2.3.2.1. Система мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций

Ключевое слово в организации деятельности по направлению содержится в наименовании самого направления - "мониторинг", что предполагает выявление динамики в эффективности деятельности руководителей образовательных организаций и, как следствие, выявление динамики качества работы образовательных организаций в целом.

Система мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций должна быть направлена на преодоление противоречия между требованиями к профессиональным и личностным качествам руководителя образовательной организации и уровнем его готовности к выполнению функций руководителя с целью поиска оптимальных способов повышения эффективности работы образовательной организации. Так, эффективность руководителя образовательной организации, с одной стороны, определяется его профессиональной компетентностью как совокупностью знаний, умений, профессионально важных качеств, обеспечивающих выполнение профессиональных функций, с другой стороны - реальными результатами деятельности образовательной организации.

В качестве показателей по учету руководителей образовательных организаций, повысивших уровень профессиональных компетенций могут быть использованы:

- доля руководителей образовательных организаций, повысивших уровень профессиональных компетенций;

- доля руководителей образовательных организаций с высоким уровнем сформированности профессиональных компетенций, от общего числа руководителей;

- и т.п.

Законом "Об образовании в Российской Федерации" ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации закреплена за ее руководителем. В основе деятельности руководителя образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в аспекте осуществления качественного образования лежат федеральные государственные образовательные стандарты, регламентирующие требования к результатам, структуре и условиям освоения основных образовательных программ. Кроме того, в вышеуказанном законе говорится, что образовательная организация должна обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям. При проведении мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций показателями по достижению обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ могут выступать, например, следующие:

- доля руководителей, в образовательных организациях которых 100% обучающихся 4 классов достигли базового уровня предметной подготовки при освоении образовательных программ начального общего образования (по результатам ВПР, региональных диагностических работ с обеспечением объективности на этапе проведения и при проверке работ);

- доля руководителей, в образовательных организациях которых более 50% обучающихся 5 - 9 классов достигли высокого уровня предметной подготовки при освоении образовательных программ основного общего образования (по результатам ВПР, региональных диагностических работ, ОГЭ с обеспечением объективности на этапе проведения и при проверке работ);

- и т.п.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов - также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве показателя по организации получения образования обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами может использоваться следующий:

- доля руководителей ОО, обеспечивших создание специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами.

В целях обеспечения образовательной организации руководящими работниками, обладающими высоким уровнем профессионализма, а также для улучшения качества деятельности образовательной организации должен формироваться резерв управленческих кадров, представляющих собой группу специалистов, отвечающих квалификационным и иным требованиям, которые установлены действующим законодательством, способных по своим деловым, личностным, морально-этическим качествам осуществлять профессиональную деятельность на должности руководителя образовательной организации. Несколько различных примеров показателей:

- общее количество лиц, зачисленных в резерв управленческих кадров;

- из них, имеющие планы индивидуального развития;

- из них, выполнившие планы индивидуального развития за отчетный период на 100%;

- из них, выполнившие планы индивидуального развития за отчетный период в объеме от 50 до 90%;

- из них, выполнившие планы индивидуального развития за отчетный период в объеме менее 50%;

- количество претендентов для включения в кадровый резерв, зачисленных в отчетный период;

- количество претендентов для включения в кадровый резерв, прошедших обучение в отчетный период;

- количество претендентов для включения в кадровый резерв, назначенных на руководящие должности в отчетный период;

- наличие критериев отбора претендентов для включения в кадровый резерв руководителей ОО;

- наличие системы подготовки для кандидатов, включенных в кадровый резерв;

- наличие механизма сопровождения профессионального развития руководителей ОО;

- наличие системы оценки эффективности работы руководителей ОО;

- доля претендентов для включения в кадровый резерв, охваченных личностно-профессиональной диагностикой;

- доля претендентов для включения в кадровый резерв, успешно прошедших личностно-профессиональную диагностику;

- и т.п.

Федеральными государственными образовательными стандартами определены требования к кадровым, финансовым, материально-техническим условиям реализации основных образовательных программ, которые и должны лечь в основу разрабатываемых муниципальных показателей, соответствующих данной позиции оценивания. Например, в качестве показателей, связанных с обеспечением образовательной организации квалифицированными педагогическими работниками, могут использоваться следующие:

- наличие учителей с установленной первой и высшей квалификационной категорией;

- доля учителей с высшим образованием;

- доля молодых учителей (до 35 лет);

- доля учителей со стажем работы до 3 лет;

- и т.п.