Указания

по заполнению формы федерального статистического наблюдения

1. Первичные статистические данные (далее - данные) по форме федерального статистического наблюдения N 3-рынок "Сведения о числе торговых мест на рынках" (далее - форма) предоставляют юридические лица (управляющие компании), имеющие разрешение на право организации рынка, полученное в установленном порядке.

В соответствии с частью 7 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" управляющая рынком компания - юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При наличии у юридического лица обособленных подразделений <1> настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

--------------------------------

<1> Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (пункт 2 статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

Форму предоставляют также филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций в порядке, установленном для юридических лиц.

При наличии у юридического лица обособленных подразделений, осуществляющих деятельность за пределами Российской Федерации, данные по ним в настоящую форму не включаются.

Данные по форме предоставляются на отдельных бланках по каждому рынку, организованному юридическим лицом.

Заполненная форма предоставляется в территориальные органы Росстата по месту фактического осуществления деятельности юридического лица (обособленного подразделения).

Организации, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон о банкротстве) введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве, предоставляют данные по указанной форме до завершения в соответствии со статьей 149 Закона о банкротстве конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о ликвидации должника.

При реорганизации юридического лица в форме преобразования юридическое лицо, являющееся правопреемником, с момента своего создания должно предоставлять отчет по форме (включая данные реорганизованного юридического лица) в срок, указанный на бланке формы за период с начала отчетного года, в котором произошла реорганизация.

2. В адресной части формы указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках - краткое наименование. Далее указывается наименование рынка. На бланке формы, содержащей данные по обособленному подразделению юридического лица, указывается наименование обособленного подразделения и юридического лица, к которому оно относится.

В строке "Почтовый адрес" указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом отчитывающейся организации. Если фактический адрес не совпадает с юридическим, то указывается фактическое местонахождение респондента (почтовый адрес). Для обособленных подразделений, не имеющих юридического адреса, указывается почтовый адрес с почтовым индексом.

В кодовой части титульного листа формы на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО (идентификационного номера), размещенного на сайте системы сбора отчетности Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://websbor.gks.ru/online/info, отчитывающаяся организация проставляет:

код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) - для юридического лица, не имеющего территориально обособленных подразделений,

идентификационный номер - для территориально обособленного подразделения юридического лица и для головного подразделения юридического лица.

В качестве головного подразделения юридического лица выступает обособленное подразделение, где находится администрация предприятия или местонахождение которого соответствует зарегистрированному юридическому адресу.

Форма предоставляется в территориальные органы Росстата только при наличии наблюдаемого явления. В случае отсутствия явления отчет по форме в территориальные органы Росстата не предоставляется.

3. В Разделах 1 и 2 данные предоставляются по состоянию на 1 число первого месяца отчетного квартала. В случае, если 1 число квартала окажется нерабочим для рынка днем (выходной, санитарный или другие причины), то данные приводятся по состоянию на ближайший рабочий день.

Розничный рынок - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договора розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.

В Разделе 1 по графе 1 проставляется код 4, если рынок находится на территории областного (республиканского, краевого) центра, города областного (республиканского, краевого) подчинения. Если рынок находится на территории поселка городского типа, сельского населенного пункта и тому подобное, то проставляется код 25.

По графе 2 проставляется код, соответствующий специализации рынка.

Универсальный рынок (код 6) - розничный рынок, на котором менее 80% торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

Специализированные рынки - розничные рынки, на которых 80% и более процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

Специализированные рынки могут быть следующих видов:

специализированный (по продаже продовольственных товаров) (код 4) - специализированный рынок, на котором 80% и более торговых мест отведено для осуществления продажи продуктов питания и безалкогольных напитков;

специализированный (по продаже радио- и электробытовой техники) (код 14) - специализированный рынок, на котором 80% и более торговых мест отведено для осуществления продажи бытовой техники, аудио-, видео-, радио-, фото- и телеаппаратуры, вычислительной техники;

специализированный (по продаже строительных материалов) (код 10) - специализированный рынок, на котором 80% и более торговых мест отведено для осуществления продажи материалов, изделий, оборудования, инвентаря для строительства и ремонта;

специализированный (вещевой) (код 5) - специализированный рынок, на котором 80% и более торговых мест отведено для осуществления продажи одежды, обуви, мебели, ковров и ковровых изделий, посуды, моющих, чистящих средств и других товаров бытовой химии, парфюмерно-косметических товаров, ювелирных украшений, канцелярских принадлежностей;

специализированный сельскохозяйственный рынок (код 7) - специализированный рынок, на котором 80% и более торговых мест отведено для осуществления продажи сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, определенным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

специализированный сельскохозяйственный кооперативный рынок (код 15) - сельскохозяйственный рынок, управление которым осуществляется управляющей рынком компанией, зарегистрированной в соответствии с законодательством Российской Федерации в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива, и на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, определенным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

специализированный (прочий) (код 12) - специализированный рынок, на котором 80% и более торговых мест отведено для осуществления продажи инструментов и оборудования для дома и сада, запасных частей и принадлежностей для ремонта и технического обслуживания личных транспортных средств, зоологических товаров (домашних животных, птиц, аквариумных рыбок, принадлежностей для их содержания и кормов).

По графе 3 проставляется код, соответствующий месторасположению сельскохозяйственного и сельскохозяйственного кооперативного рынка.

Капитальное здание, строение - здание (строение), прочно связанное фундаментом с землей и присоединенное к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Временное сооружение, временная конструкция - сооружение (конструкция), несвязанное прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Если сельскохозяйственный или сельскохозяйственный кооперативный рынок располагается в капитальном здании (части здания) строении (части строения) (код 11); если сельскохозяйственный или сельскохозяйственный кооперативный рынок располагается во временном сооружении (конструкции) или на открытой территории (код 12); по рынкам остальных специализаций месторасположение не указывается (код 13).

4. В Разделе 2 по графе 1 показывается общее число торговых мест на рынке, предусмотренное схемой размещения торговых мест, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией.

По строке 02 показывается число торговых мест, отведенных для торговли индивидуальным предпринимателям, на основании заключения с ними договоров о предоставлении торговых мест, по строке 03 - отведенных соответственно крестьянским (фермерским) хозяйствам, по строке 04 - юридическим лицам, по строке 05 - гражданам, в том числе занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, по строке 06 - личным подсобным хозяйствам.

По графе 2 проставляется число фактически использованных торговых мест из общего числа торговых мест на рынке.

Строка 02 раздела 2 может быть равна строке 02 раздела "Справочно", если за каждым индивидуальным предпринимателем закреплено только одно торговое место и больше строки 02, если за индивидуальным предпринимателем закреплено несколько торговых мест.

Сумма строк 02 - 06 должна быть равна строке 01, поэтому торговые места, которые не имеют постоянного закрепления ни за одной из перечисленных категорий торговцев, должны показываться по строке 05.

5. В разделе 3 по строкам 01 - 35 показывается число торговых мест, отведенных индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, личным подсобным хозяйствам, физическим лицам (населению) под торговлю отдельными товарами. Данные о числе торговых мест, отведенных юридическим лицам, в данные по строкам 01 - 36 не включаются. Данные раздела 3 заполняются на основании документов, указанных в статье 14 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (например, схемы размещения торговых мест), содержащих сведения о разграничении территории рынка по группам реализуемых товаров.

Если в разделе 2 павильон (палатка) учитывается как одно торговое место, то в разделе 3 показывается число продавцов, на одновременную работу которых рассчитан павильон (палатка); число продавцов, фактически осуществляющих торговлю в этом павильоне (палатке) на отчетную дату. В зависимости от того, какой товар они реализуют, их число учитывается по одной из приведенных в разделе 3 строк. Если, например, продавец торгует и мясом, и колбасными изделиями, то он должен быть учтен по строке 01 или 03 в зависимости от того, чего в среднем за 1 день он реализует больше - мяса или колбасных изделий.

По строке 01 - показывается число торговых мест, которые отведены под торговлю говядиной, телятиной, свининой, бараниной, козлятиной, мясом птицы, кониной, мясом кроликов и прочими видами мяса.

По строке 02 - в том числе мясом птицы (курами, цыплятами, гусями и тому подобным).

По строке 03 - число торговых мест, которые отведены под торговлю изделиями колбасными вареными, полукопчеными, твердокопчеными, сосисками и сардельками, копченостями.

По строке 04 - число торговых мест, которые отведены под торговлю рыбой живой, охлажденной, мороженой, соленой, копченой; филе рыбным мороженым, рыбой специальной разделки, икрой, морепродуктами пищевыми, товарами рыбными в расфасовке, сельдью всех видов обработки.

По строке 05 - число торговых мест, которые отведены под торговлю консервами рыбными натуральными, в масле, в томатном соусе, паштетами рыбными, консервами рыборастительными (рыбоовощными) и прочим, пресервами рыбными, консервами молочными (молоко сгущенное, сливки сгущенные), консервами мясными тушеными, деликатесными и закусочными, бульонными кубиками. Если продавец торгует только овощными, плодовыми и ягодными (фруктовыми) консервами, то это рабочее место по данной строке не учитывается.

По строке 06 - число торговых мест, которые отведены под торговлю сливочным, топленым маслом, сырами жирными (включая брынзу), сырами жирными плавлеными, продукцией маргариновой (молочным, сливочным, безмолочным маргарином, кондитерскими, кулинарными жирами), майонезом.

По строке 07 - число торговых мест, которые отведены под торговлю молоком питьевым (цельным), молочными коктейлями и напитками, кефиром, простоквашей, йогуртом, сливками, сметаной, творогом, сырками творожными жирными с наполнителями и без наполнителей, массой творожной (сырковой) с наполнителями и без наполнителей, изделиями творожными для детского питания и прочего.

По строке 08 - число торговых мест, которые отведены под торговлю яйцом птицы.

По строке 09 - число торговых мест, которые отведены под торговлю растительными маслами всех видов: подсолнечное, оливковое, кукурузное, соевое, льняное и тому подобное, мукой всех сортов и видов, крупой, овсяными хлопьями, детским питанием, изготовленным на основе крупы, муки или крахмала, макаронными изделиями, сахаром-песком, сахаром-рафинадом и прочими видами сахара, солью, кофе, чаем, сухим коровьим молоком, сухими сливками, сухими смесями для мороженого, сухим молоком (заменяющим материнское) и смеси сухие молочные для детей раннего возраста.

По строке 10 - число торговых мест, которые отведены под торговлю хлебом из муки всех видов, изделиями булочными и сдобными из муки всех видов, баранками, сушками, сухарями, хлебцами, пирогами, пирожками, пончиками и другими хлебобулочными изделиями, печеньем, пряниками и коврижками, тортами, пирожными, рулетами, мармеладом, зефиром, пастилой, халвой и другими сахаристыми кондитерскими изделиями, шоколадом, шоколадными конфетами, карамелью.

По строке 11 - число торговых мест, которые отведены под торговлю пивом. Если продавец не торгует пивом, а реализует другие алкогольные и безалкогольные напитки, то это рабочее место по данной строке не учитывается.

По строке 12 - число торговых мест, которые отведены под торговлю свежими овощами, зеленью, картофелем.

По строке 13 - число торговых мест, которые отведены под торговлю плодами, орехами, ягодами, виноградом.

По строке 14 - число торговых мест, которые отведены под торговлю прочими продовольственными товарами, не отнесенными к вышеперечисленным группам.

По строке 15 - число торговых мест, которые отведены под торговлю папиросами и сигаретами, табаком, спичек.

По строке 16 - число торговых мест, которые отведены под торговлю синтетическими моющими средствами в виде порошков, брусков, паст, жидкости, мылом хозяйственным и туалетным, средствами для отбеливания, подсинивания, кондиционерами для белья и тому подобное.

По строке 17 - число торговых мест, которые отведены под торговлю парфюмерно-косметических товаров.

По строке 18 - число торговых мест, которые отведены под торговлю изделиями бельевыми трикотажными: майками, трусами, ночными сорочками, пижамами, трико, шортами и тому подобное.

По строке 19 - число торговых мест, которые отведены под торговлю мужскими, женскими и детскими пальто, полупальто, плащами, куртками, комбинезонами, костюмными изделиями, пиджаками, жакетами, брюками, плательными изделиями, юбками, блузками, жилетами, брючными комплектами, другой верхней одеждой, включая верхний трикотаж и одежду из искусственного меха и комбинированную с другими материалами (кожей, тканями).

По строке 20 - число торговых мест, которые отведены под торговлю колготками, чулками, носками и тому подобное.

По строке 21 - число торговых мест, которые отведены под торговлю обувью из кожи, кожзаменителя, резиновой и домашней обувью. Если продавец реализует обувь только из кожзаменителя, резины, домашнюю обувь, то это рабочее место по данной строке не учитывается.

По строке 22 - число торговых мест, которые отведены под торговлю тканями.

По строке 23 - число торговых мест, которые отведены под торговлю шкурами выделанными, одеждой верхней и перчатками меховыми и овчинно-шубными, меховыми головными уборами, воротниками и прочими меховыми изделиями из натурального меха.

По строке 24 - число торговых мест, которые отведены под торговлю ковров и ковровых изделий.

По строке 25 - число торговых мест, которые отведены под торговлю крупных бытовых приборов (холодильники, морозильники, стиральные машины, электропылесосы).

По строке 26 - число торговых мест, которые отведены под торговлю телевизорами, видеомагнитофонами, магнитофонами, радиоприемными устройствами, видеокамерами, домашними кинотеатрами.

По строке 27 - число торговых мест, которые отведены под торговлю мотоциклами и мотороллерами, велосипедами, мотовелосипедами, мопедами и прицепами к мотоциклам и велосипедам.

По строке 28 - число торговых мест, которые отведены под торговлю телефонами (включая мобильные).

По строке 29 - число торговых мест, которые отведены под торговлю компьютерами. Если продавец реализует только мониторы или процессоры (и другие устройства) по отдельности и не торгует компьютерами в полной комплектации, то это рабочее место по данной строке не учитывается.

По строке 30 - число торговых мест, которые отведены под торговлю мебелью: кухни, спальни, столы, стулья и тому подобное.

По строке 31 - число торговых мест, которые отведены под торговлю книгами, газетами, журналами, открытками, альбомами, плакаты, карты, справочные. По этой строке не учитываются торговые места, отведенные под торговлю канцелярскими товарами (тетради, ручки, карандаши, бумага и тому подобное).

По строке 32 - число торговых мест, которые отведены под торговлю строительных, отделочных и других материалов для ремонта жилого помещения: щебнем, гравием, песком, камнем бутовым, шлаковой пемзой, керамзитами и прочими заполнителями пористыми искусственными, плитами облицовочными из природного камня, плитками тротуарными, цементом, кирпичом, другими материалами стеновыми, материалами перегородочными, известью, гипсом и другими местными вяжущими, трубами керамическими, материалами тепло- и звукоизоляционными, линолеумом, мастикой и клеями, составами шпатлевочными и грунтовочными, материалами рулонными кровельными и гидроизоляционными, изделиями асбестоцементными, прочими строительными материалами, доской обрезной и необрезной, брусом, щитами, стропилами, штакетниками, плитами древесностружечными и древесноволокнистыми, фанерой, шпоном, паркетом, паркетной доской и другими пиломатериалами, лаками, эмалями, грунтовкой и шпатлевкой, красками водно-дисперсионными, маслеными, художественными, олифами, растворителями, разбавителями, смывками, прочими лакокрасочными материалами, обоями бумажными, виниловыми, стеклообоями и тому подобное, стеклом оконным, включая декоративное, армированное, витражи.

По строке 33 - число торговых мест, которые отведены под торговлю ювелирных изделий из золота и серебра.

По строке 34 - число торговых мест, которые отведены под торговлю медицинскими товарами: очками с диоптриями, аппараты для измерения артериального давления, медицинские термометры, бинты, лейкопластыри и другое.

По строке 35 - число торговых мест, которые отведены под торговлю прочими непродовольственными товарами, не отнесенными к другим группам.

6. В разделе "Справочно" по строке 01 указывается количество дней работы рынка в среднем за месяц. Например, по данным на 1 января, приводится количество дней работы рынка в среднем за один месяц IV квартала предыдущего года. Оно рассчитывается как сумма дней работы рынка в октябре, ноябре и декабре, деленная на 3.

По строке 02 указывается число индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю на рынке.

По строке 03 указывается число индивидуальных предпринимателей (из строки 02), осуществляющих расчет с применением контрольно-кассовой техники.

Контрольно-кассовая техника - электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.