<Письмо> Минздрава России от 01.04.2021 N 30-4/И/1-4971 <Об оказании медицинской помощи лицам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека>

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 апреля 2021 г. N 30-4/И/1-4971

Министерство здравоохранения Российской Федерации во исполнение пункта 10 раздела II протокола заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере под председательством Заместителя Председателя Российской Федерации Т.А. Голиковой от 01.02.2021 N 1 сообщает следующее.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ) ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации гарантируется, в том числе предоставление медицинской помощи осуществляется в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в медицинских организациях.

Согласно статье 14 Федерального закона N 38-ФЗ оказание медицинской помощи ВИЧ-инфицированным гражданам осуществляется на общих основаниях с учетом всех видов медицинской помощи по медицинским показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Порядок организации обеспечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и C, антивирусными лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее соответственно - пациенты, лекарственные препараты), установлен Положением об организации обеспечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и C, антивирусными лекарственными препаратами для медицинского применения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 N 1512.

Право пациента на обеспечение лекарственными препаратами возникает со дня включения сведений о нем в федеральный или в региональный сегменты Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека.

Источниками финансового обеспечения лекарственных препаратов пациентов являются бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете Министерству здравоохранения Российской Федерации.

Согласно пункту 24 Положения в случае выезда пациента за пределы субъекта Российской Федерации, на территории которого пациент проживает, на территорию другого субъекта Российской Федерации, или в случае изменения места жительства такому пациенту назначаются лекарственные препараты на срок приема не более одного месяца либо организуется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья обеспечение такого пациента лекарственными препаратами на срок приема не более одного месяца.

При этом орган исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъекта Российской Федерации, с территории которого выехал пациент, представляет (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий) по запросу органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъекта Российской Федерации, на территорию которого въехал пациент, сведения о количестве назначенных или фактически предоставленных пациенту (его законному представителю) лекарственных препаратов.

Согласно Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2299 (раздел V. Финансовое обеспечение Программы) за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется оказание первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, включая заболевания, передаваемые половым путем, вызванные вирусом иммунодефицита человека, синдром приобретенного иммунодефицита, в том числе профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.

При этом субъектом Российской Федерации, на территории которого гражданин зарегистрирован по месту жительства, в порядке, установленном законом такого субъекта Российской Федерации, осуществляется возмещение субъекту Российской Федерации, на территории которого гражданину фактически оказана медицинская помощь, затрат, связанных с оказанием медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, на основании межрегионального соглашения, заключаемого субъектами Российской Федерации, включающего двустороннее урегулирование вопроса возмещения затрат.

Кроме того, в соответствии со статьей 138.3. Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ предусмотрены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации, под которыми понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету субъекта Российской Федерации из бюджета другого субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

При этом цели и условия предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются соглашениями между высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, заключаемыми в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, из бюджета которого предоставляется субсидия.

Таким образом, механизм межбюджетного взаимодействия между бюджетами субъектов Российской Федерации законодательно урегулирован, в том числе по вопросам оказания медицинской помощи, при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, включая лекарственное обеспечение.

С учетом вышеизложенного информируем вас о недопустимости отказа в лечении ВИЧ-инфицированным гражданам по причине отсутствия у них регистрации и необходимости безусловного принятия на лечение ВИЧ-инфицированных граждан Российской Федерации региональными Центрами профилактики и борьбы со СПИД независимо от наличия у граждан регистрации в регионе фактического проживания.

О.В.ГРИДНЕВ