ФИНАНСЫ

Изменяются правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджет РФ

В частности, Приказом Минфина России от 14.09.2020 N 199н:

- изменен порядок заполнения реквизитов 101, 106, 107, 108, 109 распоряжения о переводе денежных средств;

- скорректирован порядок указания значений реквизита "ИНН плательщика" в реестре, сформированном к платежному поручению на общую сумму и содержащем распоряжения о переводе денежных средств, принятые от физических лиц;

- уточнен порядок заполнения распоряжения о переводе денежных средств при уплате таможенных платежей.

Установлено, что ИП, нотариусам, адвокатам и главам крестьянских (фермерских) хозяйств при заполнении платежных поручениях на перечисление в бюджет налогов, сборов, взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами, теперь необходимо указывать статус "13".

(Приказ Минфина России от 14.09.2020 N 199н; Письмо ФНС России от 20.09.2021 N КЧ-4-8/13355@)

КонсультантПлюс: примечание.

Также см. аналитический обзор правовой информации:

Обзор: "Отчетность и расчеты в октябре: на что обратить внимание".

С 1 октября 2021 года установлена административная ответственность за непредставление резидентами отчетов о переводах денежных средств с использованием иностранных электронных кошельков

Непредставление резидентом в налоговый орган отчета о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, если представление такого отчета является обязательным, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 20% до 40% суммы средств, зачисленных на электронное средство платежа, предоставленное иностранным поставщиком платежных услуг, за отчетный период.

Кроме того, уточняется часть первая статьи 15.25 КоАП РФ. Диспозиция нормы дополнена переводами денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ. При этом в число мер ответственности включено наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере суммы указанных денежных средств, переведенных без открытия банковского счета.

(Федеральный закон от 11.06.2021 N 200-ФЗ)

Изменяется перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю

Теперь операция по получению или расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества подлежит обязательному контролю, если такая организация не является государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, государственной корпорацией, государственной компанией, публично-правовой компанией, потребительским кооперативом, государственным (муниципальным) образовательным учреждением, реализующим программы дошкольного и общего образования, товариществом собственников недвижимости, садоводческим и огородническим некоммерческим товариществом, объединением работодателей, зарегистрированной торгово-промышленной палатой.

Также установлено, что получение физическим или юридическим лицом (за исключением кредитной организации), иностранной структурой без образования юридического лица перевода денежных средств подлежит обязательному контролю, если эти денежные средства поступают от плательщика и (или) обслуживающего плательщика банка с территории иностранного государства или административно-территориальной единицы иностранного государства, обладающей самостоятельной правоспособностью, входящих в установленный перечень. Указанный перечень относится к информации ограниченного доступа и доводится до кредитных организаций через их личные кабинеты в соответствии с порядком, установленным Приказом Росфинмониторинга от 01.09.2021 N 188.

При этом Банк России считает целесообразным воздержаться в период с 1 октября 2021 года по 1 апреля 2022 года от применения мер за допущенные кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями нарушения порядка и (или) сроков представления в уполномоченный орган сведений и информации об отдельных операциях.

(Федеральный закон от 28.06.2021 N 230-ФЗ; Приказ Росфинмониторинга от 01.09.2021 N 188; Информационное письмо Росфинмониторинга от 20.09.2021 N 63, Информационное сообщение Росфинмониторинга от 01.10.2021, Информационное письмо Банка России от 21.09.2021 N ИН-014-12/72)

Установлены формы, сроки и порядок составления и представления отчетности и иной информации операторами финансовых платформ в Банк России

Указанием Банка России от 02.02.2021 N 5718-У установлены следующие формы отчетности:

- сведения об аффилированных лицах и структуре собственности оператора финансовой платформы;

- сведения о банковских счетах оператора финансовой платформы, открытых в кредитных организациях;

- сведения о дебиторской и кредиторской задолженности оператора финансовой платформы;

- сведения об осуществлении финансовых сделок;

- сведения о самостоятельно выявленных оператором финансовой платформы нарушениях;

- сведения о лицах, которым оператором финансовой платформы поручено проведение идентификации;

- сведения об аудиторской проверке;

- сведения об участии в судебных процессах, ответчиком в которых выступил оператор финансовой платформы.

Указанные формы отчетности представляются с приложением к ним бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения по результатам аудиторской проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

(Указание Банка России от 02.02.2021 N 5718-У)

Установлены требования к операционной надежности при совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы

Операторы финансовой платформы должны выполнять требования к операционной надежности при совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы в целях обеспечения бесперебойного функционирования программно-аппаратных средств.

Операторы финансовой платформы должны определить во внутренних документах значения целевых показателей операционной надежности.

Определение целевых показателей операционной надежности и обеспечение контроля за их соблюдением реализуется оператором финансовой платформы в рамках системы управления рисками.

В целях реализации требований к операционной надежности оператор финансовой платформы:

- моделирует информационные угрозы в отношении критичной архитектуры;

- планирует применение организационных и технических мер, направленных на реализацию требований к операционной надежности, на основе результатов оценки риска реализации информационных угроз в рамках системы управления рисками;

- обеспечивает реализацию требований к операционной надежности на стадиях создания, эксплуатации (использования по назначению, технического обслуживания и ремонта), модернизации, снятия с эксплуатации программно-аппаратных средств;

- обеспечивает контроль соблюдения требований к операционной надежности в отношении элементов критичной архитектуры.

Установлен перечень сведений, которые операторы финансовой платформы должны представлять в Банк России.

(Указание Банка России от 23.12.2020 N 5673-У)

Вступает в силу ряд положений порядка реализации операторами финансовых платформ мероприятий по выявлению и противодействию осуществлению операций, направленных на совершение финансовых сделок без волеизъявления участников платформы

В частности, установлены обязанности оператора финансовых платформ:

- по направлению в Банк России информации обо всех случаях и (или) о попытках осуществления указанных операций;

- по использованию технической инфраструктуры (автоматизированной системы) Банка России для получения от Банка России информации, содержащейся в базе данных о случаях и попытках осуществления указанных операций;

- по созданию системы выявления и мониторинга случаев и (или) попыток совершения указанных операций в рамках реализуемой им системы управления рисками, в том числе на основании информации, полученной из базы данных, а также по выявлению таких случаев;

- по выявлению компьютерных атак, направленных на объекты информационной инфраструктуры оператора финансовой платформы и (или) участников финансовой платформы, которые могут привести к случаям и (или) попыткам осуществления операций по финансовым сделкам без волеизъявления участников финансовой платформы.

(Указание Банка России от 15.12.2020 N 5662-У)

Обновляются формы представляемой в Банк России отчетности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов

В частности, вводятся новые формы 0420525 "Отчет управляющего ипотечным покрытием", 0420526 "Сведения о доходности инвестирования средств пенсионных накоплений" и 0420527 "Отдельные расшифровки отчета о доходах и расходах акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании".

Приведены значения отдельных показателей для формирования отчетности и сопроводительная информация к отчетности.

Также установлен новый порядок составления и представления указанной отчетности.

Указание Банка России от 08.02.2018 N 4715-У утрачивает силу.

(Указание Банка России от 13.01.2021 N 5708-У)

Обновлен порядок уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из него

Исключены избыточные обязанности, касающиеся, например, установления адреса инсайдера, на который может быть направлено уведомление в случае неполучения уведомления указанным лицом, учета и хранения всех направленных инсайдерам уведомлений в течение 5 лет, а также заверения уведомления печатью.

Установлено, что уведомление должно содержать порядковый номер и дату его составления, а также сведения по установленному перечню.

Приведен рекомендуемый образец такого уведомления.

Уведомления направляются одним из следующих способов:

- в электронной форме посредством использования программно-технических средств;

- в электронной форме посредством использования программного обеспечения, размещенного на сайте уведомляющего лица (при наличии);

- в электронной форме посредством использования информационных систем и комплексов программно-технических средств уведомляющего лица, используемых для корпоративного информационного взаимодействия (в том числе электронной почты), если это предусмотрено внутренним документом уведомляющего лица (для инсайдеров, указанных в пунктах 7 и 13 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ);

- на бумажном носителе путем направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении (иным регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением отправителя о вручении адресату) или путем передачи в курьерскую службу (иным способом, позволяющим подтвердить получение уведомления).

Указанные положения не распространяются на порядок уведомления лиц об их включении в список инсайдеров Банка России и исключении из такого списка.

Приказ ФСФР России от 18.06.2013 N 13-51/пз-н, которым установлен ранее действовавший аналогичный порядок, не применяется.

(Указание Банка России от 02.02.2021 N 5720-У)

Установлены правила предоставления налоговым органам отчетов о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг

Внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 и от 12.12.2015 N 1365.

Указанный отчет представляется юридическими лицами и ИП в течение 30 дней по окончании отчетного квартала, в котором сумма средств, зачисленных на электронное средство платежа, превысила начиная с первого числа отчетного года сумму в денежном выражении 600 тыс. рублей (или эквивалентную сумму в иностранной валюте).

Физические лица по общему правилу представляют отчет ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным.

Скорректированы формы отчетов о движении финансовых активов.

(Постановление Правительства РФ от 27.09.2021 N 1618; Информация ФНС России)