ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная цель данной работы - предложить практические шаги по оптимизации антропогенной нагрузки на объекты историко-культурного наследия, и согласовать потенциальные возможности музеев Российской Федерации по приему посетителей с реализацией государственного задания. Именно оптимизация посещаемости позволит музеям выдержать баланс между сохранением объектов наследия и обеспечением его доступности для посетителя.

Отношения музея и посетителя продолжают развиваться в сторону возрастания роли посетителя. Открытость музея посетителю будет реализовываться на всех уровнях его деятельности: от внедрения инклюзивных программ, которые позволяют посещать музей ранее не включенным группам аудитории, до пересмотра концепций постоянной экспозиции музея.

Также будет продолжаться небольшой, но стабильный рост посещаемости, который будет обеспечен как интенсификацией работы с базовыми аудиториями, так и привлечением новых социальных групп. При этом будет сохраняться неравномерность посещения как сезонная, так и территориальная, которые также необходимо учитывать при оценке дисбаланса между реальной и оптимальной посещаемостью.

В связи с этим возникнет необходимость углублять взаимодействие с посетителем не только на формальном уровне, но развивать взаимообмен и участие посетителей в специальных программах, дискуссиях и других музейных мероприятиях, что повлечет за собой увеличение времени, проведенного в музее.

На посещаемость музеев активно влияют не только внутренние, но и внешние факторы, на которые музей не в состоянии повлиять: от социально-экономической ситуации в регионе до месторасположения музея. В связи с этим необходимо отметить, что расчет оптимальной посещаемости по данным рекомендациям не может являться единственным основанием для определения государственного или муниципального задания по посещаемости музея.

Расчет оптимальной посещаемости для музея осуществляется сразу по нескольким параметрам, включая нормативы строительства общественных сооружений, требования безопасности посетителей и музейных объектов, комфортную емкость музейной экспозиции и нагрузку на дополнительные сервисы музея.

Поскольку антропогенная нагрузка связана практически со всеми аспектами функционирования музея, общий эффект для ее оптимизации могут дать только комплексные меры. Отдельные решения без продуманной стратегии действий могут не только не привести к снижению нагрузки, но и нанести вред музею.

Необходимо также отметить, что оптимизация посещаемости является сложным многофакторным процессом, управление которым в большинстве случаев зависит не только от музея, но и от других заинтересованных сторон в социокультурной сфере. По этой причине для достижения необходимого результата необходимо привлекать все ключевые фигуры, связанные с музейной сферой: государственные структуры, другие музеи и учреждения культуры, туристический бизнес, представителей местного сообщества.