V. Основные направления государственной поддержки развития креативных (творческих) индустрий и креативного (творческого) предпринимательства

V. Основные направления государственной поддержки

развития креативных (творческих) индустрий и креативного

(творческого) предпринимательства

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Основой всех механизмов государственной поддержки развития креативных (творческих) индустрий является закрепление в законодательстве Российской Федерации понятий, необходимых для развития института креативных (творческих) индустрий и креативного (творческого) предпринимательства.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для ускоренного формирования креативного (творческого) предпринимательства на базе имеющихся учреждений культуры целесообразно закрепить право таких учреждений на создание малых инновационных предприятий по аналогии с механизмом создания таких предприятий в сферах образования и науки.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Это позволит усилить роль существующих учреждений культуры для развития новой креативной (творческой) предпринимательской деятельности, при этом не подменяя ее, а также снизить нагрузку на бюджетную систему.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственная поддержка развития креативных (творческих) индустрий и креативного (творческого) предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

создание территориальной инфраструктуры креативного (творческого) предпринимательства как общего назначения, включая социальную, так и специальной (профессиональной) инфраструктуры, ориентированной на конкретные виды творческой и (или) предпринимательской деятельности;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

развитие системы знаний и компетенций как творческого, так и предпринимательского характера, включая приглашение специалистов как из России, так и из-за рубежа, для передачи неформализованных знаний и навыков;

формирование системы информационного обеспечения, включающей в том числе возможность коммерческого и некоммерческого использования элементов историко-культурного, нематериального наследия;

формирование финансовой инфраструктуры, ориентированной на различные стадии зрелости креативного (творческого) предпринимательства, включая "посевную стадию" (малые гранты), стадию обеспечения устойчивости (венчурную) и стадию масштабирования (выхода на новые рынки);

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

проработка предложений по уточнению механизмов налогообложения, в том числе совместно с субъектами Российской Федерации, по региональным и местным налогам и налогового администрирования с учетом специфики креативного (творческого) предпринимательства в части создания, распространения продуктов с высокой долей творческого труда, создания специализированной инфраструктуры;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

развитие системы сервисного обеспечения правовой охраны сделок с интеллектуальными правами и защиты прав результатов интеллектуальной деятельности в онлайн- и офлайн-средах, иных необходимых правовых и финансовых услуг;

создание экосистем, привлекательных для концентрации талантов, реализации амбициозных общественно-государственных проектов, требующих активной коммуникации и взаимодействия различных людей, территорий, институтов;

развитие экспортной инфраструктуры - сервисное сопровождение экспансии товаров и услуг, содействие экспорту интеллектуальных прав на глобальные рынки.

Создание территориальной инфраструктуры осуществляется посредством реализации в формате государственно-частного партнерства проектов реновации существующих городских жилых районов, скоординированного планирования и развития зеленых насаждений, образующих в том числе рекреационные зоны крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций, а также развитие локальных мультимодальных транспортных систем.

Специализированная (профессиональная) инфраструктура для креативного (творческого) предпринимательства формируется за счет:

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

содействия выводу крупных устаревших промышленных предприятий, находящихся в историческом фонде, из центральных частей городов и переводу освободившихся объектов в статус креативных кластеров как определенного типа (кино, анимация, архитектура, дизайн и т.д.), так и кросс-дисциплинарных;

содействия построению полных цепочек создания и дистрибуции товаров и услуг с высокой долей творческого труда;

оснащения специальных объектов современным, в том числе высокотехнологичным, оборудованием (съемочных и (или) выставочных павильонов, звукозаписывающих студий, дата-центров, помещений для деловой коммуникации и образования), получающих статус центров коллективного пользования;

обеспечения полноценного доступа к цифровой инфраструктуре, соответствующей специфическим потребностям креативных секторов (сервисы в сфере интеллектуальной собственности, платформы монетизации творческих продуктов, краудинвестинговые платформы, сервисы консультационной, в том числе правовой и бухгалтерской, поддержки стартапов в соответствующей сфере предпринимательства).

Соответствующая инфраструктура должна включать специализированные центры, решающие логистические, продюсерские и дистрибьюторские задачи, задачи управления коллективными товарными знаками, брендами территорий, включая наименования мест происхождения товаров и географические указания, информационно-рекламную поддержку.

При формировании территориальной инфраструктуры целесообразно предусмотреть инклюзивную среду и специализированные решения для творческой самореализации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Система развития знаний и компетенций как творческих, так и предпринимательских, включает:

развитие креативности, творческого мышления как навыка, а также знакомство с практиками креативных (творческих) индустрий в рамках основных общеобразовательных программ и (или) дополнительных общеобразовательных программ;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

внедрение практикоориентированных курсов по созданию и (или) продюсированию творческих продуктов, осуществлению предпринимательской деятельности в образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования, расширение перечня таких образовательных программ и увеличение контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям, направлениям подготовки и научным специальностям в сфере креативных (творческих) индустрий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

увеличение объемов повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей в сфере креативных (творческих) индустрий, а также инклюзивного трека и доступной образовательной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

внедрение общественно-профессиональной аккредитации дополнительных профессиональных программ для преподавателей среднего профессионального образования и педагогов дополнительного образования детей в сфере культуры и креативных (творческих) индустрий, формирование реестра таких программ;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

содействие прохождению преподавателями в сфере креативных (творческих) индустрий раз в 3 года стажировок в ведущих креативных компаниях;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

реализацию просветительских и образовательных проектов по основам предпринимательства, в том числе навыкам защиты и коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности;

субсидирование приглашения специалистов-практиков как из Российской Федерации, так и из-за рубежа для участия в креативных (творческих) предпринимательских проектах, в том числе для непосредственной передачи актуальных навыков и знаний, необходимых для работы на глобальном рынке;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

субсидирование "креативных стажировок" - программ, по которым молодые специалисты проходят стажировку и (или) практику в успешных российских и зарубежных организациях, инфраструктурных площадках сектора креативной экономики, а также в специализированных образовательных организациях и у конкретных мастеров-наставников;

создание креативных (творческих) инкубаторов на базе как творческих, так и иных профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Система информационного обеспечения, включающая возможность коммерческого и некоммерческого использования элементов историко-культурного, нематериального наследия, формируется за счет создания цифровых копий широкого круга архивных, музейных коллекций, объектов нематериального наследия и закрепления прав на такие цифровые копии за хранителями соответствующих ценностей, а также их использования для создания современных товаров и услуг.

Финансовая инфраструктура образуется региональными и федеральными фондами и институтами развития. "Бесшовная" поддержка креативного (творческого) предпринимательства и безбарьерный переход между различными источниками поддержки обеспечивается за счет общей системы критериев отнесения к креативному (творческому) предпринимательству (вне зависимости от той или иной индустрии) и коллективного договора о взаимном признании экспертизы и оценки эффективности проекта на предыдущей стадии.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Особенностью финансовой инфраструктуры, ориентированной на креативные секторы, должна стать интеграция финансовых организаций, частных инвесторов и региональных органов власти для разработки новых моделей инвестирования и инвестиционных продуктов (специальные инвестиционные фонды, краудфандинг и краудинвестинг, опционные модели и т.д.).

Кроме того, необходимо обеспечить информационный обмен между креативным (творческим) предпринимательством и инвесторами (например, создание питчинг-площадок креативных стартапов и развивающегося бизнеса).

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Стадию масштабирования креативного (творческого) предпринимательства обеспечивает институт залога исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Для его реализации необходимы:

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

внесение изменений в законодательство Российской Федерации, определяющих механизмы регистрации такого залога;

проработка вопроса, предусматривающего уточнение положений нормативных и методических документов, позволяющее банкам гибко оценивать качество залога интеллектуальных прав;

создание государственных, в том числе региональных гарантийных фондов, обеспечивающих резервы на покрытие возможных рисков невозврата кредитов.

Необходимым элементом финансовой инфраструктуры является поддержка саморегулируемых организаций, вырабатывающих стандарты работы креативных (творческих) индустрий, системы обеспечения качества и оценки стоимости креативных (творческих) товаров, услуг, а также интеллектуальных прав.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Поддержка креативного (творческого) предпринимательства предполагает работу в следующих направлениях:

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

регулирование сделок с интеллектуальными правами для креативных (творческих) индустрий на основе подходов, апробированных в отдельных отраслях (кинопроизводстве, разработке программного обеспечения, изобретательстве);

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

выплаты "справедливых вознаграждений" (компенсационных вознаграждений) авторам, включая изобретателей;

содействие экспорту интеллектуальной собственности при условии несения экспортером затрат на надлежащую правовую охрану в странах экспорта;

стимулирование внебюджетных инвестиций, в том числе через краудинвестинговые платформы в креативные (творческие) индустрии и снижение их зависимости от бюджетной поддержки.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Система сервисного обеспечения охраны прав интеллектуальной деятельности и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности может развиваться за счет реализации проектов в форме государственно-частного партнерства, в том числе на базе информационно-телекоммуникационной инфраструктуры управления правами на результаты творческой деятельности, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 378 "О создании Общероссийской общественно-государственной организации "Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2021 г. N 1644 "Об Общероссийской общественно-государственной организации "Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности".

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

В качестве ключевых сервисов различными компаниями развиваются и предоставляются сервисы депонирования, фиксации авторских и смежных прав, цифровые сервисы по защите и охране прав на результаты интеллектуальной деятельности на территории Евразийского экономического союза и в других странах, сервисы формирования "портфелей прав", сделок с ними, включая коммерческую концессию, франчайзинг.

Списки лицензиатов используются для проактивного удаления и (или) блокировки нелегального контента и сведений о промышленных товарах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с участием операторов поисковых систем, органов судебной власти и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Аналогичные сервисы строятся для товарных рынков с участием Федеральной таможенной службы, Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Для случаев, когда управление интеллектуальными правами затруднено или когда оценить потенциал дохода продукта на стадии формирования творческого результата, лежащего в его основе, невозможно, расширяются механизмы "справедливых вознаграждений" - поощрительных стимулирующих выплат авторам, создателям наиболее востребованных произведений и иных результатов.

Формирование экосистем для концентрации талантов осуществляется посредством реализации амбициозных сетевых общественно-государственных проектов в следующих направлениях:

архитектура, современное градостроительство и "умный" город (поселок);

цифровые продукты и технологии для получения нового культурного опыта - путешествий, доступа к музейным коллекциям, выставкам, архитектурным и ландшафтным памятникам как в режиме виртуальной, так и дополненной реальности (задача - сбалансировать рынки услуг, доступные в реальной среде, а также виртуальной и дополненной реальности для обеспечения устойчивости креативной экономики в ситуациях, аналогичных локдауну 2020 года);

разработки "человекоцентричных" продуктов - функционального питания (гастрономия, "дизайн еды"), современной одежды, средств мониторинга здоровья и здоровьесбережения, медиаконтента и развлечений, включая разнообразные события и фестивали.

Соответствующие проекты реализуются посредством сочетания креативного (творческого) и технологического предпринимательства в симбиозе с реализацией Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и Национальной технологической инициативы.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сервисное сопровождение экспансии товаров и услуг, экспорта интеллектуальных прав на глобальном рынке создается в рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт" и включает:

поддержку участия в профессиональных выставках и международных конкурсах, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;

содействие в охране и защите интеллектуальных прав на зарубежных рынках, распространении (дистрибуции) продуктов на международных и зарубежных платформах;

содействие международному франчайзингу, образованию экспортных консорциумов;

взаимодействие с деловыми акселераторами и объединениями, международным инвестиционным сообществом.

Перечисленные меры могут применяться как к широкому кругу креативных (творческих) индустрий и креативного (творческого) предпринимательства, так и адресно с учетом следующих критериев:

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

определенной группы креативных (творческих) индустрий с учетом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД);

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

видов результатов интеллектуальной деятельности, которые используются при создании продукта (товара, услуги);

определенной стадии развития бизнеса в соответствии с международной классификацией стадий бизнеса GEM;

конкретного социального портрета предпринимателя (социальное, женское, молодежное предпринимательство и пр.).