Изменения объемов пассажирских перевозок дальнего следования на внутрироссийских и международных маршрутах с разбивкой по видам транспорта и основным направлениям перевозок

Изменения объемов пассажирских перевозок дальнего

следования на внутрироссийских и международных маршрутах

с разбивкой по видам транспорта и основным

направлениям перевозок

Развитие пассажирского транспорта является важным элементом повышения пространственной связности Российской Федерации и роста подвижности населения, а также обеспечивает возможности для развития внутреннего и въездного туризма.

В 2019 году всеми видами пассажирского транспорта перевезено 395 млн. пассажиров в дальнем сообщении внутри страны, к которому относятся все перевозки воздушным транспортом, железнодорожные перевозки на расстояние свыше 150 километров, междугородние поездки на личном транспорте, междугородние поездки автобусами на расстояние свыше 50 километров, перевозки внутренним водным транспортом, не относящиеся к внутригородским, пригородным, паромным перевозкам, и в международном сообщении.

Воздушным транспортом через аэропорты гражданской авиации перевезено 147,5 млн. пассажиров (37 процентов всех пассажирских перевозок в дальнем сообщении). Российские авиакомпании перевезли 128,1 млн. пассажиров.

Железнодорожным транспортом перевезено 116,5 млн. пассажиров (30 процентов всех пассажирских перевозок в дальнем сообщении).

Объем поездок на личном транспорте и автобусах в междугороднем сообщении оценивается в 130 млн. пассажиров (33 процента перевозок).

Внутренним водным транспортом в дальнем сообщении обслужено 0,9 млн. пассажиров в 2019 году (менее 1 процента перевозок в дальнем сообщении).

Так, в 2019 году в сравнении с 2010 годом объем пассажирских перевозок вырос на 47 процентов, с 267 до 395 млн. пассажиров, а транспортная подвижность в дальнем следовании увеличилась на 46 процентов, с 1,8 до 2,7 поездки на человека в год.

Наиболее высокие темпы роста с 2010 года продемонстрировали воздушные перевозки (8,7 процента ежегодно) и перевозки автомобильным транспортом (5,4 процента ежегодно). За 2010 - 2019 годы рост перевезенных пассажиров в части открытого акционерного общества "Российские железные дороги" составил около 3 процентов. Перевозки внутренним водным транспортом с 2015 по 2019 годы ежегодно снижались.

С 2015 года основным фактором роста сегмента воздушного транспорта являлись перевозки на внутренних воздушных линиях. Если в 2010 году доля внутренних воздушных линий в объеме перевозок российских авиакомпаний составляла 51 процент, то в 2015 году она достигла 57 процентов и сохраняется на этом уровне. В период с 2015 по 2019 годы темп роста перевозок на внутренних воздушных линиях был сравним с темпом роста международных перевозок - 8,6 процента в год.

Стимулированию воздушных перевозок на внутренних воздушных линиях способствовали как меры системной государственной монетарной поддержки, например применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость на внутрироссийские перевозки и реализация программы субсидирования региональной авиации, так и регуляторные интервенции в наиболее сложные экономические периоды (возврат по акцизу на авиакеросин). Сохранение этих мер в будущем необходимо для успешного устойчивого развития гражданской авиации.

К 2035 году ожидается продолжение роста перевозок всеми видами транспорта в результате развития экономики, роста связанности регионов, развития туристских зон. Ожидаемый рост по видам транспорта приведен ниже:

железнодорожные перевозки: объем перевозок пассажиров будет расти со среднегодовым темпом в 1,2 - 2,4 процента в зависимости от сценария и увеличится на 21 - 47 процентов в 2035 году относительно 2019 года, до 141,5 - 171,3 млн. пассажиров при условии государственного субсидирования текущей деятельности, а также за счет развития скоростного и высокоскоростного сообщения;

воздушные перевозки: объем перевозок пассажиров российскими авиакомпаниями будет расти со среднегодовым темпом в 3,1 процента (соответствует базовому варианту прогноза Международной ассоциации воздушного транспорта) и увеличится на 63 процента в 2035 году относительно 2019 года с 128,1 до 209 млн. пассажиров. Для сравнения, исторический темп роста перевозок российскими авиакомпаниями составил 8,6 процента в год в период с 2015 по 2019 годы, что дает основания полагать, что восстановление объема перевозок до уровня 2019 года может произойти ранее, чем в других странах. В странах мира, согласно базовому прогнозу Международной ассоциации воздушного транспорта, мировой среднегодовой темп роста воздушных перевозок в период с 2019 по 2035 годы составит 3,2 процента в год, в странах Европы - 2,3 процента, в Северной Америке - 1,6 процента в год, в странах Азии - 5,1 процента в год. Ожидается, что объем пассажирских авиаперевозок через аэропорты гражданской авиации (российскими и иностранными авиакомпаниями) будет расти со среднегодовым темпом в 2,9 процента и увеличится на 59 процентов в 2035 году относительно 2019 года с 147,5 до 234 млн. пассажиров в 2035 году;

автомобильные перевозки: объем перевозок пассажиров будет расти со среднегодовым темпом в 0,2 процента и увеличится на 3 процента в 2035 году относительно 2019 года до 134 млн. пассажиров в 2035 году;

перевозки внутренним водным транспортом: возможен рост объема перевозок пассажиров на 6 процентов ежегодно от уровня 2019 года до более чем 2 млн. пассажиров в 2035 году при условии реализации мер поддержки отрасли.

Дополнительной точкой роста пассажирских перевозок на международных маршрутах может стать усиление присутствия Российской Федерации на рынке трансферных перевозок. В 2019 году рынок трансферного пассажиропотока Азия - Европа составил 31 млрд. долларов США с ожидаемым ростом до 44 млрд. долларов США в 2035 году. Доля Российской Федерации на этом рынке занимает 4,6 процента. Исходя из выгодного географического положения, а также из того, что не все трансферные маршруты обслуживаются российскими аэропортами (например, низкий уровень связности с Лондоном и Сингапуром), справедливая доля рынка может составлять 6,1 - 8,1 процента, то есть дополнительно 1,3 - 2,9 млн. пассажиров в 2035 году.

Текущий и прогнозные объемы пассажирских перевозок в дальнем сообщении по видам транспорта в консервативном и базовом сценариях Стратегии представлены в приложении N 6.