Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов.

Задача 1. Развитие инструментов и инфраструктуры рынка финансирования устойчивого развития и создание условий и возможностей для компаний по ESG-трансформации бизнеса в ответ на запрос инвесторов, трудовых коллективов, иных заинтересованных лиц и внешние вызовы

Совместные меры Банка России и Правительства Российской Федерации будут направлены в первую очередь на создание необходимой инфраструктуры и инструментов устойчивого развития для предоставления инвесторам возможности реализовать свои инвестиционные потребности, а получателям денежных средств - профинансировать собственную трансформацию, в том числе в области снижения негативного эффекта для окружающей среды.

Важным шагом в развитии устойчивого финансирования стало утверждение целей и основных направлений устойчивого (в том числе "зеленого") развития в Российской Федерации <33>, а также принятие таксономии проектов устойчивого развития и требований к системе их верификации <34> - базового методологического документа, определяющего направления деятельности и критерии отнесения проектов к категории "зеленых" и адаптационных проектов. Эти документы являются основополагающими в рамках создания национальной инфраструктуры рынка устойчивого финансирования и развития регуляторной среды для выпуска инструментов финансирования устойчивого развития. В дальнейшем планируется развитие таксономии проектов устойчивого развития и системы их верификации в части социальных проектов.

--------------------------------

<33> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 N 1912-р.

<34> Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 N 1587.

С учетом таксономии будут разрабатываться стандарты для верификации и идентификации финансовых инструментов, обеспечивающих финансирование деятельности, и проектов, вносящих вклад в достижение целей устойчивого развития и целей по климату. В частности, планируется совершенствование стандартов "зеленых" и социальных облигаций, а также создание переходных климатических инструментов и инструментов с привязкой к целям в области устойчивого развития, "зеленого" проектного финансирования и "зеленой" ипотеки.

Решение указанной задачи будет способствовать формированию пула активов, вносящих вклад в устойчивое развитие, а также повышению интереса инвесторов, ориентированных на ESG-принципы, к российскому рынку капитала.

Для эффективного функционирования рынка устойчивого развития важна транспарентность информации. Банк России совместно с Правительством Российской Федерации будет вести работу, направленную на определение правил раскрытия информации о выпускаемых инструментах, требований к таким инструментам, создание инфраструктуры для направления средств в устойчивые активы, в первую очередь создание системы независимой внешней оценки (верификации) инструментов финансирования устойчивого развития.

Планируется содействовать присвоению оценок в области учета ESG-факторов и устойчивого развития, развитию специализированных секторов и сегментов организаторами торговли, информационного сопровождения торгов, созданию рыночных индикаторов по инструментам устойчивого развития и иным шагам, направленным на сопровождение размещения и обращения соответствующих финансовых инструментов.

Банк России ожидает внедрения ESG-факторов в процесс принятия инвестиционных решений институциональными и розничными инвесторами. Этому будет способствовать продвижение рекомендаций для институциональных инвесторов по учету ESG-факторов и раскрытию информации о соблюдении принципов ответственного инвестирования на основе подхода "соблюдай или объясняй причины несоблюдения". Планируется также разработать рекомендации по учету ESG-факторов и вопросов устойчивого развития при оказании услуг инвестиционного консультирования, а также обеспечить повышение уровня осведомленности участников финансового рынка о значимости учета ESG-факторов при принятии инвестиционных решений.

Развитие тенденций ответственного инвестирования, основой которого является учет рисков, связанных с факторами устойчивого развития и ESG-факторами, необходимость мер по предотвращению климатических изменений предполагают активное участие граждан в процессе создания для этого необходимых условий. В связи с этим мероприятия, направленные на повышение осведомленности граждан по вопросам финансирования устойчивого развития, использования финансовых продуктов и услуг, сформированных с учетом достижения целей устойчивого развития и ESG-трансформации российской экономики, дополняют перечень задач Банка России по работе с розничными инвесторами и повышению финансовой грамотности.

Банк России будет принимать меры, направленные на учет ESG-факторов и вопросов устойчивого развития в корпоративном управлении финансовых и нефинансовых организаций. Данная работа будет проводиться с учетом международного опыта в этой сфере. Планируется сформировать методы оценки ESG-рисков, а также способы управления ими, разработать стандарты эмиссии для специализированных финансовых инструментов, обеспечивающих целевое направление средств и направление средств на общекорпоративные цели, с ключевыми показателями эффективности, связанными с целями устойчивого развития.

Важным шагом также станет разработка и развитие рекомендаций, а в перспективе - введение требований по раскрытию информации компаниями корпоративного сектора об учете ESG-факторов и вопросов устойчивого развития, результатов воздействия деятельности таких организаций на общество и окружающую среду, включая экономическую, экологическую и социальную составляющие. Это обеспечит сопоставимость раскрываемых данных, возможность адекватной оценки инвесторами и контрагентами ESG-рисков на микро- и макроуровнях и выбора наилучших вариантов инвестиций.

Кроме того, будет рассмотрен вопрос стимулирования рынка устойчивого финансирования и повышения заинтересованности его участников на этапе его запуска. Соответствующие предложения о мерах поддержки, в том числе налоговых льготах как для организаций, выпускающих устойчивые финансовые инструменты, так и для инвесторов в такие инструменты, а также механизмах субсидий и государственных гарантий, планируется проработать совместно с Правительством Российской Федерации при участии компаний реального сектора и финансового рынка.

Банк России также разработает и будет применять собственную корпоративную политику в области устойчивого развития, внедрять элементы такой политики в своих дочерних структурах. Это будет способствовать более эффективному использованию ресурсов и обеспечит вклад Банка России в достижение целей устойчивого развития и климатической повестки. Пример и опыт регулятора должны повысить внимание участников финансового рынка к вопросам устойчивого развития.

Россия, обладая обширными территориями, уникальным биоразнообразием экосистем, имеет значительный потенциал для реализации климатических проектов по снижению и абсорбции парниковых газов. От вовлеченности российских организаций в реализацию климатических проектов зависит скорость их ESG-трансформации и переход России к экономике устойчивого развития. Повышению экономической привлекательности климатических проектов для российских организаций может способствовать создание национальной системы торговли углеродными единицами. Соответствующий вопрос будет проработан Правительством Российской Федерации совместно с Банком России. Создание национальной системы торговли углеродными единицами поможет российским организациям эффективно встроиться в формирующиеся новые технологические и бизнес-цепочки, в основе которых лежит идея снижения углеродного следа или даже углеродной нейтральности производства, формирующиеся как на национальном, так и на международном рынках.