Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов.

Приложение 8

О ПРОВЕДЕНИИ

БАНКОМ РОССИИ МОНИТОРИНГА ПРЕДПРИЯТИЙ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ

ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Решения центральных банков по денежно-кредитной политике принимаются с опорой на широкий спектр данных, оценок и суждений. Часть из них описывает текущие тенденции в экономической динамике, часть становится основой для прогноза. Одним из важнейших источников информации об экономической динамике, а также ожиданиях развития реального сектора являются опросы предприятий. Они существенно дополняют данные официальной статистики. Например, оценки предприятиями текущей экономической конъюнктуры представляют собой результат комплексного анализа условий их функционирования, с учетом всего спектра внешних и внутренних факторов. При этом полный аналог такого показателя крайне сложно подобрать в официальной статистике. Кроме того, в рамках опросов предприятия могут предоставлять информацию, содержащую ключевые показатели их финансовой отчетности. Такой набор микроданных по реальному сектору имеет самостоятельную ценность, поскольку позволяет выявить "невидимые" на макроуровне индивидуальные эффекты по целому ряду важнейших направлений анализа (производственная и инвестиционная активность, финансовое положение отраслей и другие). Значимым преимуществом опросных индикаторов является и то, что они, как правило, имеют большую частоту и поступают более оперативно, чем данные официальной статистики, требующие значительного времени на сбор, обработку и досчеты до масштабов всей экономики. Наконец, опросы предприятий зачастую содержат вопросы об ожиданиях изменения экономической конъюнктуры в ближайшей перспективе, что позволяет сформировать согласованную и сопоставимую между периодами картину развития экономики. Важность данных аспектов для поддержки принятия решений по денежно-кредитной политике обусловила интерес центральных банков как развитых стран, так и стран с переходной экономикой к самостоятельному проведению мониторинга предприятий нефинансового сектора.

Международный опыт. Опросы о состоянии экономической конъюнктуры и ожиданиях ее изменения активно проводятся в центральных банках развитых стран с 70 - 80-х годов XX века. Наиболее долгая и богатая история их проведения - в Германии, где к этому инструменту анализа обратились уже в 1949 году. Разработкой первых конъюнктурных опросов немецких предприятий занимался Институт экономических исследований им. Лейбница (Институт IFO, Мюнхен) в тесном взаимодействии с Немецким Бундесбанком. Опыт Германии по проведению конъюнктурных опросов бизнеса и использованию их результатов получил распространение и в других странах. В большинстве из них эту функцию взяли на себя подразделения центральных банков. Например, в центральных банках Франции, Италии, Японии опросы проводятся региональными отделениями. Не столь долгая история, как в европейских странах и Японии, сложилась в ЕАЭС и в том числе в Банке России, где мониторинг предприятий проводится на регулярной основе с 2000-х годов и уже занял свою важную нишу как инструмент поддержки принятия решений.

Методология Банка России. Банк России при проведении мониторинга предприятий, обработке и использовании результатов опросов руководствуется лучшими международными практиками. При ответе на вопросы предприятия дают преимущественно качественную оценку текущих и ожидаемых изменений основных показателей. Исключение составляет финансовая анкета, в которой заполняются данные отчетности. Отдельным важным аспектом проведения опросов является поддержка репрезентативности выборки. Выборка Банка России - одна из многочисленных среди проводимых в России опросов предприятий. Она составляет более 14 тыс. респондентов. Банк России проводит постоянную работу по обеспечению репрезентативности выборки и поддержанию ее необходимого объема. В мониторинге принимают участие предприятия всех основных видов деятельности. Порядка 65% респондентов работают в промышленности, торговле, сфере услуг.

Использование результатов. Одним из значимых аналитических показателей, основанных на результатах мониторинга <1>, является индикатор бизнес-климата (ИБК). Он раскладывается на два субкомпонента: оценки текущей ситуации и ожидания на три месяца. Каждый из них - это комбинация балансов ответов об изменениях объемов производства и спроса. По динамике ИБК можно делать выводы о деловой активности в России в ближайшие месяцы. В работе (Андреев, Кобзев, 2021) показано, что ИБК корреспондирует с ВВП с опережением. Это особенно заметно в кризисные периоды, что позволяет трактовать его не только как альтернативную оценку деловой активности, но и как опережающий индикатор в периоды значимых изменений экономической конъюнктуры. Помимо этого, включение ИБК в модель для прогнозирования и/или наукастинга ВВП позволяет повысить качество прогноза. Структура выборки также позволяет проводить оценку деловой активности в отраслевом разрезе.

--------------------------------

<1> Для интерпретации качественных оценок респондентов используется "баланс ответов". Его изменение к предыдущему месяцу отражает направленность и интенсивность происходящих процессов. Перед использованием в анализе и расчетах ко всем исходным временным рядам мониторинга предприятий применяется процедура сезонной корректировки.

Динамика ИБК в августе указывает на продолжающееся восстановление деловой активности при сохранении ограничений по наращиванию выпуска в отдельных секторах экономики. В августе оценки предприятий относительно бизнес-климата улучшились. ИБК повысился на 0,8 пункта, до 5,4%. Негативное влияние спросовых ограничений и ситуации с пандемией на деловые настроения компаний несколько ослабло.

Помимо анализа тенденций в изменении производства и спроса, важным показателем, основанным на результатах мониторинга, являются ценовые ожидания предприятий. Они позволяют улучшить понимание того, как формируются инфляционные ожидания в экономике, динамика которых транслируется в фактическую инфляцию. В работе (Андреев, Кобзев, 2021) показано, что индикатор ценовых ожиданий предприятий розничной торговли и сферы услуг, как наиболее релевантная метрика для аппроксимации инфляции, является опережающим показателем для ИПЦ. При этом наиболее сильно текущие ценовые ожидания коррелируют с инфляцией в следующем месяце. Включение ценовых ожиданий в модели позволяет улучшить качество анализа и прогноза. Таким образом, индикатор ценовых ожиданий, построенный на основе мониторинга предприятий, несет в себе значимую информацию об изменении цен.

По данным за август, ценовые ожидания предприятий на три месяца практически не изменились, оставаясь существенно выше локальных максимумов 2019 - 2020 годов. Средний ожидаемый темп прироста цен в ближайшие три месяца составил 3,8% в годовом выражении (в августе 2020 года - 1,9%). Основным сдерживающим фактором для ценовых ожиданий стало замедление роста издержек и спроса. Вместе с тем ожидания бизнеса относительно спроса и объемов производства в ближайшие три месяца остаются оптимистичными. Также в качестве основных причин планируемого роста отпускных цен предприятия указывали удорожание моторного топлива. Подробнее о ценовых ожиданиях предприятий в августе см. в информационно-аналитическом комментарии "Инфляционные ожидания и потребительские настроения".

ИНДИКАТОР БИЗНЕС-КЛИМАТА И ЕГО СУБКОМПОНЕНТЫ, БАЛАНС ОТВЕТОВ

(% SA)

Рис. П-8-1

00000079.png

Источники: Банк России, мониторинг предприятий.

ЦЕНОВЫЕ ОЖИДАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, БАЛАНС ОТВЕТОВ

(% SA)

Рис. П-8-2

00000080.png

Источники: Банк России, мониторинг предприятий.