III. Действия уполномоченного должностного лица таможенного

органа в случаях, если при контроле таможенной стоимости

ввозимых (вывозимых) товаров уполномоченным должностным

лицом таможенного органа выявлены признаки недостоверного

определения таможенной стоимости ввозимых (вывозимых)

товаров и (или) если представленные документы

не подтверждают заявленные сведения о таможенной

стоимости ввозимых (вывозимых) товаров

14. В случаях если уполномоченным должностным лицом таможенного органа установлено, что представленные документы не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения о таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, либо уполномоченным должностным лицом таможенного органа выявлены признаки недостоверности сведений, содержащихся в таких документах, предусмотренные пунктом 5 Положения, утвержденного Решением ЕЭК N 42, или пунктом 6 Порядка, утвержденного приказом N 175н, уполномоченное должностное лицо таможенного органа запрашивает документы и (или) сведения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений в отношении таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров согласно пункту 4 статьи 325 и пунктам 1 и 7 статьи 340 ТК ЕАЭС.

15. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа в целях выяснения обстоятельств рассматриваемой сделки и условий продажи ввозимых (вывозимых) товаров, обусловливающих расхождение между величиной таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров и ценовой информацией, имеющейся в распоряжении таможенного органа, а также получения пояснений относительно выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об обстоятельствах, имеющих отношение к ввозимым (вывозимым) товарам, запрашивает документы и (или) сведения, в том числе пояснения, необходимые для проведения контроля таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, у лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц, включая:

декларанта;

производителя товаров;

иностранного контрагента внешнеэкономического договора (контракта);

официальные представительства и дилеров;

экспедиторов;

страховые организации;

российских и иностранных перевозчиков;

иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к продаже, производству, перемещению и реализации товаров;

иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к строительству, возведению, сборке, монтажу, обслуживанию или техническому содействию (смета и график проведения монтажных и пуско-наладочных работ, акты выполненных работ), производимым после прибытия на таможенную территорию ЕАЭС таких товаров, как промышленные установки, машины или оборудование;

налоговые органы;

торгово-промышленные палаты;

региональные таможенные управления;

Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление;

центральные и территориальные таможенные органы государств - членов ЕАЭС, государств - участников Содружества Независимых Государств, таможенные органы иных иностранных государств (через Управление таможенного сотрудничества ФТС России);

международные организации, дипломатические и торговые представительства Российской Федерации и иностранных государств (через Управление таможенного сотрудничества ФТС России), консульства иностранных государств (резидентами которых являются иностранные контрагенты по сделке), расположенные на территории ЕАЭС;

иные государственные органы иностранных государств (через Управление таможенного сотрудничества ФТС России).

16. В целях рассмотрения обстоятельств сделки и условий продажи ввозимых (вывозимых) товаров, обусловливающих расхождение между величиной таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров и ценовой информацией, имеющейся в распоряжении таможенного органа, уполномоченное должностное лицо таможенного органа выясняет следующее:

условия организации конкретной внешнеторговой сделки: способ выбора и заказа ввозимых (вывозимых) товаров;

коммерческие условия внешнеторговой сделки: механизм формирования цены ввозимых (вывозимых) товаров, коммерческий уровень продажи ввозимых (вывозимых) товаров, формы расчета и способ оплаты ввозимых (вывозимых) товаров, виды предусмотренных контрактом скидок и условия их предоставления;

взаимоотношения контрагентов по внешнеторговой сделке: участие посредника в осуществлении внешнеторговой сделки, организационно-правовая форма покупателя, является ли один из контрагентов единственным агентом, единственным дистрибьютором другого контрагента или единственным пользователем по договору коммерческой концессии;

описание и характеристики ввозимых (вывозимых) товаров: технические, функциональные и качественные характеристики товаров, способы их изготовления и упаковки, конъюнктура рынка торговли данными видами товаров;

условия организации перевозки (транспортировки) ввозимых (вывозимых) товаров: условия поставки товаров, наличие экспедитора, маршрут следования товаров и вид транспорта, хранение товаров в стране транзита, выполнение работ по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров, наличие или отсутствие страхования;

условия реализации ввозимых товаров на территории стран - членов ЕАЭС: товары используются для собственного производства и (или) потребления либо для продажи, размер надбавки к цене.

17. Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений уполномоченное должностное лицо таможенного органа определяет исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, обстоятельств, связанных с ввозом (вывозом) товаров.

18. В запросе у декларанта документов и (или) сведений в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС уполномоченное должностное лицо таможенного органа указывает следующую информацию <12>:

--------------------------------

<12> Пункт 5 статьи 325 ТК ЕАЭС.

обоснование направленного декларанту запроса документов и (или) сведений;

перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, ДТС, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными;

перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений;

сроки представления дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, с учетом пункта 7 и абзаца первого пункта 14 статьи 325 ТК ЕАЭС.

19. Исходя из проверяемых документов и (или) сведений с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, характеристик ввозимых (вывозимых) товаров, обстоятельств, связанных с ввозом (вывозом) товаров, уполномоченное должностное лицо таможенного органа в целях проведения контроля таможенной стоимости ввозимых товаров, определенной в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС, и вывозимых товаров, определенной в соответствии с пунктом 12 Правил определения таможенной стоимости вывозимых товаров, запрашивает у декларанта документы и (или) сведения с учетом пункта 8 Положения, утвержденного Решением ЕЭК N 42 (для ввозимых товаров), или пункта 10 Порядка, утвержденного приказом N 175н (для вывозимых товаров), в том числе следующие документы и (или) сведения:

учредительные документы покупателя ввозимых (вывозимых) товаров;

внешнеэкономический договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему, содержащие условия, имеющие отношение к ввозимым (вывозимым) товарам;

счет-фактура (инвойс), проформа-инвойс;

котировки мировых бирж, в случае если ввозится (вывозится) биржевой товар;

договор перевозки (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузки, разгрузки или перегрузки ввозимых товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку ввозимых товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка ввозимых товаров осуществлялась или будет осуществляться собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, морского порта или иного места прибытия ввозимых товаров на таможенную территорию ЕАЭС не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, будут заявлены расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории ЕАЭС от места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС;

документы, подтверждающие расходы на страхование ввозимых товаров в связи с операциями, указанными в подпунктах 4 и 5 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС;

договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки;

договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы и иные документы о стоимости ввозимых (вывозимых) товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством ввозимых (вывозимых) товаров и их продажей для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС (продажей на вывоз из Российской Федерации в страну назначения), если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате;

документы (в том числе бухгалтерские) и (или) сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввозимых (вывозимых) товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);

договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае если данные расходы произведены покупателем ввозимых (вывозимых) товаров, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые (вывозимые) товары (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки).

20. При запросе у декларанта документов и (или) сведений в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС уполномоченное должностное лицо таможенного органа информирует декларанта о возможности произвести выпуск товаров в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС. При этом уполномоченное должностное лицо таможенного органа направляет декларанту расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с пунктом 6 статьи 325 ТК ЕАЭС. Расчет размера указанного обеспечения осуществляется уполномоченным должностным лицом таможенного органа с учетом пункта 6 статьи 75 ТК ЕАЭС.

21. Исходя из проверяемых документов и (или) сведений с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, характеристик ввозимых (вывозимых) товаров, обстоятельств, связанных с ввозом (вывозом) товаров, уполномоченное должностное лицо таможенного органа в целях проведения контроля таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров запрашивает следующие документы, сведения, пояснения <13>:

--------------------------------

<13> Пункты 1 и 2 статьи 340 ТК ЕАЭС.

1) у перевозчиков и (или) экспедиторов:

договор перевозки, договор транспортной экспедиции (если такой договор заключался), погрузки, разгрузки или перегрузки товаров;

заявки, счета-фактуры (инвойсы) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров;

банковские платежные документы (если счет-фактура оплачен);

акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) по договору транспортной экспедиции;

расчет стоимости перевозки (транспортировки) ввозимых (вывозимых) товаров;

пояснения перевозчика по расчету суммы расходов по перевозке ввозимых товаров до места прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС и от места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС;

транспортные тарифы, действующие в то же или почти в то же время, когда осуществляется перемещение товаров через таможенную территорию ЕАЭС, сведения о маршруте следования и расстояниях;

документальное подтверждение иных расходов, понесенных перевозчиком/экспедитором в связи с перемещением ввозимых товаров до места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС (до места назначения вывозимых товаров) (простой транспортных средств на территории иностранных государств, страхование перевозимых грузов; оплата за пользование платными дорогами);

2) у иностранного контрагента внешнеэкономического договора (контракта) и (или) производителя товаров:

прайс-листы производителя ввозимых товаров, его коммерческие предложения;

прайс-листы, коммерческие предложения, оферты продавцов ввозимых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида;

договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки;

документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввозимых товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);

договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);

бухгалтерскую документацию производителя ввозимых товаров, содержащую сведения о расходах по изготовлению или приобретению материалов, о расходах на производство, а также на иные операции, связанные с производством ввозимых товаров, коммерческие счета производителя ввозимых товаров, составленные в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета с учетом Положения об использовании при применении методов определения таможенной стоимости товаров документов, соответствующих общепринятым принципам бухгалтерского учета, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15 июля 2014 г. N 113 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org, 16 июля 2014 г.) (далее - Положение, утвержденное Решением ЕЭК N 113);

бухгалтерскую документацию производителя и (или) экспортера, содержащую сведения о сумме прибыли и коммерческих и управленческих расходах (надбавки к цене), которые производятся в стране экспорта для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС;

документы и сведения о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС ввозимых товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары;

документы об оплаченной стоимости проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) на таможенной территории ЕАЭС и необходимых для производства ввозимых товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);

сведения о стоимости ввозимых товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов, если эти сведения не указаны во внешнеэкономическом договоре (контракте) (приложении, спецификации), счете-проформе (инвойсе);

сведения, поясняющие основания предоставления продавцом скидок покупателю на конкретную партию товара, их величину, если такие скидки предусмотрены внешнеэкономическим договором (контрактом), но не определены количественно;

документы и сведения о физических и технических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование, сертификаты качества;

документы об урегулировании сторонами внешнеэкономической сделки претензий о несоответствии стоимости фактически поставленного товара и контрактной (инвойсной) стоимости в связи с отклонением количества и (или) качества поставленного товара от количества и качества, исходя из которого определялась стоимость сделки с ввозимыми (вывозимыми) товарами;

документы, подтверждающие участие продавца в распределении прибыли от деятельности покупателя (при выявлении взаимосвязи продавца и покупателя, если их запрос не противоречит условиям внешнеторговой сделки, в тех случаях, когда продавец является владельцем вклада (пая) или обладателем акций в уставном капитале покупателя);

документы, отражающие финансовые взаимоотношения продавца и покупателя, кроме расчетов по договору (контракту) купли-продажи, на основании которого производится перемещение ввозимых товаров (при выявлении взаимосвязи продавца и покупателя, если их запрос не противоречит условиям внешнеторговой сделки);

документы, свидетельствующие о том, что цена ввозимых товаров установлена таким способом, который согласуется со сложившейся практикой ценообразования в рассматриваемой отрасли или с тем, как устанавливается цена при продажах независимым покупателям (при выявлении взаимосвязи продавца и покупателя, если их запрос не противоречит условиям внешнеторговой сделки);

дилерские (дистрибьюторские) соглашения (при наличии сведений о дилерских (дистрибьюторских) скидках);

сертификаты дилера (для оценки взаимных прав и обязанностей такого рода соглашений на предмет их возможного влияния на стоимость сделки);

документы, подтверждающие расходы, связанные с оформлением товаров в таможенном отношении при вывозе на таможенную территорию ЕАЭС;

документы, свидетельствующие об уровне прибыли и дополнительных расходах посредника, агента покупателя;

сведения, подтверждающие производство ввозимых товаров компанией-контрагентом/отправителем/производителем;

сведения об учредителях иностранного контрагента.

22. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа осуществляет проверку документального подтверждения сведений о таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, по итогам которой совершает следующие действия:

1) при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений до выпуска товаров осуществляет действия в соответствии с пунктами 23 и 24 Порядка в случае если представленные декларантом документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты проведенного таможенного контроля и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов не подтверждают достоверность и (или) полноту проверяемых сведений о таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров и (или) не устраняют оснований для проведения проверки документов и (или) сведений <14>;

--------------------------------

<14> Пункт 11 статьи 325 ТК ЕАЭС.

2) завершает проверку документов и (или) сведений, запрошенных в соответствии с пунктом 7 Положения, утвержденного Решением ЕЭК N 42 (для ввозимых товаров), или пунктом 8 Порядка, утвержденного приказом N 175н (для ввозимых товаров), в срок, предусмотренный абзацем вторым пункта 14 статьи 325 ТК ЕАЭС.

При этом в случае если документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, представлены декларантом не позднее чем за 1 рабочий день до истечения срока, установленного таможенным органом при продлении срока выпуска товаров в соответствии с пунктами 4 - 6 статьи 119 ТК ЕАЭС, то уполномоченное должностное лицо таможенного органа завершает контроль таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров в указанные сроки выпуска товаров;

3) запрашивает у декларанта дополнительные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, в соответствии с пунктом 15 статьи 325 ТК ЕАЭС, в случае если представленные документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не устраняют сомнений таможенного органа в достоверности таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров;

4) осуществляет действия в соответствии с пунктами 25 - 27 Порядка, в случае если представленные декларантом документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты проведенного таможенного контроля и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов не подтверждают достоверность и (или) полноту проверяемых сведений о таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров и (или) не устраняют оснований для проведения проверки документов и (или) сведений, либо документы и (или) сведения, запрошенные уполномоченным должностным лицом таможенного органа в соответствии с пунктами 4 и 15 статьи 325 ТК ЕАЭС, либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не представлены в сроки, установленные абзацем первым пункта 14 и (или) абзацем вторым пункта 15 статьи 325 ТК ЕАЭС <15>;

--------------------------------

<15> Пункты 17 и 18 статьи 325 ТК ЕАЭС.

5) информирует декларанта о завершении контроля таможенной стоимости товаров в соответствии с пунктом 19 статьи 325 ТК ЕАЭС, в случае если представленные документы и (или) сведения либо результаты проведенного таможенного контроля и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов подтверждают достоверность таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров.