Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов.

Задача 1. Разработка и внедрение регулирования экосистем

Хотя регулирование экосистем во многом нацелено на обеспечение свободного выбора потребителя и конкурентных условий для поставщиков финансовых услуг, разработка такого регулирования выделяется в качестве самостоятельной приоритетной задачи, учитывая ее комплексный характер и принципиально важное значение в условиях масштабного тренда на создание экосистем как в России, так и на глобальном уровне.

Стремительное развитие экосистем, комплекс сопряженных с этим процессом возможностей и рисков, а также потребность в разработке новых подходов к регулированию являются вызовом для регуляторов во всем мире. В России активную роль в формировании экосистем играет финансовый сектор, а национальные технологические компании начинают оказывать финансовые услуги, составляя серьезную конкуренцию финансовым посредникам с традиционной бизнес-моделью. Значительное воздействие на конкурентную среду оказывают и иностранные экосистемы из США и Китая.

Экосистемы открывают новые возможности для граждан и бизнеса, однако нерегулируемое развитие экосистем может иметь значимые негативные эффекты прежде всего для конкурентной среды, создавая риски монополизации, дискриминации участников экосистем, ограничения доступа к технологиям и данным для остальных участников финансового рынка. Деятельность экосистем, особенно глобальных, также часто сопряжена с налоговым и регуляторным арбитражем.

При этом неконтролируемое развитие экосистем с участием банков может привести к реализации рисков для кредиторов и вкладчиков, финансовой стабильности в целом, а также к росту объема активов банков с ограниченной ликвидностью и не имеющих требований по возвратности. Эти активы к тому же могут быть подвержены повышенному риску обесценения, так как не всем растущим компаниям, в которые в том числе инвестируют банки, суждено стать успешными и прибыльными.

С учетом этого Банк России и Правительство Российской Федерации будут активно развивать подходы к регулированию и надзору в сфере экосистем. Необходима настройка регулирования, чтобы свести к минимуму риски и вероятные негативные эффекты и при этом сохранить потенциал тех возможностей, которые могут дать экосистемы потребителям и поставщикам, а также устранить существующий регуляторный арбитраж. Принимая во внимание, что экосистемы охватывают различные сферы деятельности, а их развитие приводит к размыванию границ рынков, требуется пересмотр определений, периметра и оценки влияния субъектов антимонопольного законодательства. Важно определить сегменты рынка (продукты), их границы, а также доли доминирующей экосистемы и/или ее элементов на отдельных сегментах рынка. Инструменты регулирования также должны быть сформированы с учетом особенностей экономики экосистем. При этом особое внимание планируется уделить обеспечению конкурентного доступа поставщиков финансовых услуг к данным и клиентов к сервисам, а также совершенствованию регулирования онлайн-рекламы и контроля за сделками слияния и поглощения.

Как показывает мировая практика, запоздалое принятие мер болезненно сказывается на бизнесе и обществе в целом. Но и преждевременное избыточное регулирование может оказать негативное воздействие на развитие национальных игроков и национальных поставщиков товаров и услуг. Поэтому важно соблюсти правильный баланс в регулировании между требованиями и ограничениями, с одной стороны, и свободой предпринимательства, свободой выбора граждан и бизнеса, с другой, а также своевременно уточнять этот баланс.

Банк России опубликовал в 2021 году два консультативных доклада <23>, посвященных вопросам регулирования экосистем и рисков участия банков в экосистемах. Доклады нацелены на то, чтобы обсудить с бизнес-сообществом, экспертами, всеми заинтересованными сторонами основные последствия и риски развития платформенных и экосистемных решений как в банках, так и на финансовом рынке, а также в экономике в целом, предложить регуляторные меры по устранению регуляторного арбитража, минимизации негативных последствий и рисков, в том числе на среднесрочном горизонте. Регулирование должно учитывать не только риски участников экосистемы, но и их ответственность перед обществом за непрерывность работы значимых экосистем.

--------------------------------

<23> Доклад для общественных консультаций "Экосистемы: подходы к регулированию" опубликован на официальном сайте Банка России 29 апреля 2021 года. Доклад для общественных консультаций "Регулирование рисков участия банков в экосистемах и вложений в иммобилизованные активы" опубликован на официальном сайте Банка России 23 июня 2021 года, итоги публичного обсуждения доклада опубликованы в отчете 24 ноября 2021 года.

При разработке регулирования Банк России исходит из следующей оптимальной целевой структуры российского рынка: как минимум несколько крупных национальных экосистем, конкурирующих между собой и с иностранными игроками, нишевые поставщики и менее масштабные платформы, удовлетворяющие спрос клиентов за пределами экосистем и бросающие вызов экосистемам-лидерам.

В отношении регулирования рисков участия банков в экосистемах Банк России рассматривает в качестве основного подход, дающий кредитным организациям возможности для развития экосистем при адекватном покрытии рисков капиталом, чтобы возможные потери ложились на плечи акционеров, а не кредиторов и вкладчиков.

Банк России и Правительство Российской Федерации разработают подходы к регулированию экосистем <24>, в том числе с учетом итогов общественного обсуждения. Внедрение регулирования планируется осуществить в 2022 - 2023 годах. Ключевую роль в регулировании экосистем должно выполнять антимонопольное законодательство, а также пруденциальные нормативы Банка России в части ограничения рисков, связанных с вовлечением кредитных организаций в экосистемный бизнес. Важным элементом системы регулирования должна стать модернизация законодательства в области доступа и использования данных, получаемых экосистемами в ходе своей деятельности.

--------------------------------

<24> Концепция общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих различные цифровые сервисы на базе одной "Экосистемы" опубликована на официальном сайте Минэкономразвития России в мае 2021 года.