Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов.

Задача 1. Стимулирование вложений в инструменты долгосрочного финансирования

Банк России совместно с Правительством Российской Федерации будет применять меры, направленные на повышение привлекательности долгосрочных вложений для различных групп инвесторов.

Так, продолжится совершенствование механизма ИИС <36>. Планируется увеличить лимит ежегодных взносов, предоставить возможность частично изымать средства без закрытия счета и потери налоговых льгот, а также открывать несколько счетов у разных посредников. Кроме того, будет внедрен ИИС типа III c горизонтом инвестирования 10 лет. По ИИС типа III также будет работать комбинация налоговых льгот, предусмотренных ИИС типов I <37> и II <38>. Лимит льготируемого ежегодного пополнения ИИС типа III составит 6% от заработной платы.

--------------------------------

<36> ИИС представляют собой специализированные брокерские счета и счета доверительного управления, предназначенные для физических лиц, по которым предусмотрены налоговые льготы при условии владения счетом ИИС не менее трех лет.

<37> ИИС, по которым предусмотрены налоговые вычеты со взносов.

<38> ИИС, по которым предусмотрены налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц с финансового результата по операциям, совершенным на ИИС.

Банк России не считает целесообразным стимулировать инвестиции российских граждан в иностранные активы за счет бюджетных средств. В связи с этим налоговая база по доходам по ИИС типа III будет считаться раздельно для российских и иностранных активов, и льгота на доход будет применяться только в отношении доходов по российским активам. При этом доля российских активов на ИИС типа III должна быть не менее величины, установленной Налоговым кодексом.

Кроме того, планируется расширить перечень финансовых посредников и площадок, через которые можно открыть ИИС. В частности, в этот перечень могут быть включены НПФ, управляющие компании паевых инвестиционных фондов (ПИФ), а также финансовые платформы.

Расширение линейки ИИС, возможностей их открытия и использования будет в большей мере удовлетворять потребностям разных пользователей, способствовать удлинению сроков вложений, а также развитию конкуренции на финансовом рынке.

Банк России примет комплекс мер, направленных на развитие негосударственного пенсионного обеспечения как важного источника длинных инвестиционных ресурсов в экономике <39>. В частности, планируются регуляторные изменения для стимулирования долгосрочных вложений НПФ. Будет создана система гарантирования прав участников НПФ в системе НПО. Правительство Российской Федерации при участии Банка России разработает налоговые стимулы для повышения интереса граждан и работодателей к добровольным пенсионным программам.

--------------------------------

<39> Подробнее см. подраздел 3.8 "Развитие регулирования секторов финансового рынка".

Для привлечения долгосрочных инвестиций в экономику через страховой рынок будут созданы условия для запуска нового инструмента - долевого накопительного страхования жизни <40>. Этот инструмент представляет собой комплексные продукты страхования жизни с инвестиционной составляющей <41>.

--------------------------------

<40> Unit-linked insurance plan.

<41> Подробнее см. подраздел 3.8 "Развитие регулирования секторов финансового рынка".

Планируются также шаги по совершенствованию корпоративного управления в негосударственных пенсионных фондах и страховых компаниях, что должно улучшить качество их инвестиционной деятельности. В частности, участие советов директоров НПФ в принятии инвестиционных решений может быть расширено за счет обязательного наличия в советах директоров комитетов по рискам.

Продолжится реализация проекта по созданию в России системы жилищных сбережений, которая предоставит гражданам возможность накопления первоначального взноса на специальном счете жилищных сбережений с последующим получением ипотечного кредита на зафиксированных при открытии такого счета условиях. В рамках указанной системы предполагаются региональные программы субсидирования жилищных сбережений, призванные ускорить накопление первоначального взноса и повысить доступность ипотечного кредитования для граждан. Кроме того, система жилищных сбережений расширит долгосрочную ресурсную базу кредитных организаций, а также позволит им эффективнее управлять ипотечным портфелем.

Российские организации в отличие от зарубежных пока мало используют потенциал рынка первичного размещения (IPO) для привлечения финансирования. Вместе с тем восстановление российской экономики после острого периода пандемии, существенный рост числа частных инвесторов могут создать "окно возможностей" для тех компаний, которые планируют выход на биржу. Для повышения привлекательности долевого финансирования Банк России будет содействовать организации эффективного, транспарентного для компаний и инвесторов рынка IPO. Банк России планирует осуществлять мониторинг размещений и активности торговли акциями после IPO для пресечения недобросовестных практик, связанных с ценовым манипулированием при первичном размещении.

Сам по себе фактор развития IPO окажет воздействие на весь инвестиционный конвейер - от стартапа до выхода на публичный рынок. Российская экономика как никогда заинтересована в работе такого конвейера в связи с тем, что развитие бизнеса, построенного исключительно на кредитовании, несет в себе ряд уязвимостей, поэтому российские предприятия нуждаются в долевом финансировании не менее чем в долговом.

Для дальнейшего развития рынка долгового финансирования Банк России планирует продолжить расширять возможности для эмитентов облигаций по более быстрому и удобному оформлению сделок, а также совершенствовать механизмы, направленные на защиту прав владельцев облигаций. Одним из шагов в этом направлении стало расширение полномочий бирж по допуску облигаций на финансовый рынок - возможность регистрировать выпуски биржевых облигаций, предназначенных для квалифицированных инвесторов. Планируется также усовершенствовать порядок реструктуризации задолженности по корпоративным облигациям и процедуру проведения собраний владельцев облигаций, повысить ответственность членов органов управления эмитентов облигаций за принимаемые решения, затрагивающие интересы владельцев облигаций, и укрепить институт представителя владельцев облигаций.

Представляется целесообразным усовершенствовать порядок налогообложения доходов в виде процентов (купонов) по облигациям, учитывая, что в результате внесения изменений в порядок налогообложения доходов в виде процентов по банковским вкладам (счетам) и отмены налоговых преференций для доходов в виде процентов (купонов) по облигациям <42> возникает налоговый арбитраж. Это может негативно отразиться на инвестиционной привлекательности государственных, муниципальных и корпоративных облигаций и привести к оттоку инвестиций с финансового рынка.

--------------------------------

<42> Федеральный закон от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Кроме того, необходимо проработать возможность сближения порядка налогообложения доходов нерезидентов, получаемых от операций с российскими финансовыми инструментами на российском финансовом рынке, с порядком налогообложения аналогичных доходов, выплачиваемых резидентам Российской Федерации.

Важным направлением развития рынка долгового финансирования является совершенствование механизма Фабрики проектного финансирования ВЭБ.РФ. Указанный механизм создан в целях содействия реализации крупных проектов в приоритетных секторах экономики. Механизм Фабрики проектного финансирования предполагает, что средства на реализацию проектов привлекаются в том числе специальным обществом проектного финансирования ООО "СОПФ ФПФ", принадлежащим на 100% ВЭБ.РФ. При этом основным источником фондирования деятельности ООО "СОПФ ФПФ" является выпуск облигаций.

С целью снижения стоимости финансирования и обеспечения надежности механизма Фабрики проектного финансирования был предусмотрен ряд мер поддержки ООО "СОПФ ФПФ", включая механизм выкупа ВЭБ.РФ денежных прав требований (из пула обеспечения), по которым допущен дефолт. При таком механизме доходность облигаций СОПФ превышает доходность облигаций самого ВЭБ.РФ, что в целом делает схему рыночного фондирования неэффективной. Для снижения доходности облигаций СОПФ целесообразно рассмотреть использование института безотзывных безусловных государственных гарантий, покрывающих риски инвесторов по основному долгу и накопленному купонному доходу, что предполагает внесение соответствующих поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации. В этой связи в ближайшую трехлетнюю перспективу важным направлением деятельности Правительства Российской Федерации может стать обеспечение безусловных и безотзывных государственных гарантий по облигациям, выпущенным ООО "СОПФ ФПФ" в рамках механизма Фабрики проектного финансирования.