Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2002 N КАС02-373 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 18.04.2002 N ГКПИ2002-364, которым было отказано в удовлетворении жалобы об отмене Постановления Правительства РФ от 13.01.1996 N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" в части, касающейся государственных и муниципальных медицинских учреждений>
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Кебы Ю.Г.,
Пелевина Н.П.,
с участием прокурора Федотовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 25 июля 2002 г. гражданское дело по жалобе Фуркалюка М.Ю. на Постановление Правительства РФ от 13 января 1996 года N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" в части, касающейся государственных и муниципальных медицинских учреждений (пункты 1, 4, 7 Правил) по кассационной жалобе Фуркалюка М.Ю. на решение Верховного Суда РФ от 18 апреля 2002 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения Фуркалюка М.Ю. и его представителей - Старченко А.А. и Саверского А.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
Фуркалюк М.Ю. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с требованием об отмене Постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" в части, касающейся государственных и муниципальных медицинских учреждений (пункты 1, 4, 7 Правил), ссылаясь на то, что в нарушение требований Конституции РФ и "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" оспариваемый нормативный правовой акт допускает предоставление платных медицинских услуг в названных медицинских учреждениях, что приводит к нарушению права граждан на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального закона при разрешении спора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27 утверждены Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями.
Правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно - профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно - исследовательскими институтами и государственными медицинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования, и являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд РФ правильно руководствовался требованиями федерального закона, в частности, ст. 20 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", согласно которой гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Как правильно указал суд в своем решении, Правила не противоречат приведенным положениям Основ.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранения, что позволяет осуществлять контроль за возможностью оказания медицинским учреждением квалифицированной помощи.
Согласно п. 7 Правил государственные и муниципальные медицинские учреждения, предоставляющие населению платные медицинские услуги, обязаны вести статистический и бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной деятельности и платным медицинским услугам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 года N 1096 утверждена (приведенная выше) Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, которой предусмотрены виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно.
Обоснованно сослался суд и на то, что в статьях 50 и 120 отсутствует запрет некоммерческим организациям, в частности, государственным и муниципальным медицинским учреждениям оказывать платные медицинские услуги населению в дополнение к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи.
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: пропущено наименование нормативного акта. По-видимому, имеются в виду статьи 50 и 120 Гражданского кодекса РФ.
По изложенным мотивам вывод суда о законности оспоренных Правил является обоснованным, а довод в кассационной жалобе о неправильном применении судом норм материального закона при разрешении спора несостоятелен.
В кассационной жалобе заявитель ссылается также на несоответствие Правил ст. 41 Конституции РФ, предусматривающей, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
С таким утверждением Кассационная коллегия согласиться не может, поскольку согласно Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан в России гарантирован объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с программами.
Кроме того, вопрос о проверке конституционности Постановления Правительства РФ отнесен законодательством к исключительной подведомственности Конституционного Суда РФ.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверялись судом первой инстанции и обоснованно отвергнуты как несостоятельные. Соответствующие мотивы изложены в решении суда.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия
решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2002 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Фуркалюка М.Ю. - без удовлетворения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей