Минфином России утверждены Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Совершенствование налогового администрирования

1. Предоставление права налоговым органам применять предварительные обеспечительные меры для борьбы со схемами сокрытия недобросовестными плательщиками своего имущества и вывода активов. В связи с тем, что с момента начала налоговой проверки (окончания проведения камеральной налоговой проверки) до вынесения по ее итогам решения проходит достаточно долгий период времени, недобросовестные плательщики успевают скрыть свое имущество, уклоняясь тем самым от уплаты обязательных платежей. Чтобы пресечь использование подобных схем планируется ввести механизм обеспечения залогом неуплаченных обязательных платежей, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации, с момента принятия решения о проведении выездной налоговой проверки (по итогам проведенной камеральной налоговой проверки). При этом подобное решение будет ограничено суммой, рассчитанной как разница между совокупной суммой налогов, сборов, страховых взносов, рассчитанных исходя из среднеотраслевой налоговой нагрузки и совокупной суммой налогов, сборов, страховых взносов, уплаченных плательщиком за период, проверяемый в рамках налоговой проверки.

2. Для противодействия практике уклонения от уплаты налогов посредством применения схем расчетов с дебиторами, минуя собственные расчетные счета, по которым налоговыми органами вынесены решения о приостановлении операций, предлагается реализовать ряд следующих мер:

- введение порядка обращения взыскания задолженности организаций и индивидуальных предпринимателей по обязательным платежам, регулируемым Налоговым кодексом Российской Федерации, на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах в банках дебиторов плательщиков-должников. Такое решение будет выноситься при условии подтверждения дебиторской задолженности как должником, так и соответствующими дебиторами. Предполагается, что такое решение о взыскании будет исполняться дебитором добровольно путем перечисления денежных средств на указанный в этом решении счет налогоплательщика-должника, чтобы избежать последующего принудительного взыскания соответствующей задолженности судебными приставами-исполнителями, как это предусмотрено действующим законодательством;

- расширение применения ответственности, предусмотренной статьей 125 Налогового кодекса Российской Федерации, за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом при принятии налоговым органом обеспечительных мер в соответствии с пунктом 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении дебиторской задолженности.

3. Совершенствование порядка применения обеспечительной меры по взысканию обязательных платежей, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации, в виде приостановления операций по банковским счетам плательщика-должника. Правоприменительная практика показала, что при наличии у плательщика единственного банковского счета и при условии оперативного получения налоговым органом информации о достаточности остатка средств на этом счете для погашения задолженности не требуется применять приостановление операций по нему. В связи с чем представляется возможным смягчить условия и исключить действующее ограничение по открытию новых банковских счетов при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам плательщика, распространив на вновь открытые им счета обеспечительную меру в виде приостановления операций по ним.

4. Предоставление налоговым органам прав:

- на частичную отмену (замену) принятой налоговым органом обеспечительной меры, в случае частичного исполнения плательщиком решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения (частичного исполнения лицом решения о взыскании обязательных платежей, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации), его частичной отмены в досудебном или судебном порядке;

- применения обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества без согласия налогового органа и приостановления операций по счетам в банке налоговым органом в соответствии с установленной последовательностью их применения исходя из фактического наличия имущества плательщика, с учетом имеющейся у налогового органа информации.

5. Совершенствование положений Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации полномочий налоговых органов, с учетом экстерриториального принципа. В том числе исключение указаний на конкретные налоговые органы при регулировании порядка взыскания обязательных платежей, истребования документов (информации), что необходимо для оптимизации рабочих процессов налоговых органов.

6. Совершенствование порядка учета организаций и физических лиц в налоговых органах в связи с развитием уровня информатизации и автоматизации процессов в этой сфере. В частности, предлагается расширить способы подачи заявления о постановке на учет в налоговые органы и унифицировать документы, подтверждающие постановку на учет.

7. Совершенствование порядка досудебного урегулирования налоговых споров в части упрощения и расширения его действия на неохваченные им споры имущественного характера.

8. Совершенствование института налоговой тайны, включая введение возможности передавать сведения, составляющие налоговую тайну, иному лицу по заявлению плательщика - собственника таких сведений.

9. Внедрение института электронной банковской гарантии, которая будет поступать в налоговые органы непосредственно от гарантов (банков) для повышения доступности и безопасности использования банковских гарантий, в том числе при возмещении налога на добавленную стоимость (освобождении от уплаты акцизов) в заявительном порядке. Такой механизм позволит обеспечить быструю и прозрачную логистику, сократить временные и финансовые затраты налогоплательщиков.

10. Автоматическое предоставление физическим лицам, имеющим личный кабинет заявителя на едином портале государственных и муниципальных услуг, доступа к личному кабинету налогоплательщика. Это позволит упростить взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков.