Приложение

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 августа 2019 г. N ОГ-Д23-7281

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости), рассмотрев совместно с Росреестром обращение, сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, не уполномочено на ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), рассмотрение документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятие решений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав.

Также обращаем внимание, что вопросы государственной регистрации прав в отношении конкретных объектов недвижимости в соответствии с положением пункта 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) относятся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и решение о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, о приостановлении и (или) отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных документов.

Вместе с тем в рамках имеющейся компетенции полагаем возможным отметить следующее.

Исходя из положений пунктов 1 - 3 статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК), статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК), части 1, пунктов 5, 7 части 2 статьи 14, пункта 3 части 1, части 8 статьи 15, пунктов 3, 5 части 1 статьи 26, статьи 27, части 1 статьи 41, части 1 статьи 58 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), пункта 52, абзаца пятого пункта 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров", по нашему мнению, в случае раздела объекта недвижимости, находящегося в общей долевой собственности, между ее участниками, либо в случае выдела доли участника долевой собственности из общего имущества (далее - Раздел/Выдел), если Раздел/Выдел осуществлены на основании вступившего в законную силу решения суда (далее - Решение суда), с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, образованные в результате Раздела/Выдела, и с заявлениями о государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на "исходный" объект недвижимости должны одновременно обратиться все участники общей долевой собственности (лично, уполномоченные представители, судебный пристав-исполнитель - при уклонении участника (участников) общей долевой собственности от исполнения Решения суда - от имени такого (таких) участника (участников).

При этом отмечаем, что государственному регистратору прав при принятии решения о проведении учетно-регистрационных действий, прежде всего, следует исходить из содержания резолютивной части Решения суда, представленного в качестве документа-основания для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Если резолютивная часть Решения суда не обязывает орган регистрации прав осуществить определенные учетно-регистрационные действия, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на основании такого решения суда осуществляются в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.

При возложении судом в резолютивной части своего решения на орган регистрации прав обязанности осуществить определенные учетно-регистрационные действия и отсутствии в таком Решении суда указания на то, что со всеми заявлениями о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав может обратиться истец (один из участников общей долевой собственности), принимая во внимание положения статей 202 ГПК, 179 АПК (предусматривающих разъяснение судом своего решения в случае его неясности), пункта 218 Административного регламента Росреестра по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2017 г. N 278 (устанавливающего обязанность принятия государственным регистратором прав мер для получения дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав), полагаем необходимым направление государственным регистратором прав в суд, вынесший соответствующее решение, запроса о порядке его исполнения (о том, кто должен представить в орган регистрации прав заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, образованные в результате Раздела/Выдела, поступающие в собственность разных лиц, и заявления о государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на "исходный" объект недвижимости, а также иные документы, необходимые для проведения учетно-регистрационных действий).

Заместитель директора

Департамента недвижимости

Э.У.ГАЛИШИН