ОХРАНА ТРУДА

Вступают в силу многочисленные изменения в Трудовой кодекс РФ, направленные на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости

Закреплено, что работодатель имеет право:

- требовать от работников исполнения ими требований охраны труда;

- проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование).

Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не применяющего выданные ему в установленном порядке СИЗ.

Уточняется, что на время прохождения медицинского осмотра и (или) обязательного психиатрического освидетельствования за работниками, обязанными проходить такие осмотр и (или) освидетельствование, сохраняются место работы (должность) и средний заработок по месту работы.

Расширяется понятийный аппарат в сфере охраны труда.

Закреплены основные принципы обеспечения безопасности труда.

Определены полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

В целях содействия соблюдению правил по охране труда будут разрабатываться национальные стандарты безопасности труда.

Вводятся положения о государственной экспертизе условий труда и соответствии зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и материалов государственным нормативным требованиям охраны труда.

Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Определены обязанности и права работодателя, обязанности и права работника в области охраны труда. Вводится запрет на работу в опасных условиях труда.

Закреплены гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, а также право работника на получение информации об условиях и охране труда.

Ряд положений касается системы управления охраной труда, под которой понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.

Также вводится обязанность учета микротравм (ссадин, кровоподтеков, ушибов мягких тканей, поверхностных ран и других повреждений), полученных работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя.

В целях обеспечения работников СИЗ, а также смывающими средствами работодатели вправе использовать типовые нормы, изданные в установленном порядке до 1 марта 2022 года, но не позднее 31 декабря 2024 года.

(Федеральный закон от 02.07.2021 N 311-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 04.12.2021 N 3455-р)

КонсультантПлюс: примечание.

Также см. аналитический обзор правовой информации:

Обзор: "Основные изменения в трудовом законодательстве в 2022 году".

Актуализировано примерное положение о системе управления охраной труда (СУОТ)

СУОТ разрабатывается в целях исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков), находящихся под управлением работодателя (руководителя организации), с учетом потребностей и ожиданий работников организации, а также других заинтересованных сторон.

Установленные СУОТ положения по безопасности, относящиеся к нахождению и перемещению по объектам работодателя, распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя, в том числе для представителей органов надзора и контроля и работников подрядных организаций, допущенных к выполнению работ и осуществлению иной деятельности на территории и объектах работодателя в соответствии с требованиями применяемых у работодателя нормативных правовых актов. Указанные положения по безопасности СУОТ доводятся до перечисленных лиц при проведении вводных инструктажей и посредством включения необходимых для соблюдения положений СУОТ в договоры на выполнение подрядных работ.

В случае регулярного (не реже одного раза в год) заключения договора подряда разрабатывается и утверждается распорядительным документом работодателя положение о допуске подрядных организаций к производству работ на территории работодателя, в котором будет указан необходимый перечень документов, представляемых перед допуском к работам и правила организации таких работ.

При определении состава соблюдаемых работодателем норм примерного положения и их полноты учитываются наличие у работодателя рабочих мест с вредными и/или опасными условиями труда, производственных процессов, содержащих опасности травмирования работников, а также результаты выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков, связанных с этими опасностями.

В числе прочего приводятся примерный перечень опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ и примерный перечень работ повышенной опасности, к которым предъявляются отдельные требования по организации работ и обучению работников.

Утрачивает силу аналогичный Приказ Минтруда России от 19.08.2016 N 438н.

(Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 776н)

Обновлены правила проведения государственной экспертизы условий труда

Государственная экспертиза условий труда теперь может осуществляться на основании обращений комиссий по расследованию несчастных случаев и заключений Минтруда России о рассмотрении несогласия с заключением экспертизы качества специальной оценки условий труда.

Объектом проведения государственной экспертизы условий труда является рабочее место (рабочие места). В случае, если заявителем является работник, то государственная экспертиза условий труда проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах).

Государственная экспертиза условий труда не проводится:

- при непредставлении заявителем в случае, если заявителем является организация, проводящая специальную оценку условий труда, копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;

- при отсутствии (непредставлении) отчета и отсутствии сведений об отчете во ФГИС СОУТ. В этом случае руководитель органа государственной экспертизы вправе направить обращение в государственную инспекцию труда для принятия соответствующих мер;

- при указании в подаваемых документах ненадлежащей цели проведения государственной экспертизы, а также при обращении не ненадлежащих заявителей;

- при отсутствии сведений об отчете во ФГИС СОУТ ввиду ликвидации юридического лица или прекращения ИП своей деятельности;

- в случае непредставления судебным органом имеющихся у него материалов позволяющих обеспечить проведение государственной экспертизы условий труда в установленные сроки;

- в случае отсутствия в документах и материалах, прилагаемых к представлению государственной инспекции труда, представлению Роспотребнадзора или его территориальных органов акта проверки или иных документов по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, подтверждающих обоснованность изложенной в представлении информации.

Приводятся

- перечень документов, прилагаемых или являющихся частью отчета о результатах проведения специальной оценки условий труда;

- примерный перечень дополнительных документов, представляемых на государственную экспертизу условий труда, которые при необходимости дополнительно запрашиваются органом государственной экспертизы условий труда.

Утрачивает силу Приказ Минтруда России от 12.08.2014 N 549н.

(Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 775н)

Определены формы (способы) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда

К формам (способам) информирования с использованием визуальной/печатной информации отнесены:

- ознакомление работника при приеме на работу с условиями трудового договора, заключаемого с работодателем, в котором указываются трудовые права работника и информация об условиях труда;

- ознакомление работников с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах;

- ознакомление с информацией о существующих профессиональных рисках и их уровнях;

- ознакомление работника с требованиями должностной инструкции, инструкций по охране труда (с визуализацией при необходимости опасных зон (участков) оборудования), перечнем выдаваемых на рабочем месте СИЗ, требованиями правил по охране труда и других локальных нормативных актов работодателя (такое ознакомление осуществляется под роспись работника, а при наличии у работодателя электронного документооборота ознакомление допускается осуществлять в электронной форме с учетом установленных для электронного документооборота требований);

- иные дополнительные формы (способы) в зависимости от финансовых возможностей работодателя.

Кроме того, в зависимости от своих финансовых возможностей работодатели могут применять формы (способы) информирования с использованием видеоматериалов и интернет-ресурсов.

(Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 773н)

Актуализировано примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда

Новое положение учитывает изменения, внесенные Федеральным законом от 02.07.2021 N 311-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".

Утрачивает силу аналогичный Приказ Минтруда России от 24.06.2014 N 412н.

(Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 650н)

Обновлен примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней

В частности, в перечень теперь включено проведение обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты.

Утрачивает силу аналогичный Приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н.

(Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 771н)

Вводится примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица)

В перечень включены организационные мероприятия, технические мероприятия, мероприятия по обеспечению средствами индивидуальной защиты, а также лечебно-профилактические и санитарно-бытовые мероприятия.

(Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 656н)

Внесены изменения в перечень производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин

Конкретизированы работы, поименованные в пунктах 19 и 37 перечня, посредством указания конкретных профессий.

Одновременно из перечня исключены работы, выполняемые авиационным механиком (техником) по планеру и двигателям, авиационным механиком (техником) по приборам и электрооборудованию, авиационным механиком (техником) по радиооборудованию, авиационным техником (механиком) по парашютным и аварийно-спасательным средствам, авиационным техником по горюче-смазочным материалам, техником по крылу, инженером, занятыми непосредственно на техническом обслуживании самолетов (вертолетов).

(Приказ Минтруда России от 13.05.2021 N 313н)

Определены предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную

Утрачивает силу Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 06.02.1993 N 105 "О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную".

Одновременно указанное Постановление исключено из перечня актов, на которые не распространяется механизм "регуляторной гильотины".

(Постановление Правительства РФ от 28.01.2022 N 63; Приказ Минтруда России от 14.09.2021 N 629н)

Актуализированы форма и Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, а также Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Изменения направлены на реализацию положений Федерального закона от 30.12.2020 N 503-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона "О специальной оценке условий труда", которым закреплен бессрочный статус декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте.

Таким образом, из сведений, включаемых в реестр, исключены сведения о сроке действия декларации.

Уточняется, что декларация подается работодателем в срок не позднее 30 рабочих дней со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в ФГИС СОУТ на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.

Утрачивает силу Приказ Минтруда России от 07.02.2014 N 80н.

(Приказ Минтруда России от 17.06.2021 N 406н)

КонсультантПлюс: примечание.

Перечень правил и инструкций по охране труда см. в Справочной информации.

Определены общие требования к организации безопасного рабочего места

Рабочее место, его оборудование и оснащение, применяемые в соответствии с особенностями выполняемых работ, должны обеспечивать сохранение жизни и здоровья занятых на нем работников при соблюдении ими положений применяемых у работодателя нормативных правовых актов по вопросам охраны труда.

На рабочем месте (в рабочей зоне) должны быть приняты меры по снижению до установленных предельно допустимых значений уровней воздействия (концентрации) вредных и (или) опасных производственных факторов на занятых на данном рабочем месте работников с учетом применения ими средств индивидуальной (коллективной) защиты.

Рабочее место (рабочая зона), его размеры, взаимное расположение органов управления, средств отображения информации, размещение вспомогательного оборудования и инструментов должны учитывать требования к выполняемой работе в соответствии с государственными требованиями охраны труда.

Приводятся требования к организации рабочего места и требования к безопасному содержанию рабочего места.

(Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 774н)

Вводятся в действие основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем

Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков вправе устанавливать в правилах и инструкциях по охране труда дополнительные требования безопасности, не противоречащие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Утверждение правил (стандартов) и инструкций по охране труда для работников производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии).

Перечень правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, определяет работодатель в соответствии со спецификой своей деятельности. Правила (стандарты) по охране труда должны содержать требования по обеспечению безопасности труда и контролю при организации работ работодателем (уполномоченным им лицом). Инструкции по охране труда должны содержать требования по безопасному выполнению работ работником (исполнителем).

Правила (стандарты) и инструкции по охране труда должны поддерживаться в актуальном состоянии и соответствовать производственным процессам работодателя, организационным или структурным изменениям.

Приводятся требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда.

Внимание! Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 772н, утвердивший указанные требования, не применяется с 29 марта 2022 года до 1 января 2023 года.

(Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 772н)

Вводятся типовые формы документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда

(Приказ Минтруда России от 28.10.2021 N 765н)

Минтрудом России даны рекомендации по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда

Приводится примерный порядок размещения работодателем информационных материалов в зависимости от структуры и организации работы у конкретного работодателя, а также его финансовых возможностей.

На основании рекомендаций работодатели могут самостоятельно определять и осуществлять размещение информационных материалов с учетом форм (способов) информирования работников.

Работодатели могут размещать информационные материалы любыми перечисленными способами:

- тиражирование (распространение) печатной продукции и видеоматериалов по информированию работников;

- распространение материалов по информированию работников через кабинеты охраны труда или уголки по охране труда;

- размещение на внутреннем корпоративном веб-портале или веб-сайте работодателя (при наличии);

- рассылка по электронной почте/проведение онлайн-опросов;

- проведение телефонных интервью;

- проведение собеседований.

Работодатель может осуществлять указанные мероприятия либо по отдельности, либо одновременно, выбор конкретного мероприятия или состава мероприятий осуществляется работодателем самостоятельно.

Утрачивает силу Постановление Минтруда РФ от 17.01.2001 N 7 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда".

(Приказ Минтруда России от 17.12.2021 N 894)

Минтрудом России даны рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков

Рекомендации содержат критерии, которыми работодателю рекомендуется руководствоваться при выборе методов оценки уровней профессиональных рисков, краткое описание применяемых в РФ и зарубежной практике методов оценки уровней профессиональных рисков, процесс и этапы выбора метода оценки уровней профессиональных рисков, а также примеры оценочных средств.

Организации, осуществляющие оценку уровня профессиональных рисков (как сами работодатели, так и экспертные организации, выполняющие оценку на договорной основе), вправе использовать иные способы и методы, кроме указанных в рекомендациях.

Работодатель вправе разработать собственный метод оценки уровня профессиональных рисков, исходя из специфики своей деятельности.

(Приказ Минтруда России от 28.12.2021 N 926)

Минтрудом России даны рекомендации по учету микроповреждений (микротравм) работников

Учет микроповреждений (микротравм) работников рекомендуется осуществлять посредством сбора и регистрации информации о них.

Работодатель осуществляет учет самостоятельно исходя из специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучших практик, принятых на себя обязательств.

В целях учета и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников, предупреждения производственного травматизма, работодателю рекомендуется, в частности:

- утвердить локальным нормативным актом порядок учета микроповреждений (микротравм) работников, с учетом особенностей организационной структуры, специфики, характера производственной деятельности;

- организовать рассмотрение обстоятельств, выявление причин, приводящих к микроповреждениям (микротравмам) работников, и фиксацию результатов рассмотрения в соответствующей справке или ином определенном работодателем документе;

- организовать регистрацию происшедших микроповреждений (микротравм) в специальном журнале или ином определенном работодателем документе.

(Приказ Минтруда России от 15.09.2021 N 632н)

С 1 марта 2022 года применяются новые рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда

Рекомендации разработаны в целях оказания помощи в реализации государственной политики в области охраны труда работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и содержат положения об организации службы охраны труда, определении ее структуры и методике расчета нормативной численности работников службы охраны труда.

Рекомендации не распространяются на ИП, на работодателей, не осуществляющих производственную деятельность согласно уставным документам с численностью работников не более 50 человек, работодателей - субъектов малого предпринимательства и иных работодателей (организации, предприятия, учреждения), не осуществляющих производственную деятельность, предоставляющих социально-бытовые услуги без предоставления проживания, принявших решение о введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей деятельности, а также не применяются для расчета штатной численности работников испытательных лабораторий по условиям труда, врачей по производственной медицине, специалистов по промышленной, экологической и пожарной безопасности и иных специальностей.

Утрачивают силу Постановления Минтруда России от 08.02.2000 N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации" и от 22.01.2001 N 10 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях".

(Приказ Минтруда России от 31.01.2022 N 37)

Минтрудом России даны рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей для их эффективного выявления на рабочих местах

Выявленные опасности рекомендуется классифицировать:

- по видам профессиональной деятельности работников с учетом наличия вредных (опасных) производственных факторов;

- по причинам возникновения опасностей на рабочих местах (рабочих зонах), при выполнении работ, при нештатной (аварийной) ситуации;

- по опасным событиям вследствие воздействия опасности (профессиональные заболевания, травмы), приведенной в примерном перечне опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ.

Приведенные способы классификации опасностей рекомендуется применять при идентификации опасностей в привязке к объектам исследования - видам работ, рабочим местам (рабочим зонам), по профессиям, структурным подразделениям и территории работодателя в целом, а также при описании выявленных опасностей. Приведены примерные классификации опасностей в зависимости от выбранного способа классификации.

(Приказ Минтруда России от 31.01.2022 N 36)

Срок нахождения Постановления Минтруда России N 1, Минобразования России N 29 от 13.01.2003 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" в перечне актов, на которые не распространяется механизм "регуляторной гильотины", продлен до 1 сентября 2022 года

(Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464)