Решение Коллегии Суда от 28.12.2015 и Апелляционной палаты Суда от 3.03.2016 года по делу по заявлению ИП Тарасика К.П., решение Коллегии Суда от 11.10.2018 года по делу по заявлению ООО "Ойл Марин Групп"

Решение Коллегии Суда от 28.12.2015 и Апелляционной палаты Суда от 3.03.2016 года по делу по заявлению ИП Тарасика К.П. <1>, решение Коллегии Суда от 11.10.2018 года по делу по заявлению ООО "Ойл Марин Групп" <2>

--------------------------------

<1> N C-4/15. URL: http://courteurasian.org/court_cases/C-4.15/.

<2> N C-1/18. URL: http://courteurasian.org/court_cases/C-1.18/.

Суд ЕАЭС последовательно формулировал позицию относительно условий проведения мониторинга Евразийской экономической комиссией по обращению хозяйствующих субъектов, начиная с 2015 года - при рассмотрении заявления и апелляционной жалобы ИП Тарасика К.П. Суд установил, что при отсутствии прямого запрета на направление в Комиссию требования по проведению мониторинга для хозяйствующих субъектов они могут быть не только источниками информации, но и поводом проведения мониторинга. Однако для начала установленной процедуры хозяйствующему субъекту необходимо представить в Комиссию обоснованные доводы, свидетельствующие о том, что в правовой системе государства-члена существуют нормы, не соответствующие международным договорам, входящим в право Союза и Таможенного союза, в государствах - членах Союза складывается разная практика применения международных договоров.

В 2018 году в решении по делу ООО "Ойл Марин Групп" Суд сформулировал позицию, согласно которой хозяйствующий субъект обладает законным интересом в надлежащем исполнении государствами-членами международных договоров, входящих в право Союза, и, как следствие, в осуществлении Комиссией мониторинга и контроля исполнения международных договоров, входящих в право Союза, и решений Комиссии, а также в уведомлении государств-членов о необходимости их исполнения, при условии, что такие акты права Союза наделяют его соответствующими правами. Суд также указал, что мониторинг, осуществляемый Комиссией, фактически представляет собой деятельность уполномоченного органа Союза по сбору, обобщению и оценке информации об исполнении государствами-членами международных договоров, входящих в право Союза, и решений органов Союза для обеспечения единообразного и эффективного правового регулирования в рамках Союза. Основной его целью является оценка исполнения государствами-членами международных договоров и решений органов Союза.

В настоящее время Комиссией не принят акт права Союза, регулирующий процедуру проведения мониторинга, однако действует приказ Евразийской экономической комиссии от 12 марта 2020 года N 56 "О порядке проведения мониторинга исполнения (соблюдения) государствами - членами Евразийского экономического союза международных договоров, составляющих право Евразийского экономического союза, решений Высший Евразийского экономического союза, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии" (с изменениями, внесенными приказом от 28 сентября 2020 года N 332), воспроизводящий по существу правовые позиции Суда ЕАЭС.

Согласно пункту 2 Приказа мониторинг представляет собой деятельность по сбору, обобщению, анализу и оценке информации об исполнении (соблюдении) государствами-членами Договора, международных договоров и решений для обеспечения эффективного правового регулирования и единообразного правоприменения в Союзе. Пункт 3 Приказа устанавливает, что основными целями мониторинга являются оценка исполнения (соблюдения) государствами-членами положений Договора, международных договоров и решений, выработка и принятие необходимых мер по обеспечению исполнения (соблюдения) государствами-членами указанных международных договоров и решений и выработка предложений по совершенствованию права Союза.

Пункт 7 устанавливает, что информация и сведения, являющиеся основаниями для начала проведения мониторинга, могут содержаться в обращении органа государственной власти государства-члена или хозяйствующего субъекта. Согласно пункту 17 в случае проведения мониторинга на основании поручения и (или) в связи с обращением органа государственной власти государства-члена или хозяйствующего субъекта мониторинг завершается по согласованию с курирующим членом Коллегии с информированием инициатора.

Исполнение Евразийской экономической комиссией решения Коллегии Суда ЕАЭС по делу по заявлению ООО "Ойл Марин Групп" было также предметом рассмотрения Коллегией Суда в постановлении от 12 июня 2019 года.