5. Этапы профилактики суицидального поведения несовершеннолетних. Содержание, объем и целевые показатели эффективности реализации мероприятий на каждом этапе

5. Этапы профилактики суицидального поведения

несовершеннолетних. Содержание, объем и целевые показатели

эффективности реализации мероприятий на каждом этапе

5.1. Первичная профилактика (универсальная) направлена на все население с целью повысить доступ к услугам здравоохранения, способствовать укреплению психического здоровья, снизить уровни вредного употребления алкоголя, ограничить доступ к средствам совершения самоубийства и способствовать более ответственному поведению СМИ.

В рамках предупреждения суицидального поведения у несовершеннолетних объектом первичной профилактики являются все участники образовательных отношений; ее цель - минимизация риска суицидального поведения психологически благополучных субъектов.

5.1.1. Повышение осведомленности населения по вопросам психического здоровья, расстройств, вызываемых употреблением психоактивных веществ, и самоубийств - важное направление деятельности на этапе первичной профилактики. Психические расстройства и обращение за соответствующей помощью обычно окружены стигмой и негативным отношением общества. Информационно-просветительные кампании имеют своей целью снизить уровень стигматизации, сопутствующей психическим расстройствам и обращением за помощью при суицидальном поведении, и улучшить доступ к необходимым услугам. Считается, что такие кампании оказывают положительное воздействие на общественные установки, увеличивая тем самым возможность для диалога по этим вопросам.

5.1.2. Формирование у детей и подростков норм здорового поведения и пропаганда широкого круга конструктивных жизненных ценностей также является задачей первичного этапа предупреждения суицида.

Программы формирования жизненных навыков могут быть либо интегрированы в школьные учебные курсы и программы дополнительного образования, либо реализовываться педагогами-психологами в режиме групповой или индивидуальной работы.

5.1.3. Организация конструктивного взаимодействия со СМИ является неотъемлемым компонентом универсальной профилактики. Важно во взаимодействии с представителями СМИ достигнуть взаимопонимания и согласия в вопросах публикаций информации о суицидах, чтобы они не содержали выражений, привлекающих массовый интерес, представляющих самоубийство нормой или способом решения проблем, без рисунков и подробного описания использованного метода. Необходимо помнить, что дополнительным фактором риска для подростков становится самоубийство известных личностей или лиц, которых подросток знал лично. Вместе с тем такие сообщения рекомендуется сопровождать информацией о том, куда обращаться за помощью. Задача СМИ - вселять надежду в тех, кто подвергается риску, уменьшать стигматизацию и побуждать к открытому и позитивному диалогу общество в целом.

5.1.4. Затруднение доступа к средствам суицида. Исследования показали четкую и последовательную связь наличия огнестрельного оружия дома и самоубийств подростков. Хранение оружия разряженным и запертым способствует снижению риска суицида с его применением. Эффективным инструментом превенции самоубийств может стать установка барьеров и телефонов доверия на мостах и платформах метро.

5.1.5. Мероприятия, которые могут быть включены в межведомственную программу по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних:

- организация мониторингов, исследований по обеспеченности обучающихся доступной психологической помощью, формированию безопасной среды, уровня информированности несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) о способах получения психологической помощи и поддержки, уровню социального благополучия семей, изучение пользовательского обучающихся с целью выявления неблагоприятного контента;

- проведение в образовательных организациях профилактической работы с обучающимися по формированию у них ценностного отношения к жизни, правосознания, принципов здорового образа жизни, навыков безопасного поведения в сети Интернет;

- вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность, социальную активность, программы дополнительного образования;

- проведение в образовательных организациях мероприятий для родителей (законных представителей) обучающихся, направленных на просвещение по вопросам психологических особенностей развития детей и подростков, развитие коммуникации с подростком, дестигматизацию суицидального поведения, распознавание кризисных ситуаций, включая информирование родителей (законных представителей) обучающихся об алгоритме их действий в случае возникновения риска суицидального поведения ребенка и службах помощи и поддержки в кризисных ситуациях;

- проведение обучающих семинаров, лекций для педагогов, школьных врачей и педагогов-психологов, сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, других специалистов, занятых работой с несовершеннолетними, с участием врачей-психиатров по вопросам организации работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних с разъяснением факторов риска, поведенческих проявлений, алгоритма собственных действий;

- организация и проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации представителей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (образование, здравоохранение, социальная защита, некоммерческие организации) в части межведомственного взаимодействия при сопровождении, оказании помощи несовершеннолетнему "группы риска" (его семье).

5.1.6. Целевыми индикаторами эффективности реализации мероприятий на этапе универсальной профилактики могут быть определены:

- численность педагогов-психологов в образовательных организациях;

- численность обучающихся на 1 штатную единицу педагога-психолога для уровней общего и профессионального образования (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, среднее профессиональное образование);

- использование результатов проведенных исследований для корректировки и реализации профилактических мероприятий в целях повышения их адресности и эффективности;

- численность привлекаемых к организации и проведению мероприятий по профилактике суицида у детей и подростков работников образовательных организаций, освоивших программы повышения квалификации по вопросам предупреждения, раннего выявления и коррекции суицидального поведения несовершеннолетних;

- доля обучающихся, охваченных программами дополнительного образования и (или) вовлеченных в волонтерскую и иную социально активную деятельность, от общей численности обучающихся по программам основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования.

5.2. Вторичная (селективная) профилактика обращена к уязвимым группам несовершеннолетних: перенесшие травму или жестокое обращение; жертвам буллинга; имеющие конфликтные отношения с родителями (законными представителями); дети из семей мигрантов; потерявшие близких людей, в том числе в результате самоубийства.

Выделенные на предшествующем этапе профилактики потенциальные и актуальные факторы риска позволяют определить очередность и приоритет оказания психолого-педагогической и медико-психологической помощи. В первую очередь внимание специалистов (педагогов-психологов образовательных организаций, медицинских работников, социальных работников, сотрудников органов опеки и попечительства) требуется для обучающихся с риском и (или) признаками самоповреждающего поведения и кризисного состояния (безнадежность, одиночество, депрессия, агрессивность) для недопущения совершения суицида.

5.2.1. Мероприятия на этапе селективной профилактики можно определить как уменьшение дистресса и предотвращение суицида через поддержку и поощрение обращений за психолого-педагогической и медицинской помощью:

- организация и проведение тренингов и индивидуальных консультаций с несовершеннолетними с выявленным риском суицидального поведения, направленных на формирование позитивного мировоззрения;

- разработка (актуализация) алгоритмов, регламентов взаимодействия, в том числе информационного, субъектов межведомственного взаимодействия по вопросам суицидального поведения у несовершеннолетних в случае выявления суицидального поведения;

- информирование участников образовательных отношений о службах экстренной психологической помощи;

- обеспечение возможности для родителей (законных представителей) несовершеннолетних получения индивидуальных консультаций по вопросу недопущения суицида несовершеннолетнего;

- организация ограничения доступа (блокирование сайтов) к материалам сети Интернет с информацией о способах совершения самоубийства и призывами к совершению самоубийства;

- организация информирования органов внутренних дел о фактах выявления Интернет-ресурсов, распространяющих в сети Интернет информацию о суициде, о включении их в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (в реестр включаются сайты, пропагандирующие самоубийства), по адресу https://eais.rkn.gov.ru, для принятия мер оперативного реагирования;

- обеспечение разработки индивидуальных программ сопровождения несовершеннолетних, имеющих факторы риска суицидального поведения;

- обеспечение деятельности служб экстренной психологической помощи, горячих линий, телефонов доверия.

5.2.2. Целевыми индикаторами эффективности реализации мероприятий на этапе селективной профилактики могут быть определены:

- разработанный (актуализированный) алгоритм, регламент межведомственного взаимодействия субъектов профилактики суицидального поведения у несовершеннолетних;

- число обращений в медицинские организации за помощью в предупреждении суицида;

- динамика количества проведенных мероприятий, консультаций для несовершеннолетних;

- динамика количества обращений, поступивших на горячие линии, телефоны доверия по вопросам получения экстренной психологической помощи в связи с риском суицида;

- доля от общего количества образовательных организаций, в которых обеспечены условия, исключающие (затрудняющие) доступ к возможным средствам совершения самоубийства;

- число выявленных и заблокированных Интернет-ресурсов, распространяющих информацию о самоубийствах.

5.3. Третичная профилактика (поственция) направлена на социально-психологическое сопровождение окружения близких жертвы суицида ("выживших") и предотвращение подражательных суицидов и определение причин суицида.

5.3.1. На этапе поственции обеспечивается реализация мероприятий, направленных на предупреждение рецидива суицида:

- первичная диагностика психофизиологического состояния обучающихся;

- снижение интенсивности острых стрессовых реакций у пострадавших (обучающиеся и их родители (законные представители), педагоги, представители администрации образовательной организации), оптимизация их актуального психического состояния;

- профилактика негативных эмоциональных реакций;

- информирование обучающихся об имеющихся экстренных и кризисных психологических службах в субъекте Российской Федерации, телефонах доверия.

Важно обеспечить взаимодействие со СМИ в случаях публикаций по факту суицида.

5.3.2. Целевыми индикаторами эффективности реализации мероприятий на этапе третичной профилактики могут быть определены:

- число оказанных групповых и индивидуальных консультаций;

- отчеты об итогах расследований фактов суицида.

5.4. Целевые индикаторы эффективности реализации межведомственной программы по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних в целом - это количественные показатели профилактической деятельности. К целевым индикаторам можно отнести:

- число самоубийств и суицидальных попыток в сравнении с предыдущим периодом;

- численность лиц, прошедших лечение после совершения суицидальных попыток в сравнении с предыдущим периодом;

- число госпитализаций в связи с попытками самоубийств или смертей в результате самоубийств.

Важно подчеркнуть, что приведенные показатели результатов программы не должны носить оценочного характера. На сегодняшний день не существует показателей, которые могут однозначно использоваться для оценки эффективности мер по профилактике суицидального поведения.

Вместе с тем, реализация программы межведомственного взаимодействия по профилактике суицида у несовершеннолетних - необходимый системный инструмент в обеспечении здоровья и безопасности общества.