Введение

Принципиальной задачей государственной политики в области образования является повышение управляемости системы общего образования. Одним из путей ее решения выступает полноценное включение муниципальных органов власти в вопросы управления качеством образования.

Сложившаяся практика управления муниципальными образовательными системами преимущественно ориентирована на обеспечение инфраструктурных потребностей (финансирование образовательных организаций, строительство новых и ремонт существующих школ и детских садов, обеспечение горячим питанием и пр.).

Инфраструктура системы образования во всех регионах страны обновляется в рамках национальных проектов "Образование" и "Демография". При этом создаются новые места в школах и детских садах, происходит оснащение учреждений современным оборудованием для обучения и воспитания. Распределение ресурсов без учета соответствующих потребностей может приводить к дисбалансу и затруднять достижение поставленных целей.

В то же время вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования является одним из целевых показателей национального проекта "Образование". Достижение этого показателя возможно только при слаженности усилий в области повышения качества при одновременном развитии механизмов управления системой общего образования на всех управленческих уровнях, что предполагает внедрение современных подходов к принятию решений на основе мониторинга и анализа данных о состоянии системы образования, в том числе о качестве подготовки обучающихся.

Однако появление значительного числа процедур оценки качества образования и, как следствие, значительных массивов данных об образовательных результатах школьников не находит должного отражения в системах управления.

Можно констатировать низкую степень вовлеченности отдельных муниципальных органов управления образованием в процессы оценки качества образования. К причинам сложившейся ситуации можно отнести:

- значительное разнообразие образовательных организаций (городские и сельские, крупные и малокомплектные, с различными запросами на получение образования), что предполагает вариативность в применении управленческих моделей;

- сложность механизмов анализа образовательных результатов обучающихся (разнообразие оценочных процедур, недостаточное количество квалифицированных специалистов по анализу и интерпретации результатов оценочных процедур);

- недостаточная методическая проработанность механизмов использования данных оценки качества образования для принятия управленческих решений;

- недостаточная вовлеченность муниципальных органов управления образованием в процессы оценки качества образования.

Перед органами местного самоуправления в сфере образования стоит задача активного участия в создании условий для развития качественного образования, которая не ограничивается мерами воздействия на инфраструктуру образовательных организаций. Повышение отдачи от управленческих усилий возможно за счет внедрения механизмов инструментального сбора объективных данных о качестве образования. При этом анализируемые в рамках принятия решений данные должны не только учитывать уровень экономического развития региона, географические и демографические особенности конкретной местности, но и опираться на контекстные данные отдельных образовательных организаций. Такой подход позволит обеспечить наиболее эффективное расходование бюджетных средств на материально-техническое, информационно-методическое и кадровое обеспечение общеобразовательных организаций с учетом их конкретных потребностей и дефицитов.