Документ применяется с 1 января 2023 года.

Приложение Г2

ШКАЛА ПОВСЕДНЕВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Название на русском языке - Шкала повседневного социального функционирования.

Оригинальное название - Personal and social functioning scale (PSP)

Источник - Morosini P.L, Magliano L, Brambilla L, Ugolini S, Pioli R. Development, reliability and acceptability of a new version of the DSM-IV Social and Occupational Functioning Assessment Scale (SOFAS) to assess routine social functioning. Acta Psychiatrica Scandinavica 2000. 101: 323 - 329

Тип (подчеркнуть):

00000033.wmz

- индекс

- вопросник

- другое (уточнить)

Назначение: Шкала повседневного социального функционирования используется для оценки способности к обучению и усвоению речевых навыков, для оценки отношений с близкими и окружающими людьми, для оценки сформированности навыков к самообслуживанию, для оценки возбуждения и агрессивного поведения, в том числе - в процессе проводимого лечения и для оценки эффективности проводимого лечения и в ходе создания и реализации индивидуального плана психокоррекции и медицинской реабилитации

Содержание (шаблон):

Используется оценка в 4-х основных областях функционирования с учетом возраста ребенка:

Области функционирования:

(a) способность к обучению и усвоению речевых навыков;

(b) отношения с близкими и окружающими людьми;

(c) самообслуживание;

(d) возбуждение и агрессивное поведение.

Критерии для областей a - d:

Область (a): категории (оценка осуществляется врачом-психиатром или медицинским психологом)

- Отсутствие проблем в области способности к обучению у детей характеризовалось успешным усвоением ключевых навыков предметно-практической деятельности, доступных для данного возраста. Как правило, такие дети посещали общую группу детского сада, обучались по общеобразовательной программе школы либо могли быть определены в данные заведения.

- Слабая выраженность нарушений в этой области характеризовалась колебаниями работоспособности, ухудшением концентрации внимания при нагрузках, некоторыми трудностями при привлечении к целенаправленной деятельности. Детям данной группы требовалось приложить больше усилий для усвоения материала, однако они были способны справиться с этим без посторонней помощи.

- Заметно выраженные затруднения проявлялись неравномерным темпом интеллектуальной деятельности, снижением успеваемости, быстрой истощаемостью, отвлекаемостью, ограничением круга интересов. У части больных отмечались нарушения звукопроизношения, не соответствующие возрасту. Дети по-прежнему обучались по общим стандартам, однако зачастую требовали дополнительной помощи специалистов: репетиторов, психологов, логопедов.

- Значительные нарушения в данной области характеризовались нарастающей задержкой интеллектуального развития, заметным отставанием от сверстников, незрелостью или сверхценностью интересов, трудностью переключения внимания. Отмечались нарушения фразовой речи, трудности в усвоении навыков чтения, письма. Данным детям рекомендовалась дополнительная помощь специалистов, а также специализированные условия обучения с учетом возраста: посещение группы с общими нарушениями развития, индивидуальное обучение, переход на программу для детей с задержкой психического развития.

- Сильно выраженные нарушения способности к обучению предполагали наличие когнитивного дефицита, сопровождаемого выраженными нарушениями мышления, специфичных для данного заболевания. Отмечались выраженное недоразвитие речи. Дети дошкольного возраста посещали группу детей с задержкой психического развития, либо оставались не организованными. Дети школьного возраста обучались по коррекционным программам для больных УМО.

- Очень сильно выраженная дезадаптация в данной сфере характеризовалась глубоким когнитивным дефектом, зачастую наблюдалось отсутствие речевых навыков, либо речь не несла коммуникативной функции. Дети школьного возраста из данной группы занимались по вспомогательной программе для лиц с тяжелой умственной отсталостью либо оставались не организованными, в отдельных случаях находились в рамках психоневрологического интерната.

Область (b): категории (оценка осуществляется врачом-психиатром или медицинским психологом)

- Оценка по критерию взаимоотношения с близкими и окружающими, производилась следующим образом: отсутствие проблем в данной сфере характеризовалась наличием эмоциональной привязанности к близким, активным коммуникативным взаимодействием, стремлением к расширению круга общения, умением понимать эмоции и невербальные сигналы окружающих (с учетом возраста), установлением дружеских связей. Дети с удовольствием общались в группе сверстников, хорошо адаптировались в коллективе.

- Слабо выраженные нарушения отличались эмоциональной блеклостью, некоторой формальностью в общении с окружающими, избирательностью и поверхностностью контактов.

- Заметно выраженные нарушения характеризовались ограничением круга контактов, трудностью или неспособностью в установлении дружеских связей, стремлением к одиночеству, предпочтение занятий с механизмами, а не с людьми, трудностью адаптации в новом коллективе, избеганием посещения группы, класса.

- Значительно выраженные затруднения отмечались у детей, отличавшихся эмоциональным уплощением, эгоцентричностью, трудностью в распознавании и использованию невербальных сигналов в общении при сохранении экспрессивной речи, активным стремлением к одиночеству, ограничение круга контактов членами семьи, страхами, враждебностью или отсутствием интереса к другим детям. Отмечались значительные трудности нахождения в коллективе.

- Сильные нарушения в данной сфере предполагали недоразвитие эмоционального реагирования вплоть до безразличия к близким, либо выраженной симбиотической привязанностью к матери, трудностью в дифференцировке "свой-чужой", избирательным реагированием на обращенную речь.

- Очень сильные нарушения характеризовались отсутствием реакции на обращенную речь, активным уходом от контакта с любыми людьми, однообразием эмоциональных реакций, отрешенностью от происходящего.

Область (c): категории (оценка осуществляется врачом-психиатром или медицинским психологом)

- Нормой освоения навыков самообслуживания для детей 3 - 4-х лет является умение пользоваться столовыми приборами, горшком, самостоятельное надевание и снятие одежды, 6 - 7 лет - умение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, самостоятельно соблюдать гигиенические процедуры, 8 - 10 лет - умение следить за своими вещами, готовить простые блюда, считать сдачу, от 10 - 11 лет - умение покупать в магазине, убирать по дому, пользоваться основной домашней техникой.

- Слабо выраженные нарушения в данной области характеризовались небольшими затруднениями в выполнении основных навыков (навыки были освоены по возрасту).

- Заметно выраженные нарушения характеризовались неловкостью, трудностью при исполнении навыков (при своевременном развитии навыков). Значительные нарушения отмечались у детей, которым при самообслуживании требовалось руководство взрослых, навыки были освоены по возрасту, однако выполнялись частично или искаженно.

- Сильно выраженные нарушения предполагали освоение навыков на уровне более младшего возраста, в быту и при самообслуживании в большинстве ситуаций требовалась помощь взрослого.

- Очень сильно выраженные нарушения отмечались у детей, полностью не способных обслуживать себя самостоятельно, требовавших постоянного присутствия взрослого.

Область (d): категории (оценка осуществляется врачом-психиатром или медицинским психологом)

- Нормой считалось отсутствие возбуждения и агрессивного поведения.

- Слабо выраженными критериями являлись замкнутость, грубоватость, демонстративность поведения, активные жалобы на окружающих.

- Заметно выраженными критериями считались бездистантность в поведении, развязность, проявления негативизма.

- К значительно выраженным проявлениям относились: нецензурная брань в адрес окружающих, порча вещей, социально неприемлемое поведение (с учетом возраста).

- К сильно выраженным проявлениям относились: вербальные угрозы в адрес окружающих, агрессия к окружающим и/или аутоагрессия, без намерения нанести серьезный физический ущерб.

- Очень сильно выраженными критериями являлись агрессивные целенаправленные поступки с целью нанести серьезный физический ущерб, либо хаотичная нецеленаправленная агрессия и аутоагрессия.

Ключ (интерпретация): при использовании данной шкалы измеряется степень затруднения в 4-х основных областях функционирования с учетом возраста ребенка. Уровень нарушения функционирования оценивается по степени выраженности затруднений, испытываемых больным на протяжении последних 7-ми дней. На основании проведенной клинической оценки выбирают интервал, соответствующий уровню социального функционирования: (в баллах)

- 100 - 91 баллов: Полноценное функционирование во всех четырех основных областях. Положительные качества больного высоко оцениваются окружающими, он успешно справляется с повседневными проблемами, его интересы и деятельность разнообразны

- 90 - 81 баллов: Хороший уровень функционирования во всех четырех основных областях, наличие лишь таких проблем или затруднений, с которыми сталкиваются все люди

- 80 - 71 баллов: Небольшие затруднения в одной или более областях a - c

- 70 - 61 баллов: Заметные, но не достигающие значительного уровня затруднения в одной или более областях a - c или небольшие проблемы в области d

- 60 - 51 баллов: Значительные затруднения в одной из областей a - c или заметные проблемы в области d

- 50 - 41 баллов: Значительные затруднения в двух или более чем в двух областях a - c, или сильно выраженные затруднения в одной из областей a - c, сопровождающиеся или не сопровождающиеся заметными проблемами в области d

- 40 - 31 баллов: Сильно выраженные затруднения в одной и значительные затруднения, по крайней мере, в одной из областей a - c, или значительные проблемы в области d

- 30 - 21 баллов: Сильно выраженные затруднения в двух областях a - c или сильно выраженные проблемы в области d, сопровождающиеся или не сопровождающиеся нарушениями в областях a - c.

- 20 - 11 баллов: Сильно выраженные нарушения во всех областях a - d или очень сильно выраженные проблемы в области d, сопровождающиеся или не сопровождающиеся нарушениями в основных областях a - c. Если больной реагирует на внешние стимулы, он попадает в интервал 20 - 16 баллов; если нет, то - в интервал 15 - 11 баллов.

- 10 - 1 баллов: Аспонтанность в сочетании с грубейшими нарушениями поведения без опасности для жизни больного (баллы 6 - 10) или с опасностью для жизни больного, например, угроза гибели вследствие голодания, обезвоживания, инфекций, неспособности оценить опасную ситуацию (баллы 5 - 1).

Пояснения: шкала должна использоваться в динамике, рекомендуемый интервал повторного использования шкалы составляет 7 - 10 дней.