Указание Генпрокуратуры России от 04.08.2021 N 432/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере лесопользования"

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

от 4 августа 2021 г. N 432/7

ОБ УСИЛЕНИИ

ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В СФЕРЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ

В целях обеспечения надлежащей организации органами прокуратуры Российской Федерации надзора за исполнением лесного законодательства, противодействия незаконным рубкам древесины и с учетом актуальных проблем в лесной отрасли, руководствуясь частью 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:

1. Начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненных к ним территориальных, специализированных прокуроров в пределах установленной компетенции с учетом общественной опасности и массовых нарушений законодательства в сфере лесопользования:

1.1. Считать данное направление одним из приоритетных, первостепенное значение придавать пресечению незаконного использования лесных ресурсов, охране лесов от пожаров.

Обеспечить эффективное взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами, в том числе в рамках деятельности межведомственных рабочих групп и следственно-оперативных групп по борьбе с преступностью в лесной сфере.

В ходе планирования надзорной деятельности использовать акты контролирующих органов об итогах проверок органов и организаций лесного хозяйства, лесопользователей и лиц, осуществляющих реализацию лесных ресурсов, уделяя особое внимание вопросам полноты исполнения требований предписаний об устранении нарушений, реализации полномочий по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, своевременного расчета и возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

Систематически изучать материалы проводимых органами финансового контроля ревизий с целью выявления нарушений и преступлений при расходовании бюджетных средств, выделенных на реализацию государственных программ, федеральных проектов в области лесного хозяйства.

Давать принципиальную оценку случаям попустительства должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления и их содействия уничтожению лесных насаждений, совершению незаконных рубок и других преступлений. При выявлении фактов необоснованного неиспользования ими предоставленных полномочий ставить вопрос об их ответственности вплоть до освобождения от занимаемых должностей, а также об уголовном преследовании лиц, допустивших нарушения закона.

Незамедлительно информировать Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главную военную прокуратуру о нарушениях лесного законодательства, причинивших существенный экологический и экономический ущерб лесам.

1.2. Усилить надзор за исполнением органами государственной власти и органами местного самоуправления законов при распоряжении лесными участками, организации работы по защите имущественных прав публично-правовых образований на них.

В обязательном порядке оценивать деятельность хозяйствующих субъектов, использующих леса и участвующих в обороте древесины. Мерами прокурорского реагирования пресекать незаконные рубки лесных насаждений, совершаемые с использованием разрешительной документации (в том числе неправомерно выданной) и при участии должностных лиц органов лесного хозяйства, учитывая, что такие действия связаны с отступлениями от породного состава и возраста лесных насаждений, объемов допустимого изъятия древесины, отсутствием актуальных материалов таксации лесов, несоблюдением процедуры предоставления лесов в аренду (пользование).

В случаях бездействия уполномоченных органов власти мерами прокурорского реагирования добиваться, в том числе в судебном порядке, пресечения нелегального использования лесных ресурсов, возмещения ущерба виновными лицами, а также арендаторами лесных участков, допустившими в их пределах совершение незаконных рубок неустановленными лицами.

Особое внимание уделять вопросам обоснованности заготовки древесины в защитных лесах и лесах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий.

С учетом результатов анализа состояния законности на поднадзорной территории, в целях недопущения легализации незаконно заготовленной древесины совместно с представителями органов государственной власти и правоохранительных органов в наиболее проблемных районах проводить выездные проверки мест рубок лесных насаждений, а также пунктов приема, переработки и отгрузки древесины.

Для выявления и пресечения правонарушений и преступлений использовать возможности современных технических средств и информационных систем (в том числе сведения, полученные с помощью беспилотных летательных аппаратов, аэрофотосъемки, космического мониторинга и др.).

1.3. Взять под контроль состояние законности при реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Оценивать полноту проведения заинтересованными органами выездных проверок, взимания платежей, своевременность направления предписаний инвесторам, а также достоверность предоставляемой хозяйствующими субъектами отчетной документации, соблюдение ими этапов производства работ, правомерность заготовки древесины.

1.4. Организовать постоянный мониторинг исполнения законов органами лесного хозяйства и специализированными организациями, участвующими в назначении и проведении санитарно-оздоровительных мероприятий.

Своевременно выявлять и пресекать случаи внесения недостоверных сведений в акты лесопатологического обследования, увеличения объемов санитарных рубок лесных насаждений, не являющихся погибшими и поврежденными.

1.5. На системной основе проверять организацию и выполнение уполномоченными органами лесного хозяйства мероприятий по воспроизводству лесов.

Мерами прокурорского реагирования добиваться повышения качества мероприятий по лесовосстановлению, формированию страховых фондов семян.

1.6. Обеспечить профилактическую направленность прокурорского надзора в сфере охраны лесов от пожаров, решительно и своевременно пресекать факты неготовности регионов к пожароопасному периоду, отсутствия достаточных сил и средств тушения лесных пожаров, формирования недостоверной документации и статистической отчетности об их количестве, о площади, причинах возникновения и размере причиненного ущерба.

В пожароопасный период еженедельно анализировать и обобщать состояние законности и прокурорского надзора в сфере охраны лесов от пожаров, оперативно реагировать на факты ненадлежащего осуществления надзора на данном направлении нижестоящими прокурорами.

Усилить надзор за исполнением законодательства о пожарной безопасности в лесах органами управления особо охраняемыми природными территориями.

При выявлении случаев неготовности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к осуществлению противопожарных мероприятий использовать весь комплекс мер прокурорского реагирования, включая направление в суды заявлений о признании незаконными решений, действий (бездействия) должностных лиц.

Незамедлительно направлять в следственные органы материалы о фактах халатного отношения должностных лиц к исполнению обязанностей по предотвращению и ликвидации природных пожаров.

1.7. В целях противодействия коррупционным преступлениям в указанной сфере обеспечить:

оценку выявляемых нарушений федерального законодательства на предмет наличия коррупционной составляющей, в том числе проверку соблюдения установленных законодательством для должностных лиц органов контроля (надзора) запретов и ограничений в целях противодействия коррупции;

принятие мер к установлению и пресечению фактов возможного конфликта интересов в действиях указанных лиц, их аффилированности с хозяйствующими субъектами, в том числе при использовании бюджетных средств, проведении закупок для государственных и муниципальных нужд;

при наличии оснований инициировать процедуры контроля за расходами должностных лиц, осуществляющих управленческие и контрольные функции в лесной сфере;

проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, регулирующих вопросы в области лесных отношений, и их проектов, пресекая случаи их принятия за пределами предоставленных законом полномочий;

проверку исполнения в организациях лесного комплекса требований статей 12 и 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" при трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих, а также при разработке и принятии мер по предупреждению коррупции;

ежеквартальное изучение прокурорами дел оперативного учета (иных оперативно-служебных материалов), заведенных с целью выявления, пресечения и раскрытия коррупционных преступлений рассматриваемой категории;

регулярное заслушивание в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах уголовных дел о коррупционных преступлениях обозначенной категории, расследование которых представляет особую сложность, акцентируя внимание на планах расследования, выполнении запланированных мероприятий, недостатках следствия, а также на мерах, принимаемых к их устранению.

1.8. Обеспечить качественный и эффективный надзор за исполнением законов правоохранительными органами в части предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере лесопользования.

Повысить координационную роль прокуроров в области противодействия названным преступлениям, взяв под контроль установление и раскрытие фактов совершения противоправных деяний в составе организованных групп, участия в них должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Транспортных прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации:

обеспечить на системной основе надзор за исполнением требований законодательства о противодействии незаконному обороту древесины при ее отгрузке, транспортировке и экспорте с использованием объектов железнодорожного, водного и воздушного транспорта;

систематически проводить анализ сведений об объемах и о маршрутах транспортировки древесины железнодорожным и водным транспортом;

наладить взаимодействие и обмен информацией с территориальными органами ФТС России, ФНС России, Россельхознадзора, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, реализующими полномочия в области лесных отношений;

усилить надзор за исполнением таможенными органами законодательства при проверке достоверности заявляемых декларантами сведений о происхождении, об объемах, о классификации и таможенной стоимости лесоматериалов, соблюдением экспортерами установленных запретов и ограничений, законностью получения ими льгот и преференций;

пресекать факты экспорта круглого необработанного леса под видом обработанного путем его отнесения к товарам группы 4407 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза с целью вывоза за границу в отсутствие лицензии и без оплаты соответствующих таможенных платежей;

контролировать исполнение таможенными органами полномочий по разработке, утверждению и применению профилей рисков при экспорте древесины и лесоматериалов, оценивать эффективность применения системы управления рисками при выборе форм таможенного контроля, пресекать факты незаконных грузовых операций после выпуска товаров;

незамедлительно реагировать на случаи бездействия органов валютного контроля при выявлении фактов непоступления валютной выручки за экспортированную древесину, а также необоснованного возмещения экспортерами леса сумм налога на добавленную стоимость, вовлечения во внешнеэкономическую деятельность фирм-однодневок и подставных лиц;

во взаимодействии с территориальными прокурорами оценивать полноту реализации органами Россельхознадзора полномочий по фитосанитарному контролю, в том числе законность выдачи фитосанитарных сертификатов, необходимых для перемещения лесопродукции через государственную и таможенную границы.

3. Военных прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации:

с привлечением специалистов органов и учреждений лесного хозяйства проверять законность рубок лесных насаждений, осуществляемых при обустройстве войск и возведении объектов военной инфраструктуры, а также выполнении мероприятий по противопожарной защите воинских частей, баз, складов и арсеналов, дислоцированных в границах лесничеств Минобороны России;

особое внимание уделять вопросам формирования и исполнения федеральным государственным автономным учреждением "Управление лесного хозяйства" Минобороны России государственного задания на проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, в том числе законности расходования выделенных на эти цели бюджетных средств, рубок и реализации древесины, заготовленной при их выполнении, правомерности привлечения к таким работам сторонних организаций.

4. Прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним природоохранных, транспортных и военных прокуроров:

обеспечить обмен информацией о проблемных вопросах и выявленных нарушениях законов, требующих организации совместных комплексных надзорных мероприятий для установления виновных лиц, привлечения их к ответственности и возмещения причиненного окружающей среде и государству ущерба;

при выявлении сомнительных партий экспорта древесины и недревесных лесных ресурсов с привлечением правоохранительных органов обеспечивать проверку всей цепочки их движения (использовавшийся при перевозке транспорт, пункты складирования и отгрузки, легальность оформления прав на заготовку) для установления и привлечения к ответственности лиц, причастных к совершению организованного хищения природных ресурсов.

4.1. Транспортных прокуроров в целях проверки законности совершения крупных операций по экспорту древесины и легальности ее происхождения направлять письменные запросы территориальным или природоохранным прокурорам, осуществляющим надзор на территории заготовки древесины, используя все имеющиеся средства связи для оперативной передачи документов, их надлежащей оценки и исследования.

Прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним природоохранных прокуроров исполнять такие запросы в максимально короткий срок, не позднее 10 рабочих дней с момента поступления.

4.2. Прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним природоохранных прокуроров при обнаружении случаев незаконной заготовки лесных ресурсов, реализованных или предназначенных для реализации за границу, не позднее суток направлять соответствующие запросы транспортным прокурорам, которым также обеспечить их исполнение в максимально короткий срок, не позднее 10 рабочих дней с момента поступления.

5. Начальников главного управления и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам обеспечить надзор за межрегиональными территориальными подразделениями федеральных органов власти в пределах установленной компетенции (в части вопросов организации и проведения контрольных мероприятий).

6. Начальников главного управления и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним природоохранных, транспортных и военных прокуроров об исполнении настоящего указания информировать соответствующие подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в части компетенции ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

7. Признать утратившим силу указание Генерального прокурора Российской Федерации от 11.05.2011 N 127/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны лесов от пожаров".

8. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним природоохранным, транспортным, военным прокурорам, прокурорам городов и районов, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции

И.В.КРАСНОВ