XI. Порядок работы с обращениями граждан и организаций, прием граждан

XI. Порядок работы с обращениями граждан и организаций,

прием граждан

11.1. Министерство в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение индивидуальных и коллективных предложений, заявлений и жалоб граждан и организаций (далее - обращения граждан), а также ходатайств в их поддержку по вопросам сферы деятельности Министерства, порядка исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, поступивших в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме устного личного обращения к должностному лицу во время приема граждан, принимает по ним решение и направляет ответ в установленный срок.

Организация работы по приему, регистрации и контролю исполнения обращений граждан в адрес Министра, заместителей Министра и Министерства осуществляется структурным подразделением центрального аппарата, ответственным за организацию работы с обращениями граждан, и должностными лицами, назначенными руководителями территориальных органов в качестве ответственных за делопроизводство по обращениям граждан (далее - должностные лица, ответственные за делопроизводство по обращениям граждан).

(в ред. Приказов МЧС России от 16.10.2017 N 442, от 22.10.2018 N 465)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обращение, в зависимости от содержания, докладывается Министру, одному из заместителей Министра (в соответствии с распределением обязанностей) или в течение 3 дней со дня регистрации направляется руководителем (заместителем руководителя, уполномоченным лицом) структурного подразделения центрального аппарата, ответственного за организацию работы с обращениями граждан, для рассмотрения и ответа структурным подразделениям, территориальным органам и организациям Министерства, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

(абзац введен Приказом МЧС России от 22.10.2018 N 465; в ред. Приказа МЧС России от 04.08.2021 N 514)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обращение гражданина, поступившее в адрес Министерства, территориального органа или организации Министерства, подлежит обязательной регистрации в течение 3 дней с даты поступления.

(абзац введен Приказом МЧС России от 04.08.2021 N 514)

Положения настоящей главы не распространяются на взаимоотношения граждан и Министерства в процессе реализации Министерством государственных функций и предоставления государственных услуг этим гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, соответствующими административными регламентами, а до их принятия - актами Министерства <10>.

(абзац введен Приказом МЧС России от 04.08.2021 N 514)

--------------------------------

<10> Пункт 12.1 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452.

(сноска введена Приказом МЧС России от 04.08.2021 N 514)

11.2. Делопроизводство по обращениям граждан в центральном аппарате Министерства, территориальных органах и организациях Министерства осуществляется с использованием СЭД, предназначенной для регистрации, учета и хранения обращений граждан, доведения электронных образов обращений граждан, электронных копий обращений граждан и указаний по исполнению обращений граждан до исполнителей, подготовки проектов указаний по исполнению обращений граждан, подготовки и согласования проектов ответов на обращения граждан, контроля исполнения обращений граждан, архивной и справочно-информационной работы.

(в ред. Приказа МЧС России от 22.10.2018 N 465)

(см. текст в предыдущей редакции)

Руководители структурных подразделений, территориальных органов и организаций Министерства несут персональную ответственность за организацию работы с обращениями граждан, их объективное и всестороннее рассмотрение, соблюдение сроков и порядка рассмотрения обращений граждан, систематический анализ обращений граждан в целях выявления и устранения причин, порождающих нарушение прав граждан, и совершенствования работы с обращениями граждан в системе Министерства.

Информация об адресах центрального аппарата Министерства, территориальных органов и организаций Министерства, справочных телефонах, порядке и сроках рассмотрения обращений граждан, месте и времени личного приема граждан соответствующими должностными лицами размещается в сети Интернет на официальных сайтах Министерства, территориальных органов и организаций Министерства (далее - официальный сайт), на информационных стендах, размещенных в зданиях Министерства в местах, доступных для посетителей.

(в ред. Приказа МЧС России от 04.08.2021 N 514)

(см. текст в предыдущей редакции)

При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

11.3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Министерства, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в Министерстве, территориальном органе или организации Министерства в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

(в ред. Приказа МЧС России от 16.10.2017 N 442)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.4. В случае если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

11.5. Министерство при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в случае необходимости может запросить документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

11.6. Обращения граждан, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц Министерства, не могут направляться этим должностным лицам для рассмотрения и (или) ответа.

Обращение, содержащее вопросы по обжалованию приказов (распоряжений) Министерства, направляется для рассмотрения и подготовки ответа в структурное подразделение центрального аппарата, являющееся исполнителем приказа (распоряжения), а также в структурное подразделение центрального аппарата, ответственное за организацию правовой деятельности.

(в ред. Приказа МЧС России от 04.08.2021 N 514)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обращения граждан рассматриваются в Министерстве в течение 30 дней с даты их регистрации. При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен Министром либо уполномоченным должностным лицом, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

11.7. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение 7 дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

11.8. Ответ на обращение гражданина готовится ответственным исполнителем, подписывается Министром, заместителем Министра, руководителем (заместителем руководителя) структурного подразделения центрального аппарата, руководителем (заместителем руководителя) территориального органа либо организации Министерства или уполномоченным лицом <11>. Перечень лиц, уполномоченных на подписание ответов на обращения граждан, определяется Министром.

(в ред. Приказа МЧС России от 04.08.2021 N 514)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<11> Часть 3 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060).

(сноска введена Приказом МЧС России от 04.08.2021 N 514)

При одновременном поступлении основного обращения и его дубликата либо поступления дубликата до окончания рассмотрения основного обращения заявителю дается единый ответ.

Если дубликат поступил после окончания рассмотрения основного обращения, то заявителю направляется ответ со ссылкой на дату и исходящий номер отправленного ответа на основное обращение. Копия ответа направляется в случае прямого указания заявителя о его неполучении.

11.9. При поступлении в установленном порядке запроса из государственного органа, органа местного самоуправления или от должностного лица, рассматривающих обращение, структурные подразделения, территориальные органы и организации Министерства обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

11.10. В случае получения письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, руководители структурных подразделений, территориальных органов и организаций Министерства или лица, замещающие их в установленном порядке, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

(в ред. Приказов МЧС России от 16.10.2017 N 442, от 22.10.2018 N 465)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.11. В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

11.12. В случае если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, Министр, заместители Министра, руководители территориальных органов и организаций Министерства или лица, замещающие их в установленном порядке, а также уполномоченные Министром лица <12> вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

(в ред. Приказа МЧС России от 04.08.2021 N 514)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<12> Часть 5 статьи 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

(сноска введена Приказом МЧС России от 04.08.2021 N 514)

11.13. В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

11.14. Руководители структурных подразделений, территориальных органов и организаций Министерства обеспечивают учет и анализ вопросов, содержащихся в обращениях граждан и организаций, и ежеквартально представляют в структурное подразделение центрального аппарата, ответственное за организацию работы с обращениями граждан, следующие данные:

(в ред. Приказов МЧС России от 16.10.2017 N 442, от 22.10.2018 N 465)

(см. текст в предыдущей редакции)

о количестве и характере рассмотренных обращений граждан;

о количестве и характере рассмотренных обращений организаций;

о количестве и характере решений, принятых по обращениям граждан в пределах своих полномочий;

о количестве и характере судебных споров с гражданами, а также сведения о принятых по ним судебных решениях;

о количестве и характере судебных споров с организациями, а также сведения о принятых по ним судебных решениях;

о количестве принятых на личном приеме граждан.

11.15. Структурное подразделение центрального аппарата, ответственное за организацию работы с обращениями граждан, обобщает результаты анализа обращений граждан по итогам года и представляет проект соответствующего доклада Министру.

(в ред. Приказов МЧС России от 16.10.2017 N 442, от 22.10.2018 N 465)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.16. Для приема обращений граждан в форме электронных сообщений (далее - интернет-обращение) используется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителями реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для ответов. В случае, если указанные реквизиты не заполнены, заявители автоматически информируются о невозможности принять их обращения. Адрес электронной почты автора и электронная подпись являются дополнительной информацией <13>.

(в ред. Приказа МЧС России от 04.08.2021 N 514)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<13> Пункт 12.9 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452.

(сноска введена Приказом МЧС России от 04.08.2021 N 514)

В случае если в интернет-обращении заявителем указан адрес электронной почты, по этому адресу направляется уведомление о приеме обращения или об отказе в рассмотрении (с обоснованием причин отказа), после чего дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением.

(в ред. Приказа МЧС России от 04.08.2021 N 514)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.17. Основанием для отказа в рассмотрении интернет-обращения может являться:

а) указание автором недействительных сведений о себе и/или адреса для ответа;

б) поступление дубликата уже принятого электронного сообщения;

в) некорректность содержания электронного сообщения;

г) невозможность рассмотрения обращения без необходимых документов и личной подписи (в отношении обращений, для которых установлен специальный порядок рассмотрения).

11.18. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в центральный аппарат, территориальный орган либо организацию Министерства в форме электронного документа, и в письменной форме - по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в центральный аппарат, территориальный орган либо организацию Министерства в письменной форме <14>.

(п. 11.18 в ред. Приказа МЧС России от 04.08.2021 N 514)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<14> Часть 4 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

(сноска введена Приказом МЧС России от 04.08.2021 N 514)

11.19. Личный прием граждан проводится:

(в ред. Приказа МЧС России от 04.08.2021 N 514)

(см. текст в предыдущей редакции)

в центральном аппарате Министерства - Министром, заместителями Министра, руководителями структурных подразделений и их заместителями, а также уполномоченными Министром лицами <15>;

(в ред. Приказа МЧС России от 04.08.2021 N 514)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<15> Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

(сноска введена Приказом МЧС России от 04.08.2021 N 514)

в территориальных органах Министерства - начальниками территориальных органов и их заместителями, а также уполномоченными руководителями территориальных органов Министерства лицами;

(в ред. Приказа МЧС России от 04.08.2021 N 514)

(см. текст в предыдущей редакции)

в организациях Министерства - руководителями организаций и их заместителями, а также уполномоченными руководителями организаций Министерства лицами.

(в ред. Приказа МЧС России от 04.08.2021 N 514)

(см. текст в предыдущей редакции)

Организация приема граждан руководством Министерства обеспечивается структурным подразделением центрального аппарата, ответственным за организацию работы с обращениями граждан.

(в ред. Приказов МЧС России от 16.10.2017 N 442, от 22.10.2018 N 465)

(см. текст в предыдущей редакции)

Организация приема граждан руководителями структурных подразделений и их заместителями возлагается на специально назначенных должностных лиц этих подразделений.

11.20. Личный прием граждан Министром - членом Правительства осуществляется в помещении Приемной Правительства согласно графику, утвержденному в соответствии с Регламентом Правительства.

Личный прием граждан заместителями Министра, руководителями структурных подразделений и их заместителями, руководителями территориальных органов и организаций Министерства и их заместителями, а также уполномоченными лицами осуществляется в соответствии с графиком приема граждан, утвержденным Министром, руководителями территориальных органов и организаций Министерства соответственно.

(в ред. Приказа МЧС России от 04.08.2021 N 514)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.21. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

11.22. При невозможности решить поставленные вопросы во время приема от граждан принимается письменное обращение, которое после регистрации направляется на рассмотрение в соответствующие структурные подразделения.

Если поставленные на приеме вопросы не входят в компетенцию Министерства, гражданину разъясняется его право и порядок обращения в соответствующие органы государственной власти.