III. Проблемы и барьеры развития креативных (творческих) индустрий

III. Проблемы и барьеры развития креативных

(творческих) индустрий

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Понятие креативных (творческих) индустрий непосредственно связано с региональной и национальной спецификой, отличается от страны к стране, универсального прикладного понимания креативных (творческих) индустрий в мире не существует. В результате простые, очевидные и сквозные для всех отраслей экономики критерии распознавания компаний, которые относятся к сектору креативной экономики, отсутствуют.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Меры государственной поддержки (малого и среднего бизнеса, промышленности, экспорта) сформированы для приоритетных отраслей индустриальной экономики и не учитывают специфику развития креативных (творческих) индустрий.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

В частности, на всех уровнях государственной власти стимулируется приобретение основных средств и оборудования (субсидируются процентные ставки и пр.), но не субсидируется оплата труда, что составляет основу затрат сектора креативной экономики. Создание экосистем поддержки инноваций при всей схожести ориентировано исключительно на технологические проекты (IT-сектор, медицина, фармацевтика, энергетический кластер и пр.).

Федеральные, региональные и муниципальные программы, за счет которых возможна поддержка, разрознены и не скоординированы. Ведомственный характер финансовых инструментов приводит к тому, что большинство перспективных компаний, создающих продукты на стыке культуры, цифровых технологий, промышленности, оказываются "вне контура" внимания государства.

Налоговое законодательство Российской Федерации и система налогового администрирования не в полной мере учитывают специфику креативного (творческого) предпринимательства - особые механизмы поощрения авторов, а также то, что оборот интеллектуальных прав на стадии создания товара и (или) услуги не создает добавленной стоимости, а монетизация результатов творческого труда происходит, как правило, в момент потребления конечного продукта.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Креативные (творческие) индустрии сталкиваются с невозможностью однозначно определить оптимальный режим налогообложения создаваемых продуктов и услуг, у предпринимателей возрастают риски переквалификации сделок, административных штрафов и других санкций.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Креативные (творческие) индустрии критически зависят от защищенности и эффективности управления интеллектуальной собственностью. Однако существующие режимы оборота интеллектуальных прав, государственной регистрации сделок с такими правами и механизмы их защиты не позволяют многократно увеличить количество оборачиваемых результатов.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Недостаточно развиты современные инструменты контрактации и заключения лицензионных договоров, механизмы отслеживания нарушений исключительных прав как в онлайн (незаконное использование товарных знаков, распространение копий авторских моделей одежды или цифрового контента), так и в офлайн ("материальный" контрафакт и ввоз продукции, нарушающей интеллектуальные права российских компаний, с других территорий). Недостаточно развита судебная практика в части использования доказательной базы, особенно в цифровой среде, объективного и обоснованного определения размера ущерба.

Инфраструктура для развития креативного (творческого) предпринимательства и формирования устойчивых креативных (творческих) индустрий в регионах недостаточно развита. Креативные кластеры, несмотря на высокие риски этого вида предпринимательства, ставятся в один ряд с бизнес- и торговыми центрами.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Объем средств, как грантовых, так и возвратных (венчурных, инвестиционных) недостаточен для ускоренного развития креативного (творческого) предпринимательства. По данным рейтинга банков за 2018 год и Бюллетеня о текущих экономических тенденциях российской экономики N 43, инвестиции в создание нематериальных активов за счет кредитов банков не превышают 0,05 процента. Основным источником квазиинвестиций в развитие креативного (творческого) предпринимательства и поддержки креативных (творческих) индустрий по-прежнему остаются государственные программы, однако их доля в общем потоке инвестиций в экономику составляет не более 0,1 процента (23,4 и 26,8 млрд. рублей в 2018 году и 2019 году соответственно).

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Регионы и города Российской Федерации крайне неравномерно включены в процесс развития креативных (творческих) индустрий и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, зачастую конкурируют между собой вместо развития уникальной специализации и кооперации с учетом сильных сторон друг друга, а подавляющая наблюдаемая статистикой часть результатов интеллектуальной деятельности создается в г. Москве.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Крайняя степень неравномерности в оформлении прав на результаты интеллектуальной деятельности и извлечения коммерческого эффекта ведет к негативным последствиям - переезду людей в столичные регионы, расслоению и угрозе потери единого культурно-образовательного пространства, утраты возможностей экономического развития ряда территорий.

Глобальный характер сектора креативной экономики имеет в качестве оборотной стороны масштабный характер конкуренции за творческие и (или) предпринимательские кадры. Недостаточное внимание развитию и усилению присутствия российских товаров и услуг с высокой долей творческой, интеллектуальной составляющей на глобальных рынках создает риски оттока капитала и наиболее талантливой мобильной молодежи.

Креативные (творческие) индустрии в России не обеспечивают в полной мере потребности внутреннего рынка, чья емкость превышает возможности отечественных креативных (творческих) индустрий. Дефицит предложения покрывается за счет импорта, который незначительно сократился с 2015 года преимущественно за счет неблагоприятного изменения курса валют.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Значительные расстояния и рассредоточенность людей, обладающих необходимыми творческими, исследовательскими, инженерными и предпринимательскими компетенциями, препятствуют созданию целостного, устойчивого и успешного бизнеса (необходимая "критическая масса" специалистов во многих регионах отсутствует).

Этот же вызов создает препятствия для распространения успешного опыта и практик по всей территории страны - расширению рынка культурных практик, технологическому трансферу.