Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов.

Развитие конкуренции

- Работа по данному направлению во многом строилась на основе мероприятий раздела XIV "Финансовые рынки" Дорожной карты Правительства Российской Федерации по развитию конкуренции на 2018 - 2020 годы, в рамках исполнения которого:

- принято и реализовано решение о переходе на использование кредитного рейтинга как единственного критерия при отборе банков для размещения средств федерального бюджета, государственных корпораций, бюджетов государственных внебюджетных фондов и выдачи отдельных видов банковских гарантий;

- приняты федеральные законы о финансовых платформах <1>;

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 20.07.2020 N 211-ФЗ "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы" и Федеральный закон от 20.07.2020 N 212-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы".

- введен законодательный запрет на "банковский роуминг" <2> - повышенную комиссию при осуществлении межрегиональных переводов внутри одного банка;

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 16.12.2019 N 434-ФЗ "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

- ограничено использование в рекламных целях упоминания принадлежности финансовой компании к государству как фактора дополнительной надежности.

- Сформирована законодательная база и запущен новый инфраструктурный проект - финансовый "Маркетплейс", который, с одной стороны, открывает пользователям равный доступ к широкому спектру финансовых услуг 24 часа в сутки вне зависимости от места нахождения, с другой - расширяет возможности привлечения новых клиентов для средних и мелких финансовых посредников.

- Запущена Система быстрых платежей, позволяющая в круглосуточном режиме совершать мгновенные переводы по номеру телефона. Реализованы переводы между гражданами, операции по оплате товаров, работ (услуг) в пользу торгово-сервисных предприятий в том числе с использованием QR-кодов, а также переводы от юридических лиц физическим лицам. Тарифы по СБП существенным образом снизили барьеры перехода граждан между поставщиками финансовых сервисов.

- Снижена зависимость российского финансового рынка от системы SWIFT: обеспечена возможность подключения к системе передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС) иностранных банков и юридических лиц (в том числе за счет разработанного способа подключения через сервис-бюро), предоставляющей ее пользователям безопасную и защищенную среду обмена финансовой информацией.

- Продолжила развиваться платежная система "Мир". Эмиссия национального платежного инструмента - карты "Мир" - превысила 32%, что говорит о ее высокой конкурентоспособности. Расширился и функционал этих карт за счет развития платежных и нефинансовых сервисов (платежное приложение Mir Pay, программа лояльности (кешбэк-сервис), карты жителя на базе платежной системы "Мир"), а также продвижения за рубежом - карты "Мир" принимаются в 14 странах.

- В целях уменьшения эффекта масштаба как конкурентного преимущества крупных финансовых организаций, а также снижения барьеров (издержек) для финансовых посредников на привлечение новых клиентов запущен пилотный проект по созданию и использованию инфраструктуры Цифрового профиля. Обеспечена возможность получения финансовыми организациями из государственных информационных систем 38 видов сведений о гражданах, которые необходимы для оказания финансовых услуг.

- В целях снижения барьеров для граждан по выбору на финансовом рынке оптимального набора финансовых услуг у широкого круга финансовых организаций обеспечена возможность получения всех финансовых, государственных и иных услуг дистанционно с использованием Единой системы идентификации и аутентификации и Единой биометрической системы.

- Опубликованы шесть рекомендательных стандартов открытых банковских интерфейсов (общие принципы, информация о счетах, инициирование платежа, получение публичной информации о банке и его продуктах, два стандарта по информационной безопасности), направленных на создание условий равного доступа поставщиков финансовых услуг и сервисов к данным, которые имеются у финансовых организаций.

- Усовершенствована система тарификации ОСАГО <3> в целях повышения его клиентской ценности: реализованы переход к тарифу, устанавливаемому в зависимости от индивидуальных особенностей вождения, а также возможность приобретения полисов ОСАГО через дистанционные каналы продаж. Кроме того, стало возможным дистанционное расторжение или изменение договоров ОСАГО, в том числе с возвратом части страховой премии.

--------------------------------

<3> Федеральный закон от 25.05.2020 N 161-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

В 2021 году проводилась работа по следующим значимым мероприятиям:

- подготовка совместно с ФАС России нового Национального плана развития конкуренции <4> и соответствующей дорожной карты по развитию конкуренции;

--------------------------------

<4> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.09.2021 N 2424-р "Об утверждении Национального плана ("дорожной карты") развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы".

- определение подходов к регулированию мультисервисных платформ - экосистем и совершенствованию законодательства о данных для снижения барьеров, препятствующих их обороту на финансовом рынке;

- законодательное закрепление возможности создания и использования инфраструктуры Цифрового профиля;

- обеспечение коммерческого присутствия филиалов иностранных страховых организаций на российском рынке.