Принцип 2 "Ликвидация узких мест на транспортной сети"

Узкие места в Единой опорной сети ограничивают провозную способность транспортной системы Российской Федерации в целом и ограничивают развитие регионов. Ликвидация узких мест обеспечит существенный экономический эффект за счет сокращения объемов недовывезенных грузов и за счет улучшения доступности российских предприятий для глобальных рынков.

В период до 2035 года транспортная система должна развиваться в направлении "безлимитной инфраструктуры", нулевой протяженности узких мест. Целевое состояние Единой опорной сети обеспечивает гибкое перераспределение транспортных потоков вслед за изменением географической и отраслевой структуры спроса.

В опорной сети автомобильных дорог расшивка узких мест потребует реконструкции и капитального ремонта (увеличение количества полос движения) участков автомобильных дорог, работающих в режиме перегрузки, на которых наблюдаются регулярные образования транспортных заторов или сокращения скорости движения автомобилей относительно соседних участков дорог, и (или) создания (развития) альтернативных маршрутов. В настоящее время только на федеральных трассах более 7,5 тыс. километров являются узкими местами. Существенно большая протяженность узких мест находится на региональной и местной дорожной сети в крупных городских агломерациях. Приоритеты в ликвидации узких мест определяются с учетом текущего и перспективного спроса на перевозки по соответствующему участку дороги, а также принципа 1 по развитию Единой опорной сети - создания условий для достижения целевых параметров транспортной доступности.

В опорной сети железных дорог без реализации дополнительных мероприятий протяженность узких мест увеличится к 2030 году с 8,9 до 23,7 тыс. километров. Приоритетом развития является расшивка узких мест на наиболее загруженных направлениях движения экспортных грузов, в том числе на подходах к портам, Восточном полигоне (реализация комплекса мер, направленных на увеличение пропускной и провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей), а также в транспортных узлах с интенсивным пассажирским сообщением.

Расшивка узких мест на железных дорогах предполагает строительство новых направлений, строительство дополнительных и модернизацию существующих главных путей, электрификацию участков, расширение железнодорожных станций. К принципам расшивки узких мест относятся также:

оптимизация графика движения поездов за счет применения технологий виртуальной сцепки, которая позволит сократить межпоездной интервал;

усиление специализации железнодорожных линий под преимущественно грузовое или пассажирское движение, что позволит выровнять среднюю скорость движения различных поездов и повысить пропускную способность без дополнительных инвестиций в путевое развитие;

электрификация железнодорожных линий и усиление мощности энергетического хозяйства уже существующих электрифицированных линий железных дорог;

маршрутизация - повышение количества грузовых поездов, следующих по расписанию, автоматизация управления вагонопотоками;

развитие тяжеловесного движения, увеличение веса и длины поездов;

оптимизация маршрутов следования грузовых поездов с учетом резервов пропускной способности основных направлений и интенсификации использования станционных мощностей технических станций;

внедрение новых серий тягового подвижного состава.

В опорной сети аэродромов (аэропортов) гражданской авиации узкие места возникают как в крупных узловых аэропортовых комплексах при росте пассажиропотока, так и в аэропортовых комплексах с низкой интенсивностью полетов, включая аэропорты Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации, при отсутствии мероприятий по своевременному ремонту и реконструкции.

Для предотвращения возникновения узких мест на опорной сети аэродромов (аэропортов) гражданской авиации необходима организация своевременных мероприятий по капитальному ремонту, реконструкции и модернизации, а также по строительству аэродромных (аэропортовых) комплексов. До 2035 года реконструкция и модернизация может потребоваться для более чем 180 аэродромов (аэропортов) опорной сети.

К узким местам на опорной сети внутренних водных путей относятся внутренние водные пути, обладающие недостаточной глубиной для обеспечения гарантированных габаритов судовых ходов, гидротехнические сооружения с ограниченной пропускной способностью и речные порты, мощности и технологии работы которых не соответствуют текущему и перспективному спросу.

Принципы ликвидации узких мест на внутренних водных путях и в первую очередь на Единой глубоководной системе, объединяющей Балтийское, Белое, Каспийское моря с Азово-Черноморским бассейном:

увеличение на 13 млн. тонн транзитной пропускной способности Единой глубоководной системы по международному транспортному коридору "Север - Юг";

обеспечение использования 100 процентов грузоподъемности речных судов (обеспечение гарантированных габаритов судовых ходов за счет снятия инфраструктурных ограничений);

обеспечение круглосуточного движения судов на 80 процентах протяженности опорной сети внутренних водных путей;

увеличение периода навигации на юге Единой глубоководной системы на направлении Каспий - Азов;

создание логистических мультимодальных хабов на базе речных портов (терминалов).

В опорной сети морских портов узкие места образуются в результате недостаточной пропускной способности портов в конкретном морском бассейне по конкретным видам грузов. В соответствии с прогнозными моделями к 2030 году сформируется дефицит пропускной способности по удобрениям, железорудному сырью, зерну, углю и сжиженному природному газу в портах Северо-Западного бассейна, менее значительный дефицит сформируется по зерну, железорудному сырью, удобрениям и углю в портах Азово-Черноморского бассейна и по углю, сжиженному природному газу и контейнерным грузам на Дальнем Востоке. При различных сценариях глобального топливно-энергетического баланса может существенно различаться дефицит портовых мощностей по углю на Дальнем Востоке. При наиболее благоприятных условиях внешней конъюнктуры экспорт российского угля может превысить 100 млн. тонн, что потребует синхронного увеличения провозной способности Восточного полигона железных дорог.

Расшивка узких мест в морских портах осуществляется в соответствии со следующими принципами:

приоритетное развитие портовых мощностей, по которым ожидается превышение спроса в долгосрочной перспективе на перевозки над текущей пропускной способностью;

формирование достаточных или профицитных провозных способностей подводящей автодорожной и железнодорожной инфраструктуры для бесперебойной работы порта в периоды пиковых нагрузок;

обеспечение провозных способностей примыкающих внутренних водных путей;

расширение применения цифровых систем управления транспортными потоками "железная дорога - порт", "автомобильная дорога - порт", "внутренние водные пути - порт".

Наравне с ликвидацией узких мест в опорных сетях конкретных видов транспорта необходима разработка и внедрение цифровых технологий - технологий управления движением на Единой опорной сети и выравнивания загрузки инфраструктуры за счет распределения грузовых и пассажирских потоков между видами транспорта и маршрутами как при планировании перевозок, так и при экстренных ситуациях. Одним из ключевых принципов ликвидации узких мест является максимальное использование технологий интернета вещей для сокращения интервалов движения транспортных средств и ускорения мультимодальных операций.

Перераспределение потоков на менее загруженные направления будет достигаться в том числе через регуляторные, тарифные и иные решения, в том числе с применением цифровых технологий.

Существенные проблемы для пользователей Единой опорной сети представляют локальные ремонты инфраструктуры или проводимая реконструкция. В конкретный сезон такие мероприятия могут замедлить скорость движения транспортных средств сильнее, чем "статические" узкие места. В связи с этим необходимо внедрение технологий, ускоряющих сроки ремонтов и обеспечивающих возможность эксплуатации инфраструктуры в период ремонтных работ.

Общим принципом расшивки узких мест является координированное планирование пропускной способности линейной и узловой транспортной инфраструктуры для предотвращения возникновения потенциальных инфраструктурных ограничений.