3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Дежурный по парку должен выполнять работу, входящую в его обязанности и порученную руководителем смены, начальником железнодорожной станции или его заместителем в рамках должностных обязанностей.

3.2. До начала технологического перерыва в работе дежурный по парку должен докладывать непосредственному руководителю (руководителю смены) о своем местонахождении и по его окончании - о готовности приступить к работе.

3.3. Перед выходом на железнодорожные пути по заданию дежурного по железнодорожной станции (руководителя смены), начальника железнодорожной станции или его заместителя дежурный по парку должен:

согласовать действия с дежурным по железнодорожной станции (руководителем смены) или с работником, определенным технологическим процессом работы железнодорожной станции;

надеть и застегнуть спецодежду на все пуговицы (молнию), заправить свободные концы одежды так, чтобы они не свисали и не стесняли движения, освободив карманы одежды от посторонних предметов с острыми концами, краями;

надеть специальную обувь, сигнальный жилет поверх одежды и полностью его застегнуть;

снять с рук часы (при их неплотном прилегании к руке), кольца (при возможности), браслеты и другие украшения;

оставить в бытовом (служебном) помещении мобильный телефон и другие электронные устройства, снижающие внимание при работе;

сконцентрировать свое внимание на личной безопасности при работе.

3.4. При нахождении на железнодорожных путях станции дежурный по парку обязан:

следовать по установленным маршрутам служебного и технологического прохода;

соблюдать установленные требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях;

находиться в течение всего рабочего времени в спецодежде и спецобуви, головной убор при работе не должен ухудшать слышимость звуковых сигналов;

соблюдать меры предосторожности при нахождении в зоне негабаритных (опасных) мест на станционных путях (обозначенных предупреждающими знаками "Осторожно! Негабаритное место" и типовой окраской в виде чередующихся желтых и черных полос равной ширины под углом 45 градусов);

в темное время суток или в условиях плохой видимости использовать ручной фонарь.

3.5. При производстве маневров дежурный по парку обязан внимательно следить за передвижениями маневрового состава. Пользуясь информацией, передаваемой дежурным по железнодорожной станции и составителем поездов (кондуктором грузовых поездов), своевременно выполнять задания по организации маневровой работы и заблаговременно (до начала движения подвижного состава) перемещаться в безопасное место. Четко и своевременно передавать машинисту локомотива и составителю поездов (кондуктору грузовых поездов) необходимые сигналы и сообщения по ходу производства маневровой работы.

3.6. Закрепление вагонов на железнодорожных путях дежурный по парку должен производить с соблюдением мер безопасности после их полной остановки, согласования действий с работниками, участвующими в технологической операции, с использованием исправных тормозных башмаков (упоров тормозных стационарных).

Хранить тормозные башмаки, используемые в работе, необходимо на специальных стеллажах (в ящиках, служебных помещениях, тумбочках), не допуская их разбрасывания на междупутьях и железнодорожных путях.

3.7. При закреплении стоящего подвижного состава тормозной башмак необходимо брать за рукоятку, работу производить в перчатках (рукавицах).

Изъятие тормозных башмаков производить специальным крючком или рукой, предварительно надев перчатки (рукавицы), держась за рукоятку тормозного башмака.

Дежурному по парку запрещается:

устанавливать тормозной башмак под движущийся подвижной состав;

при укладке тормозного башмака заходить в колею железнодорожного пути;

при закреплении подвижного состава подкладывать под колеса посторонние предметы вместо тормозных башмаков, использовать неисправные тормозные башмаки.

3.8. При закреплении подвижного состава с накатом колеса на тормозной башмак дежурный по парку должен:

уложить тормозной башмак на рельс заблаговременно до передачи указания машинисту локомотива на движение;

отойти на безопасное расстояние не менее 1,5 м от места установки тормозного башмака в противоположную сторону движению локомотива (накатыванию на тормозной башмак), после этого доложить машинисту локомотива о своем местонахождении и дать указание на накатывание.

3.9. При закреплении вагонов с запиранием тормозных башмаков специальными скобами дежурный по парку должен производить установку скоб на тормозные башмаки после закрепления подвижного состава и отцепки локомотива от состава. Снятие специальных скоб с тормозных башмаков производится до объединения локомотива с вагонами.

Запрещается:

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 16.04.2024 N 962/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

устанавливать и снимать специальные скобы, не убедившись в полной остановке подвижного состава;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 16.04.2024 N 962/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

находиться между головкой тормозного башмака и откатившимся колесом вагона, внутри колеи при использовании ключа для обслуживания винтового механизма;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 16.04.2024 N 962/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

использовать скобы, имеющие внешние визуальные признаки неисправности, не позволяющие обеспечить надежную фиксацию тормозного башмака к рельсу;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 16.04.2024 N 962/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

использовать неисправный ключ для обслуживания винтового механизма.

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 16.04.2024 N 962/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.10. Дежурный по парку в случае необходимости проверки свободности стрелки от подвижного состава, перевода курбелем должен производить работу только с разрешения дежурного по железнодорожной станции (который должен быть поставлен в известность о начале и об окончании таких работ) с соблюдением мер безопасности при проведении данных работ.

Дежурный по парку должен:

следовать к стрелке по установленным маршрутам служебного, технологического прохода с соблюдением требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях;

при переводе стрелки располагаться лицом к электроприводу в междупутье или на обочине пути, не перемещаясь внутрь колеи пути;

во время перевода стрелки следить за движением поездов и маневровых составов;

слушать сообщения по двусторонней парковой связи и радиосвязи.

При включении дежурного по парку в состав бригады II очереди по очистке централизованных стрелочных переводов от снега работа должна производиться с соблюдением установленных мер безопасности и ограждением работающих в порядке, установленном в ОАО "РЖД".

3.11. В случае нарушения работы радиосвязи (отсутствие ответа дежурного по железнодорожной станции) дежурный по парку должен принять меры к прекращению работы, связаться с дежурным по железнодорожной станции через другого работника, свободного от выполнения технологических операций, и доложить об отсутствии связи. Согласовать порядок дальнейшей работы, замены радиостанции (при возможности).

3.12. В зимний период времени дежурный по парку должен очищать закрепленную за ним территорию возле служебного помещения от снега и льда, а также производить посыпку песком при перерыве в работе и отсутствии производства маневровой работы в данном районе железнодорожной станции, предварительно согласовав данную работу с руководителем смены.

3.13. При проведении работ вблизи находящихся на железнодорожных путях охраняемых воинских эшелонов необходимо:

выполнять все команды караульного, назвать фамилию и должность;

предъявить удостоверение, в темное время суток дать возможность караульному осветить лицо для сверки личности с фотографией на удостоверении;

после разрешения караульного продолжить работу с составом в сопровождении (по согласованию) караульного.

Запрещается:

подходить к караульному или убегать от него;

приступать к работам без разрешения караульного;

осуществлять действия, провоцирующие применение караульным огнестрельного оружия.

3.14. При обнаружении на территории станции безнадзорной собаки необходимо находиться от нее на безопасном расстоянии, не подавать ей команд, вести себя спокойно, не делать резких движений, сообщить руководителю смены железнодорожной станции.

3.15. Дежурный по парку для вручения локомотивной бригаде перевозочных документов, бланка предупреждений формы ДУ-61 должен следовать по маршруту технологического прохода. После вручения документов отойти на безопасное расстояние и возвращаться в служебное помещение в установленном порядке, соблюдая меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях.

3.16. Требования безопасности при работе на ПК.

3.16.1. Эксплуатацию ПК следует осуществлять в соответствии с документами на данное оборудование.

Включать ПК следует в электросеть через штепсельные розетки с защитным заземлением. В случае сбоя в работе оборудования следует, отключив его от источника электропитания, вызвать специалиста по обслуживанию данного оборудования.

При работе на ПК дежурный по парку должен:

содержать в чистоте и порядке свое рабочее место и вверенное ему оборудование;

удалять пыль с поверхности ПК сухой салфеткой при отключенном источнике электропитания.

3.16.2. Дежурному по парку запрещается:

эксплуатировать неисправное оборудование;

применять для удаления загрязнений и пыли растворители, захламлять вентиляционные проемы ПК, допускать попадание влаги на поверхность ПК;

размещать нагревательные электроприборы вблизи ПК;

прикасаться к задней панели системного блока, переключать разъемы кабелей оборудования;

дергать за провод электроснабжения ПК для отключения, ставить на провод для электроснабжения ПК посторонние предметы и наступать на них.

3.16.3. При работе на ПК дежурному по парку необходимо периодически изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления, использовать перерывы в работе на ПК (по согласованию с дежурным по железнодорожной станции) для отдыха и выполнения профилактических комплексов упражнений согласно инструкции по охране труда для пользователей ПК.

При 12 - часовой рабочей смене требуется делать перерывы через 2 и 4 часа от начала рабочей смены, через 2 часа после обеденного перерыва и через каждый час в течение последних 4 часов работы.

3.17. Меры безопасности при пересылке документов по пневмопочте.

3.17.1. Для пересылки перевозочных документов дежурный по парку обязан:

проверить надежность крепления торцевой крышки после вложения документов в патрон;

убедиться в свободности трубопровода по контрольной лампочке, установленной на щитке управления, и по телефонной связи получить согласие на отправление патрона;

плотно закрыть и закрутить рукояткой дверцу камеры пневмопочты после вложения в нее патрона, при этом работник не должен касаться токоведущих частей оборудования;

нажать на кнопку "пуск", убедиться, что на щитке управления загорелась контрольная лампочка, а патрон пришел в движение;

убедиться в прибытии патрона по погасшей контрольной лампочке и получить сообщение по телефону, после чего нажать кнопку "стоп";

в свободности трубопровода убедиться по погасшей контрольной лампочке на щитке управления, по истечении не менее 1,5 минут открыть дверцу камеры пневмопочты и вынуть из камеры патрон с документами;

закрыть дверцу и сообщить о прибытии патрона по телефону.

3.17.2. При пользовании пневмопочтой запрещается:

открывать дверцу камеры пневмопочты до прибытия патрона и потухания контрольной лампочки;

отправлять патрон при загрязненной камере пневмопочты, при отсутствии в патроне торцевой крышки или когда штифты крышки не входят в пазы патрона;

самостоятельно производить очистку патронов и камер пневмопочты.

3.17.3. Запрещается пользоваться пневмопочтой для пересылки документов:

при получении уведомления от электроподстанции об отключении электроэнергии;

после дачи (работнику) электромеханику разрешения на выполнение ремонтных или профилактических работ до уведомления об их окончании;

при неисправности пневмопочты (не включение воздуходувки при нажатии кнопки "пуск", невозможность плотного запирания двери камеры, остановка патрона в трубопроводе).

Во всех случаях при обнаружении неисправности необходимо вызвать электромеханика, обслуживающего пневмопочту.

3.17.4. При получении информации об отключении электроэнергии дежурный по парку и оператор по обработке поездной информации и перевозочных документов (доставщик поездных документов) должны проинформировать друг друга, освободить камеры от патронов и плотно закрыть дверцы.