Об особенностях осуществления аккредитации см. Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353.

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 26 ноября 2021 г. N 2050

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.03.2028 Правила утрачивают силу (п. 5 данного документа).

ПРАВИЛА

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АККРЕДИТАЦИИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ

СИСТЕМЕ АККРЕДИТАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, претендующих на получение аккредитации в национальной системе аккредитации (далее - заявитель), в том числе порядок подачи и рассмотрения заявления об аккредитации и прилагаемых к нему документов и сведений, основания для возврата заявления об аккредитации без рассмотрения, порядок прекращения осуществления процедур аккредитации заявителя на основании его заявления, порядок проведения оценки соответствия заявителя критериям аккредитации, порядок применения схем аккредитации, порядок формирования и утверждения программы выездной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации, включая случаи проведения выездной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации дистанционно с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- и видео-конференц-связи (далее - удаленная оценка), а также случаи и порядок проведения свидетельской оценки.

Расширение области аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных в национальной системе аккредитации (далее - аккредитованное лицо), осуществляется в порядке, установленном настоящими Правилами для осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации.

2. Для аккредитации (расширения области аккредитации) заявитель (аккредитованное лицо) представляет в национальный орган по аккредитации заявление об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемые к нему документы и сведения, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил.

3. Заявление об аккредитации (расширении области аккредитации) представляется заявителем (аккредитованным лицом) по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон об аккредитации).

Заявление об аккредитации (расширении области аккредитации) направляется посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или федеральной государственной информационной системы в области аккредитации (далее - федеральная система в области аккредитации) в виде электронного документа и подписывается электронной подписью, предусмотренной частью 1 статьи 17 Федерального закона об аккредитации (далее - электронная подпись).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае если заявление об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемые к нему документы и сведения подписаны лицом, уполномоченным в силу федерального закона или учредительных документов выступать от имени заявителя (аккредитованного лица) (представителем заявителя, аккредитованного лица), к заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации) прилагаются копии документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего указанное заявление и прилагаемые к нему документы и сведения (за исключением случаев направления заявления об аккредитации (расширении области аккредитации) посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)").

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В одном заявлении об аккредитации может быть заявлена одна область аккредитации в соответствии с одной схемой аккредитации, принятой национальным органом по аккредитации в соответствии с пунктом 1.1 статьи 4 Федерального закона об аккредитации с учетом международных стандартов.

На основании одного заявления об аккредитации в случае принятия национальным органом по аккредитации по результатам проведения оценки соответствия заявителя критериям аккредитации решения об аккредитации заявителю присваивается один уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц.

Расширение области аккредитации аккредитованного лица осуществляется по схеме аккредитации, в соответствии с которой была осуществлена аккредитация.

Для получения аккредитации в национальной системе аккредитации в 2 и более областях аккредитации по 2 и более схемам аккредитации заявитель направляет в установленном порядке отдельные заявления об аккредитации с указанием в каждом заявлении соответствующей области аккредитации и схемы аккредитации.

5. К заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации) прилагаются документы и сведения, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона об аккредитации (далее - перечень документов и сведений, прилагаемых к заявлению), в том числе:

а) заявляемая область аккредитации;

б) анкета самообследования заявителя (аккредитованного лица) (далее - анкета самообследования);

в) копии документов, а также сведения, подтверждающие соответствие заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона об аккредитации.

6. Заявляемая область аккредитации формируется с использованием средств федеральной системы в области аккредитации в виде электронного документа и подписывается электронной подписью заявителя (аккредитованного лица) (представителя заявителя, аккредитованного лица) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области электронной подписи.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заявляемая область аккредитации должна соответствовать одной схеме аккредитации, принятой национальным органом по аккредитации в соответствии с пунктом 1.1 статьи 4 Федерального закона об аккредитации с учетом международных стандартов.

7. Анкета самообследования формируется с использованием средств федеральной системы в области аккредитации в виде электронного документа и подписывается электронной подписью заявителя (аккредитованного лица) (представителя заявителя, аккредитованного лица) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области электронной подписи в соответствии с формой и методикой, установленными национальным органом по аккредитации.

8. При подаче заявления об аккредитации (расширении области аккредитации) прилагаемые документы и сведения представляются заявителем (аккредитованным лицом) с использованием средств федеральной системы в области аккредитации в электронной форме, в том числе в виде электронных образов (скан-копии) документов, и подписываются электронной подписью заявителя (аккредитованного лица) (представителя заявителя, аккредитованного лица) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области электронной подписи.

9. Документы и сведения, составленные на иностранном языке, должны быть представлены в национальный орган по аккредитации с заверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык.

10. Национальный орган по аккредитации не вправе требовать от заявителя (аккредитованного лица) указания в заявлении об аккредитации (расширении области аккредитации) сведений, а также представления документов и сведений, не предусмотренных настоящими Правилами, а также формой заявления и перечнем документов и сведений, прилагаемых к заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации).

11. Заявление об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемые к нему документы и сведения регистрируются национальным органом по аккредитации в день их поступления в национальный орган по аккредитации с использованием средств федеральной системы в области аккредитации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

Национальный орган по аккредитации в электронной форме информирует заявителя (аккредитованное лицо) о дате регистрации и реквизитах зарегистрированного заявления об аккредитации (расширении области аккредитации) (регистрационном номере государственной услуги, присвоенном в системе электронного документооборота национального органа по аккредитации).

12. Национальный орган по аккредитации принимает решение об отказе в аккредитации (расширении области аккредитации) при поступлении заявления об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемых документов и сведений по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5, 8 - 11 части 4 статьи 18 Федерального закона об аккредитации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Национальный орган по аккредитации принимает решение об отказе в аккредитации (расширении области аккредитации) на любом этапе осуществления процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) в случае выявления в заявлении об аккредитации (расширении области аккредитации), прилагаемых к нему документах и сведениях, а также в иных документах и сведениях, представляемых заявителем (аккредитованным лицом) в ходе процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) в целях подтверждения соответствия критериям аккредитации, недостоверной или искаженной информации.

14. Заявление об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемые к нему документы и сведения, представленные заявителем (аккредитованным лицом) в национальный орган по аккредитации, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в системе электронного документооборота национального органа по аккредитации проходят проверку:

а) с использованием средств федеральной системы в области аккредитации, обеспечивающих форматно-логический контроль, в том числе в отношении сведений, содержащихся в заявлении об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемых к нему документах и сведениях, полноты (комплектности), оформления и формы представления;

б) посредством направления запросов в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) организации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в целях подтверждения:

факта внесения сведений о заявителе (аккредитованном лице) в Единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц) или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей);

факта постановки заявителя (аккредитованного лица) на учет в налоговом органе;

наличия права собственности или иного законного основания, предусматривающего право владения и пользования помещениями, сведения о которых представлены заявителем (аккредитованным лицом) в документах, прилагаемых к заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации) и подтверждающих соответствие заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации;

соответствия оборудования и средств измерений, сведения о которых представлены заявителем (аккредитованным лицом) в документах, прилагаемых к заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации) и подтверждающих соответствие заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений (в том числе в части поверки);

наличия образования у работников заявителя (аккредитованного лица), сведения о которых представлены заявителем (аккредитованным лицом) в документах, прилагаемых к заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации) и подтверждающих соответствие заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации;

наличия опыта работы у работников заявителя (аккредитованного лица), сведения о которых представлены заявителем (аккредитованным лицом) в документах, прилагаемых к заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации) и подтверждающих соответствие заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации.

15. В случае возникновения технических причин, влекущих невозможность проведения и (или) завершения проведения проверки заявления об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемых к нему документов и сведений в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил, в том числе в связи с непоступлением в национальный орган по аккредитации ответов уполномоченных органов и организаций в установленный срок, национальный орган по аккредитации принимает решение о продолжении процедуры аккредитации заявителя (расширения области аккредитации аккредитованного лица) в соответствии с настоящими Правилами. При поступлении в национальный орган по аккредитации от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций в рамках ответов на запросы, предусмотренные подпунктом "б" пункта 14 настоящих Правил, информации, указанной в пункте 18 настоящих Правил, национальный орган по аккредитации на любом этапе процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) принимает решение об отказе в аккредитации по основаниям, предусмотренным пунктом 1 и (или) 5 части 4 статьи 18 Федерального закона об аккредитации (решения, предусмотренные пунктом 19 настоящих Правил, - в случае проведения процедуры расширения области аккредитации).

16. По результатам проверки, предусмотренной пунктом 14 настоящих Правил, заявление об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемые к нему документы и сведения возвращаются национальным органом по аккредитации заявителю (аккредитованному лицу) без рассмотрения в следующих случаях:

а) нарушение установленных требований к заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации) и (или) к прилагаемым к нему документам и сведениям, в том числе к их полноте (комплектности), оформлению, форме представления и схеме аккредитации;

б) подписание заявления об аккредитации (расширении области аккредитации) и (или) прилагаемых к нему документов и сведений лицом (лицами), не уполномоченным (не уполномоченными) на его (их) подписание;

в) если на момент подачи заявления об аккредитации (расширении области аккредитации) в национальный орган по аккредитации на его рассмотрении находится другое заявление об аккредитации (расширении области аккредитации) от этого заявителя (аккредитованного лица) по тому же адресу места осуществления деятельности в заявленной области аккредитации (либо если этот заявитель уже является аккредитованным лицом в соответствующей области аккредитации по тому же адресу места осуществления деятельности);

г) направление заявителем в национальный орган по аккредитации заявления об аккредитации с указанием 2 и более областей аккредитации в соответствии с 2 и более схемами аккредитации;

д) направление заявления о расширении области аккредитации по схеме аккредитации, не применявшейся при аккредитации в установленной области.

17. Национальный орган по аккредитации уведомляет заявителя (аккредитованное лицо) о возвращении заявления об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемых к нему документов и сведений без рассмотрения по основаниям, установленным пунктом 16 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня их регистрации в системе электронного документооборота национального органа по аккредитации в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с указанием причин возвращения указанного заявления и прилагаемых к нему документов и сведений без рассмотрения (в том числе с использованием средств федеральной системы в области аккредитации).

18. По результатам проверки, предусмотренной пунктом 14 настоящих Правил, национальный орган по аккредитации принимает решение об отказе в аккредитации по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и (или) 5 части 4 статьи 18 Федерального закона об аккредитации в случае поступления от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций по результатам запроса (запросов) информации:

а) об отсутствии сведений о заявителе (аккредитованном лице) в Едином государственном реестре юридических лиц (для юридических лиц) или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей) либо о несоответствии указанных сведений сведениям, представленным в заявлении об аккредитации (расширении области аккредитации) и (или) прилагаемых к нему документах и сведениях;

б) об отсутствии факта постановки заявителя (аккредитованного лица) на учет в налоговом органе;

в) о несоответствии сведений о помещениях, оборудовании (средствах измерений), образовании и (или) опыте работы у работников заявителя (аккредитованного лица), представленных заявителем (аккредитованным лицом) в документах и сведениях, прилагаемых к заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации) и подтверждающих соответствие заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, сведениям уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций.

19. В случае поступления от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций по результатам запроса в соответствии с подпунктом "б" пункта 14 настоящих Правил в национальный орган по аккредитации информации, указанной в подпунктах "а" и (или) "б" пункта 18 настоящих Правил, в рамках процедуры расширения области аккредитации национальный орган по аккредитации в течение 3 рабочих дней со дня поступления указанной информации принимает решение о прекращении действия аккредитации аккредитованного лица в соответствии с пунктами 2 - 4, 8 части 1 статьи 22 Федерального закона об аккредитации, а также об отказе в расширении области аккредитации.

В случае поступления от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций по результатам запроса в соответствии с подпунктом "б" пункта 14 настоящих Правил в национальный орган по аккредитации информации, указанной в подпункте "в" пункта 18 настоящих Правил, в рамках процедуры расширения области аккредитации национальный орган по аккредитации принимает решение об отказе в расширении области аккредитации.

Национальный орган по аккредитации уведомляет заявителя (аккредитованное лицо) об отказе в аккредитации, а также о решениях, предусмотренных настоящим пунктом, в течение 3 рабочих дней со дня поступления в национальный орган по аккредитации ответов от уполномоченных органов и (или) организаций на запросы, предусмотренные пунктом 14 настоящих Правил, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с приложением приказа об отказе в аккредитации (расширении области аккредитации) (в том числе с использованием средств федеральной системы в области аккредитации).

20. По результатам проведения проверки заявления об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемых к нему документов и сведений, предусмотренной пунктом 14 настоящих Правил, в случае отсутствия оснований для возвращения без рассмотрения или отказа в аккредитации (расширении области аккредитации) национальный орган по аккредитации принимает решение:

а) о проведении оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, в том числе в форме проведения выездной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации (с выездом по месту (местам) осуществления деятельности заявителя (аккредитованного лица) или в виде удаленной оценки), в соответствии с настоящими Правилами;

б) о выборе схемы аккредитации, в соответствии с которой будет осуществляться процедура аккредитации (расширения области аккредитации).

21. Национальный орган по аккредитации принимает решение об аккредитации (расширении области аккредитации) или об отказе в аккредитации (расширении области аккредитации) на основании оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации.

Оценка соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации проводится в форме документарной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации и выездной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, а также оценки устранения заявителем (аккредитованным лицом) выявленных несоответствий критериям аккредитации.

22. Выездная оценка соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации проводится в виде удаленной оценки в случаях согласно приложению.

По решению национального органа по аккредитации выездная оценка соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации в виде удаленной оценки проводится в случаях, не предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, с учетом оценки потенциальных рисков деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в заявляемых областях аккредитации.

23. Схемы аккредитации для определенных сфер деятельности заявителей (аккредитованных лиц) принимаются национальным органом по аккредитации, в том числе на основании документов международных организаций в области аккредитации, международных стандартов, межгосударственных стандартов и национальных стандартов Российской Федерации (далее - документы в области стандартизации), нормативных документов в области обеспечения единства измерений.

Для каждого направления деятельности в области оценки соответствия и обеспечения единства измерений применяется отдельная схема аккредитации.

В случае содержания в одном документе в области стандартизации, нормативном документе в области обеспечения единства измерений 2 и более схем аккредитации на основании указанного документа в области стандартизации, нормативного документа в области обеспечения единства измерений применяются 2 и более отдельные схемы аккредитации.

Порядок формирования заявления об аккредитации (расширении области аккредитации) и присвоения уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц с учетом схем аккредитации установлен пунктом 4 настоящих Правил.

24. Экспертиза представленных заявителем (аккредитованным лицом) документов и сведений (в ходе проведения документарной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации), выездная экспертиза соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации (в ходе проведения выездной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации) проводятся экспертной группой, в состав которой включаются эксперт по аккредитации, являющийся руководителем экспертной группы, и технические эксперты (при необходимости).

Мероприятия по оценке соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации по месту или местам осуществления им деятельности в заявленной области аккредитации (в том числе в виде удаленной оценки), осуществляемые должностными лицами национального органа по аккредитации, в том числе его территориальных органов, определенными решением национального органа по аккредитации, а также необходимость проведения таких мероприятий определяются на основании методики, утверждаемой в соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона об аккредитации.

Должностные лица национального органа по аккредитации, принимающие участие в мероприятиях по оценке соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации по месту (местам) осуществления им деятельности в заявленной области аккредитации (в том числе в виде удаленной оценки), в том числе осуществляют наблюдение за проведением экспертной группой соответствующей экспертизы.

25. Состав экспертной группы, уполномоченной проводить экспертизу представленных заявителем (аккредитованным лицом) документов и сведений и выездную экспертизу соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, определяется национальным органом по аккредитации в течение 5 рабочих дней после завершения проверки заявления об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемых к нему документов и сведений в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил.

26. Состав экспертной группы определяется в соответствии с методикой отбора экспертов по аккредитации для выполнения работ в области аккредитации и порядком формирования экспертной группы, утверждаемыми в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона об аккредитации.

27. Национальный орган по аккредитации в соответствии с методикой и порядком, указанными в пункте 26 настоящих Правил, осуществляет отбор эксперта по аккредитации, который является руководителем экспертной группы.

Эксперт по аккредитации осуществляет формирование и направление в национальный орган по аккредитации предложений о привлечении технических экспертов, необходимых для проведения экспертиз соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации в соответствующей области аккредитации. Предложения формируются экспертом по аккредитации из перечня технических экспертов, включенных в реестр технических экспертов, с учетом областей специализации, соответствующих заявленной области аккредитации, в соответствии с методикой и порядком, предусмотренными пунктом 26 настоящих Правил.

Перечень технических экспертов, указанный в абзаце втором настоящего пункта, формируется с использованием средств федеральной системы в области аккредитации.

При осуществлении аккредитации (расширении области аккредитации) в области обеспечения единства измерений в состав экспертной группы включаются технические эксперты, являющиеся работниками государственных научных метрологических институтов.

В случаях, предусмотренных методикой и порядком, указанными в пункте 26 настоящих Правил, в состав экспертной группы подлежат обязательному включению эксперт по аккредитации и (или) технические эксперты, для которых подведомственное национальному органу по аккредитации федеральное государственное учреждение является основным местом работы или с которыми оно осуществляет взаимодействие в соответствии с частью 8 статьи 14 Закона об аккредитации.

28. Уведомление о составе экспертной группы направляется заявителю (аккредитованному лицу), эксперту по аккредитации и экспертной организации национальным органом по аккредитации с использованием средств федеральной системы в области аккредитации в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в срок, предусмотренный пунктом 25 настоящих Правил.

29. Заявитель, аккредитованное лицо вправе в течение 2 рабочих дней со дня получения уведомления о составе экспертной группы представить в национальный орган по аккредитации документы, подтверждающие несоответствие эксперта по аккредитации и (или) технического эксперта требованиям, установленным частями 6 - 8 статьи 11 Федерального закона об аккредитации, которые рассматриваются в течение 3 рабочих дней со дня их поступления в порядке, утвержденном в соответствии с пунктом 18 статьи 7 Федерального закона об аккредитации.

30. Принятие решения о проведении документарной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации и выездной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, утверждение состава экспертной группы, а также при необходимости перечня должностных лиц национального органа по аккредитации, принимающих участие в мероприятиях по оценке соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, программы выездной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации (далее - программа выездной оценки) осуществляется приказом национального органа по аккредитации.

Приказ национального органа по аккредитации, указанный в абзаце первом настоящего пункта, формируется в виде электронного документа и направляется заявителю (аккредитованному лицу), эксперту по аккредитации и экспертной организации, которая для эксперта по аккредитации - руководителя экспертной группы является основным местом работы или с которой такой эксперт по аккредитации осуществляет взаимодействие для целей оказания услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с Федеральным законом об аккредитации, национальным органом по аккредитации с использованием средств федеральной системы в области аккредитации не позднее 3 рабочих дней после истечения сроков, установленных пунктом 29 настоящих Правил.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

31. Договор заявителя (аккредитованного лица) с экспертной организацией, которая для эксперта по аккредитации - руководителя экспертной группы является основным местом работы или с которой такой эксперт по аккредитации осуществляет взаимодействие, об оказании услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственной услуги по аккредитации (расширению области аккредитации), включая экспертизу представленных заявителем (аккредитованным лицом) документов и сведений, выездную экспертизу соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, оценку устранения заявителем (аккредитованным лицом) выявленных несоответствий критериям аккредитации, предусмотренный статьей 15 Федерального закона об аккредитации, формируется и заключается в электронном виде на специализированной электронной площадке.

Срок заключения заявителем (аккредитованным лицом) договора с экспертной организацией, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, составляет 3 рабочих дня со дня направления заявителю (аккредитованному лицу), экспертной организации и эксперту по аккредитации приказа, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил.

Экспертная организация направляет в национальный орган по аккредитации сведения о заключении (незаключении) указанного договора с заявителем (аккредитованным лицом) не позднее 1 рабочего дня со дня истечения срока, установленного абзацем вторым настоящего пункта.

В случае непредставления в национальный орган по аккредитации заключенного заявителем (аккредитованным лицом) договора с экспертной организацией, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, в течение 21 рабочего дня со дня направления заявителю (аккредитованному лицу) приказа, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, национальный орган по аккредитации принимает решение об отказе в аккредитации (расширении области аккредитации) по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 4 статьи 18 Федерального закона об аккредитации.

В случае заключения договора с заявителем (аккредитованным лицом) после истечения срока, установленного абзацем вторым настоящего пункта, и до истечения срока, установленного абзацем четвертым настоящего пункта, экспертная организация направляет в национальный орган по аккредитации сведения о заключении такого договора в течение одного рабочего дня со дня заключения указанного договора.

В случае если по истечении срока, установленного абзацем четвертым настоящего пункта, договор с заявителем (аккредитованным лицом) не заключен, экспертная организация направляет соответствующие сведения в национальный орган по аккредитации в течение одного рабочего дня со дня истечения срока, предусмотренного абзацем четвертым настоящего пункта.

32. В ходе выездной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации в том числе оценивается наличие документов, связанных с целями, задачами и предметом такой выездной оценки, включая наличие разрешительных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и подтверждающих соблюдение требований к помещениям, материально-техническим средствам, работникам и распространяющихся на неограниченный круг лиц и (или) непосредственно на лиц, осуществляющих деятельность в заявленной области аккредитации.

В случае неисполнения заявителем (аккредитованным лицом) обязанности предоставить лицам, участвующим в выездной оценке соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, а также обеспечить доступ указанных лиц на территорию, в используемые заявителем (аккредитованным лицом) в рамках заявленной области аккредитации здания, сооружения и помещения, к используемым заявителем в рамках заявленной области аккредитации оборудованию, веществам и материалам национальный орган по аккредитации принимает решение об отказе в аккредитации (расширении области аккредитации) в соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона об аккредитации.

33. В ходе документарной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации осуществляется экспертиза представленных заявителем (аккредитованным лицом) документов и сведений.

Экспертиза представленных заявителем (аккредитованным лицом) документов и сведений проводится экспертной группой с учетом анкеты самообследования, представленной заявителем (аккредитованным лицом) в соответствии с пунктами 5 и 7 настоящих Правил при направлении в национальный орган по аккредитации заявления об аккредитации (расширении области аккредитации).

В анкете самообследования заявителем (аккредитованным лицом) указывается соответствие его документов и сведений критериям аккредитации, национальным стандартам Российской Федерации, межгосударственным стандартам, документам международных организаций в области аккредитации, руководствам по аккредитации, требованиям, установленным схемой аккредитации, принятой национальным органом по аккредитации в соответствующей сфере деятельности, иным документам, предусмотренным формой и методикой формирования анкеты самообследования, указанными в пункте 7 настоящих Правил.

34. Экспертиза представленных заявителем (аккредитованным лицом) документов и сведений проводится на предмет их соответствия критериям аккредитации с учетом заявленной области аккредитации. Результаты экспертизы указанных документов и сведений оформляются экспертным заключением.

Форма и перечень сведений, содержащихся в экспертном заключении, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, в соответствии с пунктом 12.1 статьи 7 Федерального закона об аккредитации.

Экспертное заключение по результатам экспертизы представленных заявителем (аккредитованным лицом) документов и сведений подписывается членами экспертной группы и утверждается экспертом по аккредитации.

Член экспертной группы в случае несогласия с экспертным заключением в целом или с отдельными его положениями вправе приложить к экспертному заключению особое мнение, о чем в экспертном заключении делается соответствующая запись.

35. Экспертное заключение представляется (направляется) заявителю (аккредитованному лицу) и в национальный орган по аккредитации экспертом по аккредитации в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, не позднее 10 рабочих дней со дня заключения заявителем (аккредитованным лицом) договора с экспертной организацией, предусмотренного пунктом 31 настоящих Правил.

36. Национальный орган по аккредитации осуществляет рассмотрение экспертного заключения на предмет его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации в течение 5 рабочих дней после поступления экспертного заключения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 13 статьи 7 Закона об аккредитации.

37. По результатам рассмотрения экспертного заключения национальный орган по аккредитации принимает одно из следующих решений:

а) решение о проведении выездной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации с направлением заявителю (аккредитованному лицу), эксперту по аккредитации - руководителю экспертной группы и экспертной организации уведомления в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, о проведении выездной оценки (в случае соответствия документов и сведений заявителя (аккредитованного лица), представленных в целях получения аккредитации в национальной системе аккредитации (расширения области аккредитации), критериям аккредитации);

б) решение о проведении выездной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации с направлением заявителю (аккредитованному лицу), эксперту по аккредитации - руководителю экспертной группы и экспертной организации уведомления в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, о проведении выездной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации и о необходимости устранения выявленных несоответствий до завершения проведения экспертной группой выездной экспертизы соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации (в случае если выявлены несоответствия документов и сведений заявителя (аккредитованного лица), представленных в целях получения аккредитации в национальной системе аккредитации (расширения области аккредитации), критериям аккредитации, которые не относятся к случаям, установленным в подпункте "в" настоящего пункта);

в) решение об отказе в аккредитации (расширении области аккредитации) в случае, если выявленные несоответствия относятся к перечню несоответствий, влекущих за собой отказ в аккредитации, утвержденному в соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона об аккредитации, по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 4 статьи 18 Федерального закона об аккредитации.

38. Результаты рассмотрения национальным органом по аккредитации экспертного заключения указываются в уведомлениях, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 37 настоящих Правил, или в решении об отказе в аккредитации (расширении области аккредитации), предусмотренном подпунктом "в" пункта 37 настоящих Правил, которое оформляется приказом национального органа по аккредитации.

39. Выездная оценка соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации проводится в соответствии с программой выездной оценки, формируемой и утверждаемой национальным органом по аккредитации в соответствии с приложением к настоящим Правилам и содержащей:

а) перечень работ по проведению выездной экспертизы соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, выполняемых экспертной группой;

б) перечень мероприятий по оценке соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации по месту (местам) осуществления им деятельности в области аккредитации, осуществляемых должностными лицами национального органа по аккредитации (при необходимости).

40. В целях выполнения программы выездной оценки эксперт по аккредитации формирует, подписывает и направляет заявителю (аккредитованному лицу), а также техническим экспертам, включенным в состав экспертной группы, план проведения выездной экспертизы соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, содержащий перечень мероприятий, проводимых в рамках выездной экспертизы, с указанием времени и места проведения конкретного мероприятия.

41. В случаях, предусмотренных приложением к настоящим Правилам, в программу выездной оценки национальным органом по аккредитации включаются мероприятия по свидетельской оценке заявителя (аккредитованного лица), проводимые в том числе в виде удаленной оценки.

42. По результатам выездной экспертизы соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации экспертной группой составляется акт выездной экспертизы в электронной форме.

Форма и перечень сведений, содержащихся в акте выездной экспертизы, а также порядок их заполнения утверждаются в соответствии с пунктом 12.1 статьи 7 Федерального закона об аккредитации.

43. К акту выездной экспертизы прилагается документ, содержащий описание заявленной (расширяемой) области аккредитации в электронном виде, подписанный электронными подписями эксперта по аккредитации и членов экспертной группы, а также заявителя (аккредитованного лица) или его уполномоченного представителя.

Область аккредитации заявителя (аккредитованного лица) по результатам экспертизы представленных заявителем (аккредитованным лицом) документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации может быть сокращена экспертной группой по согласованию с заявителем (аккредитованным лицом).

44. Член экспертной группы в случае несогласия с актом выездной экспертизы вправе приложить к нему особое мнение, подписанное электронной подписью, о чем в акте выездной экспертизы делается соответствующая запись.

Заявитель (аккредитованное лицо) и (или) его уполномоченный представитель в случае несогласия с актом выездной экспертизы вправе в течение 3 рабочих дней со дня ознакомления с актом выездной экспертизы направить в национальный орган по аккредитации возражение по акту выездной экспертизы, подписанное электронной подписью, с приложением материалов, обосновывающих возражение заявителя (аккредитованного лица).

45. Акт выездной экспертизы и документ, содержащий описание области аккредитации заявителя (аккредитованного лица), прилагаемый к этому акту, направляются в электронном виде в национальный орган по аккредитации экспертом по аккредитации не позднее 30 рабочих дней со дня направления эксперту по аккредитации приказа, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

46. Национальный орган по аккредитации осуществляет рассмотрение акта выездной экспертизы, в том числе документа, содержащего описание области аккредитации заявителя (аккредитованного лица), прилагаемого к этому акту, на предмет его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации в течение 8 рабочих дней после поступления акта выездной экспертизы, в порядке, утверждаемом в соответствии с пунктом 13 статьи 7 Федерального закона об аккредитации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

47. Национальный орган по аккредитации по результатам проведения оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации принимает решение в соответствии с частью 8 статьи 17 Федерального закона об аккредитации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае если схемой аккредитации установлена необходимость привлечения независимых экспертов для принятия решения по результатам проведения оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, национальный орган по аккредитации для принятия решения, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, привлекает технического эксперта, имеющего область специализации, соответствующую области аккредитации заявителя (аккредитованного лица), не участвовавшего в проведении экспертизы представленных таким заявителем (аккредитованным лицом) документов и сведений, а также в выездной экспертизе соответствия такого заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации. Отбор технического эксперта осуществляется с использованием средств федеральной системы в области аккредитации из числа технических экспертов, включенных в реестр технических экспертов.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

48. Решение, предусмотренное пунктом 47 настоящих Правил, оформляется приказом национального органа по аккредитации.

49. По решению национального органа по аккредитации в целях принятия решения, предусмотренного пунктом 47 настоящих Правил, при необходимости формируются технические комиссии и технические группы, действующие в соответствии с положениями о них, утверждаемыми национальным органом по аккредитации.

50. В случае если для принятия решения национального органа по аккредитации в соответствии с пунктом 47 настоящих Правил требуется проведение дополнительного рассмотрения документов, сведений и иных материалов, имеющих отношение к оценке соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации (в том числе с участием технических комиссий и технических групп, предусмотренных пунктом 49 настоящих Правил), получение пояснений от экспертной группы и ответов на запросы (в том числе по причине наличия признаков, свидетельствующих о представлении заведомо ложных и (или) недостоверных документов и сведений, подтверждающих соответствие заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, и (или) о представлении заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, содержащихся в акте выездной экспертизы, в том числе в документе, содержащем описание области аккредитации заявителя (аккредитованного лица), прилагаемом к этому акту, представленных экспертной группой), общий срок осуществления процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) увеличивается на 20 рабочих дней.

51. В случае принятия национальным органом по аккредитации решения об аккредитации (расширении области аккредитации) или об отказе в аккредитации (расширении области аккредитации) уведомление заявителя (аккредитованного лица) о принятом решении осуществляется в соответствии с частями 2 или 3 статьи 18 Федерального закона об аккредитации.

51(1). Срок принятия национальным органом по аккредитации решения, предусмотренного пунктом 47 настоящих Правил, и уведомления заявителя (аккредитованного лица), предусмотренного пунктом 51 настоящих Правил, составляет не более 3 рабочих дней со дня завершения рассмотрения акта выездной экспертизы, предусмотренного пунктом 46 настоящих Правил.

(п. 51(1) введен Постановлением Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

52. В случае принятия национальным органом по аккредитации решения о приостановлении осуществления процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) национальный орган по аккредитации в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, направляет заявителю (аккредитованному лицу) в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, приказ о приостановлении осуществления аккредитации (расширения области аккредитации) с указанием оснований для приостановления, реквизитов экспертного заключения и акта выездной экспертизы соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, с уведомлением заявителя (аккредитованного лица) о необходимости устранения выявленных несоответствий критериям аккредитации в течение 20 рабочих дней со дня принятия такого решения.

Заявитель (аккредитованное лицо) не позднее 20 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении осуществления процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) обязан устранить выявленные несоответствия критериям аккредитации, направить отчет об их устранении эксперту по аккредитации и предоставить возможность оценки их устранения по месту осуществления деятельности заявителя (аккредитованного лица).

К указанному отчету прилагаются копии документов, подтверждающих устранение несоответствий заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации.

53. Оценка устранения выявленных несоответствий заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, повлекших приостановку осуществления процедуры аккредитации (расширения области аккредитации), на основании отчета об их устранении, представленного заявителем (аккредитованным лицом), проводится в течение 10 рабочих дней после поступления соответствующего отчета эксперту по аккредитации.

54. Эксперт по аккредитации в срок не позднее 30 рабочих дней (с учетом сроков, установленных пунктами 52 и 53 настоящих Правил) со дня принятия решения о приостановлении осуществления процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) заявителя (аккредитованного лица):

а) направляет в национальный орган по аккредитации заключение об оценке устранения заявителем (аккредитованным лицом) выявленных несоответствий критериям аккредитации с приложением отчета заявителя (аккредитованного лица);

б) уведомляет национальный орган по аккредитации о непоступлении отчета заявителя (аккредитованного лица) в установленный срок и (или) о невозможности оценки устранения таких несоответствий.

55. Рассмотрение и проверка документов и (или) сведений, представленных экспертом по аккредитации в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил, осуществляются национальным органом по аккредитации в течение 15 рабочих дней со дня их получения национальным органом по аккредитации.

56. По результатам рассмотрения и проверки документов и сведений, представленных экспертом по аккредитации в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил, национальный орган по аккредитации принимает решение:

а) об аккредитации заявителя (расширении области аккредитации аккредитованного лица) - в случае, если представленные материалы позволяют сделать вывод об устранении заявителем (аккредитованным лицом) выявленных несоответствий. В случае если заявитель (аккредитованное лицо) соответствует критериям аккредитации в части заявленной им (расширяемой) области аккредитации, национальный орган по аккредитации принимает решение об аккредитации заявителя (расширении области аккредитации аккредитованного лица) в части заявленной им (расширяемой) области аккредитации;

б) об отказе в аккредитации заявителя (расширении области аккредитации аккредитованного лица):

в случае если отчет, представленный заявителем (аккредитованным лицом), не позволяет сделать вывод об устранении выявленных несоответствий критериям аккредитации, повлекших приостановление осуществления процедуры аккредитации (расширения области аккредитации);

в случае непредставления заявителем (аккредитованным лицом) в установленный срок документов и (или) сведений, подтверждающих устранение им несоответствий критериям аккредитации, указанных в уведомлении о приостановлении осуществления аккредитации (расширения области аккредитации), в том числе в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 54 настоящих Правил (при подтверждении сведений, представленных экспертом по аккредитации, по результатам их проверки национальным органом по аккредитации).

57. До дня принятия национальным органом по аккредитации решения об аккредитации (расширении области аккредитации) заявителя (аккредитованного лица) или об отказе в его аккредитации (расширении области аккредитации) заявитель (аккредитованное лицо) имеет право подать заявление о прекращении осуществления процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) в национальный орган по аккредитации в форме электронного документа, подписанного электронной подписью руководителя юридического лица или лица, которое в силу федерального закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, либо индивидуального предпринимателя, подписавших заявление об аккредитации (расширении области аккредитации). Заявление о прекращении осуществления процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) должно содержать:

а) сведения, которые были представлены в заявлении об аккредитации (расширении области аккредитации), предусмотренном пунктом 3 настоящих Правил, без прилагаемых к нему документов и сведений;

б) регистрационный номер государственной услуги, присвоенный в системе электронного документооборота национального органа по аккредитации;

в) уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц (для аккредитованного лица, прекращающего предоставление государственной услуги по расширению области аккредитации);

г) копии документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление о прекращении осуществления процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) (в случае если заявление подписано лицом, не имеющим права действовать без доверенности от имени заявителя (представителем заявителя).

58. Основанием для отказа в прекращении осуществления процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) является:

а) направление заявления о прекращении осуществления процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) заявителем (аккредитованным лицом), не соответствующим требованиям, указанным в пункте 3 настоящих Правил, в том числе не имеющим права подписи указанного заявления;

б) наличие в заявлении о прекращении осуществления процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) неполной, искаженной или недостоверной информации.

59. В случае отсутствия оснований, установленных пунктом 58 настоящих Правил, национальный орган по аккредитации принимает решение о прекращении осуществления процедуры аккредитации (расширения области аккредитации), которое оформляется приказом национального органа по аккредитации и направляется заявителю (аккредитованному лицу) не позднее 5 рабочих дней со дня поступления заявления, предусмотренного пунктом 58 настоящих Правил.

Правоотношения заявителя (аккредитованного лица) с экспертной организацией в случае прекращения национальным органом по аккредитации осуществления процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) на основании его заявления регулируются законодательством Российской Федерации.

60. Общий срок осуществления процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) составляет 54 рабочих дня.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае если заявитель осуществляет деятельность в области аккредитации (аккредитованное лицо расширяет область аккредитации) по 3 или более адресам мест осуществления деятельности, общий срок осуществления процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) увеличивается на 5 рабочих дней в отношении каждого дополнительного адреса места осуществления деятельности (в части соответствующего увеличения сроков проведения экспертизы представленных заявителем (аккредитованным лицом) документов и сведений соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, выездной экспертизы соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае отказа эксперта по аккредитации от проведения экспертизы представленных заявителем (аккредитованным лицом) документов и сведений или от выездной экспертизы соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации общий срок осуществления аккредитации (расширения области аккредитации), а также общий срок формирования экспертной группы каждый раз увеличиваются на 7 рабочих дней (но не более 4 раз).

В случае нарушения экспертом по аккредитации установленных сроков подготовки и утверждения экспертного заключения, акта выездной экспертизы, а также подписания документа, содержащего описание области аккредитации, общий срок осуществления аккредитации (расширения области аккредитации) увеличивается на срок, на который экспертом по аккредитации превышены указанные сроки.

Общий срок осуществления процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) увеличивается на 20 рабочих дней в случаях, предусмотренных пунктом 50 настоящих Правил.

В общий срок осуществления процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) не включаются сроки, предусмотренные пунктами 29 и 31 настоящих Правил, а также сроки, предусмотренные пунктами 52 - 54 настоящих Правил, в связи с принятием национальным органом по аккредитации решения о приостановлении осуществления процедуры аккредитации (расширения области аккредитации).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу с 1 марта 2024 года. - Постановление Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319.

(см. текст в предыдущей редакции)