Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов.

"Список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке"

"Список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке".

- Для формирования доверительной среды на финансовом рынке Банк России применял и совершенствовал инструменты поведенческого надзора, включающего как анализ внутренних процессов финансовых организаций, так и систему их взаимоотношений с потребителями. При этом акцент все больше смещается к расширению превентивной составляющей надзора, направленной на упреждение недобросовестных действий и стимулирование к повышению качества взаимодействия поставщиков финансовых услуг и их получателей. В частности, в 2021 году:

- Банк России выпустил рекомендации о порядке информирования граждан при продаже сложных финансовых инструментов, а также была законодательно закреплена обязанность финансовых организаций информировать клиентов об условиях приобретения финансовых продуктов и услуг и связанных с ними рисках. Данные меры направлены против недобросовестных практик продаж - мисселинга и навязывания дополнительных услуг, снижающих доверие потребителей к отдельным инструментам и финансовому рынку в целом;

- утверждены базовые стандарты защиты прав получателей услуг НПФ;

- Банк России сформировал на сайте "Финансовая культура" (fincult.info) <6> обширный контент в области использования финансовых инструментов и выбора финансовых посредников, а также развернул работу в онлайн-формате по предоставлению гражданам информации о работе финансового рынка в простой доступной форме.

--------------------------------

<6> Сайт "Финансовая культура" (fincult.info) - информационно-просветительский ресурс Банка России.

- Особое внимание Банк России уделяет работе с жалобами потребителей финансовых услуг. В кризисных экономических условиях 2020 года, вызванных пандемией, граждане чаще обращались в Банк России за разъяснениями, в том числе по вопросам, связанным с антикризисными мерами поддержки. В результате активной надзорной работы, а также инициатив, направленных на регулирование работы финансового сектора, количество жалоб, поступающих в Банк России, в 2021 году вернулось на уровень, наблюдавшийся до пандемии. Так, за десять месяцев 2021 года Банк России получил около 205 тыс. жалоб, что на 12,4% меньше, чем в соответствующем периоде 2020 года, когда произошел всплеск жалоб, и их число практически не изменилось (снижение на 0,6%) по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, несмотря на активный рост финансового сектора в течение трех кварталов 2021 года.