Письмом ФНС России от 31.12.2019 N ГД-4-14/27372@ направлен Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2019).

2. Споры о признании недействительными решений о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя

2. Споры о признании недействительными решений о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.

2.1. Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и установив факт того, что заявитель не обращался к обществу и в суд с соответствующим иском в порядке статьи 64.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что материалы дела не подтверждают представление обществом на государственную регистрацию ликвидации документов, содержащих недостоверную информацию. При этом суд кассационной инстанции отметил, что заявитель заблаговременно и в установленном порядке был извещен о начале процедуры ликвидации общества, имел возможность урегулировать возникшие разногласия.

По делу N А19-25351/2018 общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 14.09.2018 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи N 6183850092849 о ликвидации ООО "С.", признании незаконными действий регистрирующего органа 14.09.2018 по ликвидации указанной организации и обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 января 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 апреля 2019 года, в удовлетворении требований отказано.

Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.

Как установлено судами и следует из материалов дела, единственным учредителем (участником) ООО "С." 11.02.2018 принято решение о ликвидации организации.

08.08.2018 в регистрирующий орган поступило заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001, подписанное ликвидатором ООО "С." Л.А.Н., с приложенными к нему решением единственного участника от 20.07.2018 N 3 об утверждении ликвидационного баланса, бухгалтерской отчетностью (ликвидационным балансом), документом об уплате государственной пошлины и описью.

Инспекцией 14.09.2018 принято решение о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "С." в связи с его ликвидацией, в ЕГРЮЛ внесена запись N 6183850092849 о ликвидации указанной организации.

Суды пришли к выводу, что у инспекции имелись предусмотренные законодательством основания для принятия решения о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "С." в связи с его ликвидацией.

Статьей 64.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной статьей 64 указанного Кодекса (пункт 1).

Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 53.1 указанного Кодекса (пункт 2).

Общий порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией установлен статьями 20, 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ)

Так, в силу положений указанных норм учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

Документы, предусмотренные статьей 21 Закон N 129-ФЗ, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.

Статьей 23 Закона N 129-ФЗ закреплен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11 высказана позиция о недопустимости внесения в ликвидационные балансы явно недостоверных сведений - составление балансов без учета обязательств ликвидируемого лица, о наличии которых доподлинно известно, и которые не по вине кредиторов не были отражены в балансах.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что единственным учредителем (участником) ООО "С." 11.02.2018 принято решение о ликвидации организации, соответствующая информация опубликована на официальном сайте журнала "Вестник государственной регистрации" часть 1 N 11 (676) от 21.03.2018.

Срок для предъявления требований кредиторов - 2 месяца с момента публикации.

Ликвидатором ООО "С." Л.А.Н. 08.08.2018 в регистрирующий орган представлено заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с приложением ликвидационного баланса.

При этом в инспекции поступили возражения общества против осуществления регистрационных действий, связанных с ликвидацией ООО "С.".

Заявитель в своих возражениях указал, что ООО "С." привлечено Арбитражным судом Красноярского края к участию в деле N А33-32325/2017 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поскольку данная организация являлась субподрядчиком при выполнении подрядных работ по договору от 16.09.2016, заключенному между обществом и ООО "С.".

Инспекцией 15.08.2018 принято решение о приостановлении государственной регистрации до 14.09.2018 для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений, ООО "С." было предложено срок до 03.09.2018 представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности вносимых в ЕГРЮЛ сведений.

11.09.2018 от ООО "С." в инспекцию поступило письмо, в котором организация пояснила обстоятельства и объем осуществления в 2016 году субподрядных работ по договору, заключенному с обществом, их приемку и оплату, а также указало, что в установленные действующим законодательством сроки для предъявления требований кредиторов общество какие-либо требования ликвидатору ООО "С." не предъявляло.

Инспекция установила, что по состоянию на 15.08.2018 в картотеке арбитражных дел сведения о предъявлении обществом требований к ООО "С." отсутствуют, сведений о принятии обеспечительных мер в виде запрета на внесение записей в ЕГРЮЛ в отношении ООО "С." в инспекции также не имеется.

В связи с этим, а также принимая во внимание поступившие от ООО "С." пояснения и документы, инспекцией принято решение о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "С." в связи с его ликвидацией, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.

Судами первой и апелляционной инстанции также установлено, что ООО "С." привлечено Арбитражным судом Красноярского края к участию в деле N А33-32325/2017 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поскольку данная организация являлась субподрядчиком при выполнении подрядных работ по договору от 16.09.2016, заключенному между обществом и ООО "С.". Сторонами по делу являлись общество и ООО "Р.".

При рассмотрении дела N А33-32325/2017 суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии доказательств выполнения обществом работ по договору подряда от 15.09.2016 N 3П/16 и наличии неосвоенного аванса, подлежащего возврату заказчику - ООО "Р.".

Также суды указали, что пунктом 16.3 договора подряда от 15.09.2016 N 3П/16 предусмотрен запрет на привлечение к исполнению работ субподрядчика в отсутствие согласования с ООО "Р.", обязанность по предъявлению результата работ возложена исключительно на общество.

В судебных актах по делу N А33-32325/2017 не установлено наличие задолженности ООО "С." перед обществом, а также факта неисполнения ООО "С." своих обязательств перед заявителем кассационной жалобы. Какие-либо обязанности на данную организацию судебными актами не возложены.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и установив факт того, что общество не обращалось к должнику и в суд с соответствующим иском в порядке статьи 64.1 ГК РФ, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что материалы дела не подтверждают представление ООО "С." на государственную регистрацию документов, содержащих недостоверную информацию. При этом заявитель жалобы заблаговременно и в установленном порядке был извещен о начале процедуры ликвидации рассматриваемой организации, имел возможность урегулировать возникшие разногласия.

2.2. Констатировав, что в рамках дела о признании недействительным решения о государственной регистрации истец фактически просит суд прекратить право собственности юридического лица на доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, суды пришли к выводу о наличии спора о праве, который должен быть рассмотрен в порядке искового производства, и об избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенных прав. Суды также отметили, что в случае разрешения корпоративного спора о праве на долю судебный акт будет являться основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Для этого не требуется привлечение к участию в процессе регистрирующего органа, и заявление к нему безосновательных требований.

По делу N А40-274927/2018 К.Д.С. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 25.06.2018 о внесении записи в ЕГРЮЛ под государственным регистрационным номером 6187748463941 в части сведений о переходе обществу доли в размере 3% Уставного капитала ООО "Т".

Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.02.2019 заявления К.Д.С. оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с принятым решением, К.Д.С. (заявитель) обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить, требования удовлетворить.

Апелляционный суд посчитал, что решение подлежит оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, К.Д.С. является участником ООО "Т.", владеющим 23% долей в уставном капитале ООО "Т.", что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

15.06.2018 между ООО "Т." и обществом был заключен Договор купли-продажи доли в уставном капитале N 01/18 (далее - Договор), в соответствии с которым ООО "Т." (продавец) передает обществу (покупатель) долю в размере 3% Уставного капитала ООО "Т." номинальной стоимостью 600 рублей, а Покупатель принимает и оплачивает указанную долю по цене, предусмотренной пунктом 3 Договора.

Общим собранием участников ООО "Т." от 15.06.2018 было принято решение о совершении сделки купли-продажи указанной части доли.

25.06.2018 Ответчиком в ЕГРЮЛ была внесена запись под государственным регистрационным номером 6187748463941 о переходе обществу доли в размере 3% Уставного капитала ООО "Т."

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

Материалами дела подтверждено, что для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений об ООО "Т.", были представлены все необходимые документы.

У Инспекции отсутствовали какие-либо предусмотренные пунктом 1 статья 23 Закона N 129-ФЗ основания для отказа в государственной регистрации.

При изложенных обстоятельствах решение Инспекции о государственной регистрации за вх. N 325744А от 25.06.2018 в полной мере соответствует закону.

Исходя из предмета спора, истец фактически просит суд прекратить право собственности общества на доли в уставном капитале ООО "Т.", что напрямую затрагивает права собственника истребуемой доли, следовательно, имеет место спор о праве, который должен быть рассмотрен в порядке искового производства.

Федеральным законом от 29.12.2015 N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" в связи с принятием Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" пункт 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ дополнен абзацем следующего содержания: в случае, если изменения в единый государственный реестр юридических лиц, касающиеся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, вносятся на основании вступившего в законную силу судебного акта или решения третейского суда, для внесения записи в реестр в регистрирующий орган представляется заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия вступившего в законную силу акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо подлинник и копия решения третейского суда вместе с подлинником исполнительного листа, выданного по такому решению в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции или арбитражного суда. Заверенная копия судебного акта, подлинник исполнительного листа по решению третейского суда представляются в регистрирующий орган и не подлежат возврату. Подлинный экземпляр решения третейского суда подлежит возврату заявителю, копия такого решения не подлежит возврату и остается в материалах регистрирующего органа.

Таким образом, в случае разрешения корпоративного спора о праве на долю, судебный акт будет являться основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Для этого не требуется привлечение к участию в процессе регистрирующего органа, и заявление к нему безосновательных требований.

Избрание истцом ненадлежащего способа защиты нарушенных прав в данном конкретном случае является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

2.3. Отметив, что исследование документов, полученными в рамках налогового контроля, при отсутствии необходимости проведения дополнительных мероприятий, следует считать исполнением регистрирующим органом обязанностей по проведению проверки, предусмотренных пунктом 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", суд кассационной инстанции признал ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о нарушении регистрирующим органом требований законодательства о государственной регистрации, основанный на том, что направление уведомления о необходимости предоставления достоверных сведений через два дня после поступления заявления заинтересованного лица по форме N Р34002 свидетельствует о непроведении проверки. Вместе с тем суд кассационной инстанции оставил без изменения постановление суда апелляционной инстанции, которым были признаны незаконными действия инспекции по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи о недостоверности сведений в отношении руководителя и учредителя общества, поскольку соответствующие действия не соответствовали законодательству и нарушали права и законные интересы заявителя.

По делу N А73-21097/2018 Л.А.А. обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Инспекции по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи о недостоверности сведений в отношении руководителя и учредителя общества, о восстановлении прав заявителя путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц вышеуказанной записи.

Решением суда от 06.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2019 решение суда отменено, оспоренные действия регистрирующего органа признаны недействительными

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, инспекция подала в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагала постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судами, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 13.08.2015. С 29.01.2018 состоит на налоговом учете в ИФНС.

Единственным участником (учредителем) и лицом, имеющим право действовать от имени указанного юридического лица, является Л.А.А.

ИФНС, как территориальным налоговым органом, по результатам проверочных мероприятий направлено в регистрирующий орган - инспекцию заявление по форме N Р 34002 о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ в части сведений о Л.А.А. как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества.

В заявлении указано, что общество по адресу регистрации не находится, руководителю неоднократно направлялись повестки о вызове на допрос в качестве свидетеля, однако он на допрос не явился, что свидетельствует о формальном руководстве организацией, руководитель имеет признаки "массового", организация обладает признаками "транзитного" звена, посредством участия которого формируется фиктивный документооборот в интересах налогоплательщиков - выгодоприобретателей для применения ими налоговых вычетов, не имеет материальных и трудовых ресурсов, представляет налоговую отчетность не в полном объеме.

Регистрирующим органом в адрес общества, единственного учредителя (участника) и руководителя 20.07.2018 направлены уведомления от 18.07.2018 N 18-12/29691 о необходимости представления в течение тридцати дней со дня получения уведомления документов, подтверждающих достоверность сведений об учредителе (участнике) общества Л.А.А., а также о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества, Л.А.А., которые были возвращены отправителю за истечением срока хранения.

03.09.2018 в ЕГРЮЛ была внесена запись за номером 2182724444087 о недостоверности сведений о руководителе и учредителе общества Л.А.А.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции посчитал оспариваемые записи регистрирующего органа законными, не нарушающими прав заявителя.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда и удовлетворил требования, посчитав, что регистрирующим органом не доказано наличие оснований для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц спорной записи. Также суд указал на нарушение регистрирующим органом порядка проведения проверки сведений.

Согласно пункту 4.2 статьи 9 Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Пунктом 4 Оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, утв. приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ (далее - Основания и Порядок), установлено, что основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.

Согласно пункту 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 указанного Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном указанным Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

Как установлено судами из материалов дела, основанием для внесения спорных записей в ЕГРЮЛ явилось получение регистрирующим органом заявления по форме N Р 34002 по результатам проверочных мероприятий, проведенных территориальным налоговым органом.

При этом, в обоснование необходимости внесения таких сведений регистрирующий орган ссылается на то, что общество обладает признаками "транзитного" звена, посредством участия которого формируется фиктивный документооборот в интересах налогоплательщиков - выгодоприобретателей для применения ими налоговых вычетов, по адресу регистрации не находится, руководитель на допросы в инспекцию не является, имеет признаки "массового" руководителя, организация не имеет материальных и трудовых ресурсов, представляет налоговую отчетность не в полном объеме, доход в налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения за 2016 год отражен не в полном объеме, что привело к занижению налоговой базы и исчисленного налога.

Между тем, судом апелляционной инстанции верно указано на то, что перечисленные налоговые нарушения являются основанием для привлечения общества к налоговой ответственности, но не свидетельствуют о нелегитимности руководителя, непричастности его к руководству обществом.

Так, материалами дела подтверждается, что единственным участником общества является Л.А.А., который лично принял решение о возложении на себя обязанностей единоличного исполнительного органа, руководителя, директора общества.

Заявителем по настоящему делу представлены документы о финансово-хозяйственной деятельности общества.

Неявка Л.А.А. по вызовам в налоговый орган обусловлена неполучением почтовой корреспонденции, но не опровергает факта руководства им деятельностью общества.

Более того, в ходе допроса, проведенного инспекцией после внесения спорной записи в ЕГРЮЛ Л.А.А. подтвердил свою причастность к деятельности общества, настаивал на том, что является участником и руководителем общества.

Ссылки инспекции на то, что общества обладает признаками "транзитного" звена, посредством участия которого формируется фиктивный документооборот в интересах налогоплательщиков - выгодоприобретателей для применения ими налоговых вычетов, а также на закрытие обществом расчетного счета правомерно отклонены судом апелляционной инстанции в связи с тем, что эти обстоятельства не влияют на достоверность сведений в отношении учредителя и руководителя юридического лица.

Также правомерно не были приняты судом апелляционной инстанции во внимание ссылки инспекции на то, что Л.А.А. является учредителем и руководителем иных юридических лиц, а ранее являлся учредителем и руководителем ряда обществ с ограниченной ответственностью, исключенных из ЕГРЮЛ, поскольку это не свидетельствует о фактической непричастности его к учреждению и руководству общества.

Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с доводами заявителя о недоказанности регистрирующим органом недостоверности сведений о руководителе общества, и об отсутствии оснований вносить в ЕГРЮЛ указанную запись.

Что касается выводов суда апелляционной инстанции о нарушении регистрирующим органом пункта 4.2 статьи 9 и пункта 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ в части ненаправления в адрес руководителя общества уведомления о необходимости предоставления достоверных сведений, поскольку направление такого уведомления через два дня после поступления заявления заинтересованного лица по форме N Р34002 свидетельствует о непроведении проверки, суд кассационной инстанции не может с ними согласиться в связи со следующим.

Действительно, подпункт 3 пункта 5 Оснований и Порядка содержит положение о том, что мероприятия по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, не проводятся в случае, если регистрирующим органом получено заявление физического лица о недостоверности сведений о нем. В остальных случая, в том числе при получении заявления заинтересованных лиц, регистрирующим органом проводится проверка этих сведений посредством перечисленных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий.

Между тем, в сложившейся ситуации, представление территориальным налоговым органом, как заинтересованным лицом, заявления по форме N Р34002 вместе с документами и сведениями, полученными в рамках налогового контроля, не обязывает регистрирующий орган повторно проводить эти же мероприятия, но уже в рамках пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ.

В этой связи, исследование полученных документов, при отсутствии необходимости проведения дополнительных мероприятий, следует считать исполнением регистрирующим органом обязанностей по проведению проверки, предусмотренных пунктом 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ.

Вместе с тем, неверные выводы суда апелляционной инстанции в указанной части не привели к принятию неправильного решения, поскольку основания для внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о руководителе общества, у регистрирующего органа отсутствовали.

Следовательно, поскольку данная запись не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, она обоснованно признана судом апелляционной инстанции недействительной.

2.4. Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суды заключили, что у регистрирующего органа отсутствовали достаточные правовые основания для внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о ликвидаторе общества. Суд апелляционной инстанции также отметил, что внесение соответствующей записи в условиях недоказанности номинальности руководителя Общества нарушают права заявителя на добровольную ликвидацию юридического лица в установленном порядке.

По делу N А70-2265/2019 Общество обратилось в Арбитражный суд Тюменской области суд с заявлением к Инспекции об оспаривании действий по внесению записи о недостоверности сведений о ликвидаторе общества, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 30.04.2019 по делу N А70-2265/2019 заявленные требования общества удовлетворены. Признаны незаконными действия Инспекции по внесению записи о недостоверности сведений о ликвидаторе общества, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности. Суд обязал Инспекцию восстановить нарушенные права общества незамедлительно после вступления решения в законную силу.

Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано 03.10.2017 Инспекцией как юридическое лицо. Единственным участником и руководителем Общества является Т.Е.Ю. Согласно выписке из ЕГРЮЛ Общество состоит на налоговом учете в ИФНС N 3.

07.09.2018 ИФНС N 3 представило в регистрирующий орган заявление заинтересованного лица по форме N Р34002 о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ в отношении Т.Е.Ю. в связи с недостоверностью сведений о нем, как о руководителе - ликвидаторе общества.

В представленном заявлении указано, что в ходе проведения мероприятий налогового контроля по декларациям НДС у налогового органа имеются основания полагать, что организация обладает признаками "фирмы-однодневки", а руководитель является "номинальным".

15.10.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись (ГРН 2187232566893) о недостоверности сведений о ликвидаторе как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества.

Согласно пункту 4.2 статьи 9 Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; проведения осмотра объектов недвижимости; привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Согласно пункту 4.3 статьи 9 Федеральным законом N 129-ФЗ основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 указанной статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таковые основания, условия и способы проведения мероприятия, порядок использования результатов этих мероприятий утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" (далее - Основания).

Пунктом 4 Оснований установлено, что основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.

По правилам пункта 18 Оснований, в случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в указанном реестре сведений, предусмотренных "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 Федеральным законом N 129-ФЗ, регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 6 статьи 11 Федеральным законом N 129-ФЗ, направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. В случае непредставления юридическим лицом таких сведений в срок, установленный пунктом 6 статьи 11 Федеральным законом N 129-ФЗ, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Из материалов дела следует, что 07.09.2018 ИФНС N 3 представило в регистрирующий орган заявление заинтересованного лица по форме N Р34002, в котором указало, что в ходе проведения налогового контроля по декларациям НДС у налогового органа имеются основания полагать, что общество обладает признаками формы "однодневки", руководитель является номинальным.

В рамках проверки поступивших сведений 11.09.2018 по адресу регистрации ликвидатора общества Т.Е.Ю., а также по адресу места нахождения общества регистрирующим органом направлено уведомление о необходимости представления достоверных сведений.

Уведомление, согласно информации сайта Почты России, Т.Е.Ю. не получено.

01.11.2018 Инспекцией в адрес Т.Е.Ю. направлена повестка о вызове на 16.11.2018 для дачи показаний о юридическом лице, которая получена третьим лицом 22.11.2018.

Кроме того, Инспекцией направлено в ИФНС N 8 требование об опросе Тихонова Е.Ю., согласно ответу Т.Е.Ю. фактически проживает в г. Тюмени.

В материалах дела имеется копия протокола допроса Т.Е.Ю. в качестве свидетеля от 16.07.2018, проведенного инспектором ИФНС N 3.

В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на данный протокол, отмечая, что Т.Е.Ю. не ответил на вопросы налогового органа, сославшись на статью 51 Конституции Российской Федерации, что свидетельствует, по мнению Инспекции, о том, что Т.Е.Ю. не обладает информацией о деятельности юридического лица и является номинальным руководителем.

Суд апелляционный инстанции признает указанный довод несостоятельным, так как сама по себе ссылка на положения статьи 51 Конституции Российской Федерации не свидетельствует о том, что Т.Е.Ю. не обладает информацией о деятельности юридического лица и является номинальным руководителем. Указанное обстоятельство в отсутствие иных доказательств не может свидетельствовать о фактической непричастности учредителя/руководителя к деятельности юридического лица.

Из материалов дела также следует, что Т.Е.Ю. от налоговых органов не скрывался, являлся по требованию налогового органа, в том числе давал письменные пояснения.

Доводы инспекции о не нахождении общества по адресу регистрации подлежат отклонению.

В материалы дела обществом представлено письмо от 16.08.2018 N 14 (приложение к отзыву Т.Е.Ю.), согласно которому Инспекции на уведомление от 18.07.2018 N 434 были представлены копии договоров аренды, оплаты, подтверждающие право общества на фактическое нахождение по адресу регистрации.

Кроме того, в материалы дела представлен протокол осмотра объекта недвижимости от 14.12.2018.

В соответствии с указанным протоколом должностным лицом налогового органа производился осмотр местонахождения Общества. Представитель арендодателя Княжева А.В. подтвердила факт заключения с обществом договора аренды сроком на 11 месяцев (договор от 04.09.2018 N 17) с оплатой на весь период аренды. На момент осмотра было установлено отсутствие представителей Общества.

Инспекция полагает, что данный договор аренды заключен для создания видимости финансово-хозяйственной деятельности, однако, регистрирующим не учтены обстоятельства того, что общество находится в стадии ликвидации общества.

Материалами дела подтверждается и регистрирующим органом не оспаривается, что 22.10.2018 Т.Е.Ю. в Инспекцию представлено уведомление по форме N Р15001 о составлении промежуточного ликвидационного баланса общества. Факт личного участия в процедуре ликвидации общества Тихонов Е.Ю. признает.

Более того, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Т.Е.Ю. был опрошен судом, признал факт создания и руководства обществом.

Доводы Инспекции о выборочном получении обществом и третьим лицом почтовой корреспонденции не свидетельствуют о номинальности руководителя общества, не являются безусловным доказательством недостоверности сведений о Т.Е.Ю. как о руководителе юридического лица.

Кроме того, внесение записи о недостоверности сведений о ликвидаторе общества, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, в условиях недоказанности номинальности руководителя общества нарушают права заявителя на добровольную ликвидацию юридического лица в установленном порядке.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно заключил, что оспариваемые записи внесены Инспекцией в отсутствие достаточных правовых оснований.

2.5. Исходя из обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции, арбитражные суды посчитали необоснованными требования заявителя о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ. При этом суд апелляционной инстанции отклонил доводы заявителя, поскольку они направлены на ревизию судебных актов судов общей юрисдикции, что в порядке апелляционного обжалования решения арбитражного суда недопустимо.

По делу N А70-17664/2018 общество обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с требованиями к инспекции о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) под государственным регистрационным номером 2177232062643 от 03.02.2017. Также общество просило обязать регистрирующий орган восстановить положение, существовавшее до нарушения права, путем аннулирования записи ГРН 2177232062643 и внесения в ЕГРЮЛ сведений об единственном участнике общества Л.М.А. с долей в уставном капитала общества в размере 100 процентов.

Решением от 16.01.2019 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-17664/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не соглашаясь с принятым судебным актом, общество и Л.М.А. обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Из материалов дела видно, что общество зарегистрировано 19.06.2014; в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 31.10.2018 участниками общества являются: К.Т.В. (доля в уставном капитале общества, равная 42,5%) и Л.М.А. (доля в уставном капитале общества, равная 57,5%).

Как указывает истец в исковом заявлении, 03.02.2017 регистрирующим органом на основании заявления от 27.01.2017 по форме N Р14001, удостоверенного усиленной квалифицированной электронной подписью временно исполняющей обязанности нотариуса города Екатеринбург В.Л.В. - Ш.М.Р., внесена запись в ЕГРЮЛ под государственным регистрационным номером 2177232062643, которой внесены изменения в сведения о составе участников общества в части принадлежности К.Т.В. вышеуказанной доли в уставном капитале.

В соответствии с письмом Федеральной нотариальной палаты от 12.07.2018 N 344/01-12, по информации, имеющейся в Федеральной нотариальной палате, в электронном журнале временной передачи полномочий отсутствуют сведения об исполнении 27.01.2017, 29.01.2017, 11.02.2017, 15.05.2017 Ш.М.Р. полномочий временно исполняющей обязанности нотариуса г. Екатеринбурга В.Л.В. Вместе с тем, в период с 9 ч 00 мин до 15 ч 00 мин 13.05.2017 Ш.М.Р. была назначена временно исполняющей обязанности нотариуса указанного нотариуса.

На основании пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли (пункт 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ).

Согласно пункту 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом.

При этом Закон N 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, порядок регистрации изменений является заявительным.

Решением от 31.07.2018 Ленинского районного суда города Екатеринбурга по делу N 2-4408/2018, оставленным без изменения апелляционным определением от 14.11.2018 судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда, установлено, что на основании распоряжения от 27.01.2017 N 87 нотариус В.Л.В. передала свои полномочия временно исполняющей обязанности нотариуса Ш.М.Р. на период проверки нотариуса 27.01.2017 на период проверки работы помощника.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в апелляционном определении от 14.11.2018 установила, что доводы о том, что на момент совершения нотариальных действий нотариус В.Л.В. на дату, когда ею были переданы полномочия, фактически присутствовала на рабочем месте, такая причина как "на период проверки работы помощника 27.01.2017" и "на период архивного дня и проверки работы помощника с 10.02.2017 по 11.02.2017" не относится к перечню уважительных причин временного отсутствия нотариуса и временно невозможности исполнения нотариусом своих обязанностей, являются несостоятельными, поскольку в соответствии с выпиской из протокола заседания Правления Нотариальной палаты Свердловской области от 17.07.2015 Перечень уважительных причин дополнен: архивный день, самопроверка или проверка работы помощника, самообразование.

Кроме того, судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда указала на то, что согласно ответу Федеральной нотариальной палаты от 12.07.2018 в электронном журнале временной передачи полномочий отсутствуют сведения об исполнении 27.01.2017 Ш.М.Р. полномочий временно исполняющей обязанности нотариуса г. Екатеринбурга В.Л.В. Вместе с тем, само по себе не внесение указанных сведений в электронный журнал при наличии письменных распоряжений нотариуса В.Л.В. на законность и обоснованность совершения нотариальных действий по существу не влияет.

Исходя из принципа обязательности судебных актов, являются верными выводы суда первой инстанции, положенные в основание разрешения настоящего спора, со ссылкой на вышеизложенные обстоятельства.

Коллегия суда считает необходимым также отметить, что именно решение о государственной регистрации либо решение об отказе в государственной регистрации имеет соответствующие признаки ненормативного акта, которые могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При осуществлении государственной регистрации с нарушениями закона оспариванию должна подлежать не запись о государственной регистрации внесения соответствующих сведений в государственный реестр, а решение о государственной регистрации, которое является документом, принимаемым по результатам проведенной проверки представленных заявителем документов.

Доводы апелляционной жалобы общества суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку они направлены на ревизию решения от 31.07.2018 Ленинского районного суда города Екатеринбурга по делу N 2-4408/2018 и апелляционного определения от 14.11.2018 судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда, что в порядке апелляционного обжалования решения арбитражного суда недопустимо.