценностями людей, которые разрабатывают, применяют и осуществляют их мониторинг. Честность и этическое поведение являются результатом этических и поведенческих стандартов организации, способов их доведения до сведения персонала (например, с помощью положений политики) и продвижения на практике (например, посредством действий руководства по исключению или снижению стимулов или соблазнов, которые могут подтолкнуть сотрудников к участию в нечестной, незаконной или неэтичной деятельности). Информирование о политике организации в отношении честности и этических ценностей может включать доведение до сотрудников стандартов поведения с помощью сформулированных положений политики, кодексов поведения и личного примера;

(b) как лица, отвечающие за корпоративное управление, демонстрируют независимость от руководства и осуществляют надзор за системой внутреннего контроля организации в случаях, когда они не входят в состав руководства. Лица, отвечающие за корпоративное управление, оказывают влияние на осознание организацией необходимости контроля. Факторы, которые необходимо учитывать, могут включать наличие достаточного числа лиц, независимых от руководства, и цель их оценок и принятия решений, а также то, как лица, отвечающие за корпоративное управление, определяют и принимают на себя обязанности по осуществлению надзора и выполняют ли они свои обязанности по надзору в отношении разработки и внедрения руководством системы внутреннего контроля и управления ею. Важность обязанностей лиц, отвечающих за корпоративное управление, признается в корпоративных кодексах и других законах и нормативных актах или руководствах, разработанных для лиц, отвечающих за корпоративное управление. Прочие обязанности лиц, отвечающих за корпоративное управление, включают надзор за разработкой и эффективным функционированием процедур информирования сотрудниками о нарушениях;

(c) как организация распределяет полномочия и ответственность, чтобы обеспечить достижение своих целей.

Это может включать следующие аспекты:

- основные области полномочий и ответственности и соответствующий порядок подотчетности;

- политика в отношении надлежащей практики ведения бизнеса, знаний и опыта ключевого персонала и ресурсов, предоставляемых для выполнения обязанностей;

- политика и информирование, призванные обеспечить понимание всеми сотрудниками целей организации, того, как их действия взаимосвязаны и способствуют достижению этих целей, а также осознание ими того, как и за что они будут нести ответственность;

(d) как организация привлекает, развивает и удерживает компетентных сотрудников в соответствии со своими целями. Это включает то, как она обеспечивает наличие у сотрудников знаний и навыков, необходимых для выполнения задач, определяющих должностные обязанности сотрудника, например:

- стандарты по набору наиболее квалифицированного персонала с особым вниманием к образованию, предыдущему опыту работы, прошлым достижениям и доказательствам честности и этического поведения;

- политика по обучению, которая информирует о будущих функциях и ответственности, включая практические занятия, такие как тренинги и семинары, которые иллюстрируют ожидаемый уровень результатов работы и поведения;

- повышение в должности на основе периодической оценки результатов работы, что демонстрирует приверженность организации принципу продвижения квалифицированных сотрудников на более высокие уровни ответственности;

(e) как организация требует от работников отчета о выполнении своих обязанностей в рамках задач ее системы внутреннего контроля. Это может быть реализовано, например, посредством:

- механизмов информирования и требования от сотрудников отчета о выполнении обязанностей по осуществлению контроля, а также принятия необходимых мер для исправления ситуации;

- установления показателей деятельности, стимулов и вознаграждений лицам, ответственным за систему внутреннего контроля организации, включая механизм оценки и поддержания актуальности этих показателей;

- влияния давления, связанного с необходимостью достижения целей контроля, на обязанности и показатели деятельности сотрудников;

- применения дисциплинарных мер к сотрудникам по мере необходимости.

Вышеуказанные сведения будут в разной степени применимы к каждой организации в зависимости от ее размера, сложности структуры и характера деятельности.